Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие на планету «Ларола»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Подгрупповое занятие по формированию фонетической стороны речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Тема: «Путешествие на планету «Ларола»

   

                                                              ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

 

       

Коррекционные

— закрепление  навыков различения звуков [р]- [л] в слогах, в словах, в

     предложениях;

— развитие фоне матического восприятия;

— развитие мелкой моторики.

Развивающие:

— формирование навыков фонематического анализа и синтеза;

— продолжать закреплять умение определять место звуков [р], [л]  в словах;

— развитие навыка составления предложения с заданным словом;

— закрепление умения согласовывать числительные с существительными;

— тренировка памяти, внимания, активизация словаря.

Воспитательные:

— воспитание желания активно работать на занятии, добрые отношения друг к другу.

                                                                  ОБОРУДОВАНИЕ

         Макет ракеты, планеты «Ларола»; сигнальные карточки самолёты-ракеты;  мячики-ёжики на каждого ребёнка; металлофон;  мяч; карточки-«звёзды» с картинками (картинки: рак, лук, мел, сыр, юла, рот); крышечки для работы с карточками; магнитная доска; глобус; карточки с цифровым полем; подарки – мячики в виде планеты.                                                

                                                           План  занятия.                          

1. Дифференциация звуков [р], [л]

       Игра «Самолёт»

       Игра «Запуск ракеты».

2. Артикуляционная характеристика звуков ( их сходство и различие).

3. Речевая зарядка с элементами самомассажа мячиком-ёжиком пальцев и кистей рук.

4. Игра «Сигнальщики».

5. Дифференциация звуков в словах «Общение с жителем планеты».

6. Игра «Замени звук в слове» (с мячом).  

7. Игра «Звук – путешественник» - определение места звука в слове.

8. Звуковой анализ и составление схем слов.

9. Дифференциация звуков [л], [р] в скороговорке.

10. Игра «Счетовод».

11. Итог занятия.

                                                     

                                                   Ход занятия

Звучит спокойная музыка.

Логопед: Сегодня мы с вами отправляемся на планету «Ларола». На чём можно полететь в космос?

Дети: На корабле космическом, на ракете.

Логопед: Мы с вами полетим на ракете, но прежде, чем мы туда полетим, нужно осмотреть ракету. Всё ли в порядке? Нет ли поломок? Ракета большая, нужны самолёты, чтоб можно было всю её осмотреть. Давайте превратимся в самолеты.

 1. Дифференциация звуков [р], [л]

        Игра «Самолёт»

 Дети имитируют полёт самолёта, произнося звук  [л], осматривают ракету.

Логопед: Всё в порядке! Готовимся к полёту.

        Игра «Запуск ракеты».

Логопед: К запуску ракеты приготовится! (Вытягивает руки вперёд, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх.)

Дети: Есть приготовиться! (Повторяют движения логопеда.)

Логопед: Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук.)

Дети: Есть включить контакты. (Повторяют движения логопеда.)

Логопед: Завести мотор!

Дети: Есть завести мотор!( Выполняют круговые движения кулачками один вокруг другого и произносят звук [р], в это время логопед начинает обратный счёт).

Логопед: 5, 4, 3, 2, 1 – пуск! (Дети поднимают руки вверх. Загораются лампочки на ракете, садятся на ковёр).

2. Артикуляционная характеристика звуков ( их сходство и различие).

Логопед: Мы с вами летим на планету «Ларола», а какие согласные звуки вы услышали  в названии этой планеты?

Ддти: Звуки  [л] , [р].

Логопед: Чем же похожи эти звуки?

Дети: При произношении звуков язычок поднят вверх.

Логопед: А чем различаются?

Дети: При произношении звука [р] язычок «дрожит».

3. Речевая зарядка с элементами самомассажа пальцев и кистей рук мячиком-ёжиком.

Логопед: На планете «Ларола» живут жители – ларолуны. Разомнём свой язычок и пальчики для общения с ними. Возьмите в руки волшебные мячики.

  (Во время проговаривания слогов катают мячик  между ладонями круговыми движениями, постепенно увеличивая нажим и темп).

     Ра-ра-ра – высокая гора (поднимают руки вверх, держат мячик пальцами правой  

                       и левой руки).

     Ла-ла-ла – лодочка плыла (соединяют ладони лодочкой, мячик лежит на ладони).

     Ра-ла-ра – очень острая игла («покалывают» каждый пальчик мячиком).

     Ры-лы-ры – с мылом моем руки мы (имитируют мытьё рук).

     Лу-лу-ру – принимаете в игру?

4. Игра «Сигнальщики»

Логопед: У нас на ракете своя азбука Морзе. Если услышите звук [р] поднимите сигнальную карточку с изображение ракеты, на звук [л] - карточку с изображение самолёта, а если два звука в слове – две карточки.

   Слова: глобус, ракета, астроном, пилот,  планеты, Венера, Юпитер, Сатурн, радуга, луна, космодром, королева, глобус, мармелад.

 Логопед: Составьте предложения со словами: планета, астроном.

5. Дифференциация звуков в словах

 Логопед: Мы и подлетаем к планете, посмотрите в иллюминатор.

Звучит музыка.

Логопед: Выходите из ракеты, вот мы  и прилетели на планету «Ларола» (осматриваются).

Слышите, какие-то необычные звуки раздаются? А вот и житель этой планеты.

  Выходит ларолун.

Ларолун: Салораман!

Логопед: Он здоровается с нами! Ответим ему на его языке.

Дети: Салораман! Здравствуйте!

Ларолун. Сласвуйте!

Дети поправляют жителя другой планеты и ещё раз правильно говорят слово «здравствуйте».

Ларолун: Дарала знароламися.

Логопед: Давайте познакомимся. (Дети называют свои имена, знакомятся).

Ларолун: Сама Карена Ларола!

Логопед: Он говорит, что его планета называется «Ларола». А как зовут нашу планету?

Дети: Наша планета – Земля!

Логопед: Трудный язык на планете «Ларола». Только мы с любыми трудностями справимся.

Ларолун: Дарала играла!

Логопед: Лоролун предлагает нам поиграть в игру.

6. Игра «Замени звук в слове» (с мячом).  

Логопед: Нужно заменить в словах звук [л] на  [р].

Ларолун бросает мяч ребёнку со словом «лов», ребёнок возвращает мяч, изменив первый звук [л] на [р] – «ров».     Слова: жир – жил, лов - ров, лама – лама,  ложки – рожки, лука – рука, лак –рак, ложь –рожь.

7. Игра «Звук – путешественник» - определение места звука в слове.

Логопед: Я предлагаю вам поиграть. (Дети  садятся  за стол. На столе карточки – «звёзды» с картинками).  У каждого есть карточка с картинкой. Назовите свои картинки. Определите место звуков [л] или [р] и закрутите крышечку в схеме слова –  в начале, в середине или в конце.

     Картинки: рак, лук, мел, сыр, юла, рот.

Проверим, все правильно выполнили?

8. Звуковой анализ и составление схем слов.

Задание выполняется на карточках-«звёздах» с картинками.

Логопед: Мы определяли место звука, а теперь составьте схему слова. Как закручиваем крышечки?

Дети: гласные – красные крышечки, твёрдые согласные – синие, мягкие согласные – зелёные.

Карточки крепятся на доску, проверяется выполнение задания.

9. Дифференциация звуков [л], [р] в скороговорке.

Логопед: Давайте научим жителя планеты говорить правильно скороговорку: «Проворонила ворона воронёнка». Пусть попробует сказать так же быстро, как и вы.

  Дети проговаривают скороговорку.

Логопед: Пора возвращаться на землю (подходят к ракете.) Хорошо провели время? Понравилось на планете «Ларола»? Жителю планеты подарим глобус  и приглашаем его к нам в гости.

Лоролун дарит детям мячики.

 Повторяется часть игры «Запуск ракеты».

Ракета не работает, лампочки не загораются.

Лоролун: Нарала скарала считала. (Раздаёт карточки с цифровым полем – 1 3 5 ; 2 4 7 ; 1 4 8 ; 1 5 10; 2  6  8 ; 5  7  9.)

10. Игра «Счетовод».

Логопед: Ларолун говорит, что нужно посчитать слово ракета, тогда наша ракета заработает.

Дети считают: Одна ракета, три ракеты, пять ракет и т.д.

Звучит музыка, лампочки загораются. Прощаются, дети и логопед садятся на ковёр.

Путешествие закончилось.

11. Итог занятия.

 Подведение итогов, что интересное было.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по космическим планетам" подготовительная группа

Итоговая ннод по теме "Космос" в подготовительной к школе группе. Закрепление знаний о планетах солнечной системы.Закрепление знаний по ОО "Познание"( ФЭМП)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествия по планетам"

Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие....

непосредственно-образовательная деятельность:"Путешествие по планетам" по теме:"Космос" в подготовительной группе

Тема;  Цель;  Задачи;  Предварительная работаХод Н.О.Д.:1Орг.момент-Д/У:"Дешифровщик"-закодировано слово; стих- отгадка; проблемная ситуация; загадка2Осн.часть: помощник- астроном, блиц...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие на планету математики, состав числа 9» в группе общеразвивающей направленности от 6-ти до 7-ти лет №7

Цель: Учить составлять и решать задачи и примеры. Закрепить состав числа 9, закреплять знания детей о геометрических фигурах Программное содержание:Обучающие задачи:• Продолжать учить составлять ...

Непосредственно образовательная деятельность "Путешествие на планету "Математика"

Цель образовательной деятельности: закрепление изученного материала, счёт в пределах 15, решение простых арифметических задач....

Непосредственно образовательная деятельность «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ ЗНАНИЙ» (подготовительная к школе группа) из опыта работы

Подготовка детей к школе через развитие коммуникативных навыков в познавательной деятельности....