Использование загадок в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи
методическая разработка по логопедии по теме
Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_v_korrekcionnoy_rabote_s_detmi.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование загадок в системе
коррекционно-развивающей работы
с детьми, имеющими стойкие
нарушения речи
Подготовили:
Дунаевская Алла Владимировна учитель-логопед ГБОУ№ 869,
Красавина Наталья Васильевна учитель-логопед ГБОУ№ 1386
г. Москва
2012год
Дети дошкольного возраста любят слушать потешки, пословицы, поговорки, считалочки, загадки. Быстро их запоминают, часто по аналогии с услышанным пытаются что-то сочинить сами.
Произведения устного народного творчества, или, как их еще называют, малые формы фольклора, так же, как и сказки, стихи, рассказы (произведения писателей и поэтов) служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывают огромное влияние на развитие и обогащения их речи.
Ю.Г. Илларионова - автор книги «Учите детей отгадывать загадки» пишет - «Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только, обращаясь к загадке, уметь видеть ее мудрую глубину и эстетическую привлекательность».
Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают его мудрость. Они входили в обряды, включались в праздники, использовались для проверки знаний, находчивости.
В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
Ребенок, отгадывая загадки, учится наблюдать, выделять основные признаки предметов и явлений, запоминать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, мыслить отвлеченно.
Загадки помогают детям открывать и объяснять мир, обогащают их эмоциями, расширяют воображение, раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми и образными выражениями, сравнениями, юмором.
Включение загадок в занятие вызывает у детей радость, поднимает эмоциональный настрой, активизирует детей, повышает их интерес к занятию, что в конечном итоге, сказывается и на его продуктивности.
Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично, и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Например:
«Это кто с высокой ёлки
В меня шишку бросил ловко?
Разложил в кладовочке
Орешки на полочке,
На ветвях грибы развесил-
Тот зверек вам всем известен». (Белка).
Большой интерес для детей представляют загадки, сочиненные в виде небольшого стихотворения, и загадки, где требуемое слово: (отгадку) подсказывает рифма в последней строке:
«Я люблю с тобой играть, «Краснею на грядке,
Пойдем вместе мы гулять, Я круглый и гладкий,
Тебя в коляске покатаю: Расту за забором,
- Ты не плачь, моя родная. Зовусь... (Помидором)»
И обедом накормлю,
Спать в постельку уложу». (Кукла)
Широко известны загадки К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто. Их ценность огромна. Но в данной работе все загадки, которые приведены в качестве примера, составлены педагогами группы.
Тематика загадок очень разнообразна. Их содержанием является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир и др. Специфика нашей работы дает возможность классифицировать загадки, объединить их в группы соответственно изучаемым темам: загадки об овощах и фруктах, грибах, временах года, игрушках, одежде, животных и т.д.
Рассматривая загадку как средство развития речи и мысли ребенка, можно наметить определенную целенаправленность и последовательность при работе с ней:
- уточнение представлений детей об окружающем мире и
расширение и активизация словарного запаса; - знакомство с многозначностью слов и употребление слов и
понятий в переносном значении на основе сходства
предметов и явлений; - развитие логического мышления;
- воспитание навыков связной речи у детей.
Использование загадок с целью уточнения и расширения представлений детей об окружающем их мире и пополнение словарного запаса широко практикуется в системе коррекционной работы с детьми в группах с ОНР.
Как известно, в ходе специального обучения осуществляется постепенное овладение детьми самостоятельной свободной речью - от кратких высказываний к развернутым фразовым ответам, а затем к самостоятельным рассказам. От доступных форм ситуативной речи к последующему переходу к речи контекстной.
На начальных этапах обучения, используя загадки, мы учим детей воспринимать и выделять из содержания загадки характерные признаки или явления, свойственные предмету.
Так, рассматривая с детьми на занятии игрушки, а конкретно пирамидку, обращаем внимание на ее цвет - разноцветная, пестрая, расписная, цветная и т.д. Уточняем её строение - есть кольца, собрана из колечек, состоит из колец; сравниваем размеры колечек - большие, поменьше, ещё меньше, совсем маленькие. Играем с пирамидкой, её разбираем и собираем.
Необходимо сказать, что словарь, предлагаемый детям для усвоения, логопед специально подбирает с учетом содержания загадки, которую он предложит детям об этой игрушке;
«Вся цветная, расписная, Из колечек собрана я. Ты со мною поиграй - Разбирай и собирай».
Такое подробное рассматривание предметов мы обычно организуем на самом первом занятии по той или иной теме. Загадку же предлагаем несколько позже - или перед изображением предмета на занятии по изодеятельности, или в игре-загадке «Угадай-ка» на занятии по развитию речи, где детям можно предложить уже несколько загадок о разных игрушках:
«Я рассыплю на ковре «Новая, блестящая,
Формы разноцветные; Совсем как настоящая:
Мост построить я смогу, И мотор, и фары есть.
Дом и окна светлые» Так за руль и манит сесть.
(Кубики, конструктор) (Машинка)
Постепенно переходим к загадыванию загадок с целью закрепления и обобщения знаний детей по теме. Формируем навыки доказательства, учим детей припоминать, сравнивать, думать, догадываться. Развиваем навыки описательной речи, активизируем словарь детей, упражняем в вариативном его использовании. Так, закрепляя знания детей по теме «Домашние животные», играя в «Угадай-ку», предлагаем загадку -
«Глазки смелые, зубки белые, А усы-то, а усы... Удивительной красы. Мягкие лапки, А в лапках цап-царапки».
Дети легко отгадывают: «Это кошка, киска, кошечка, кот, котёнок...».
Логопед спрашивает: «А как вы догадались? Какие слова загадки помогли вам узнать кошку?».
Дети: «Усы, когти, цап-царапки, у кошки острые зубки, мягкие лапки, на лапках подушечки...».
Логопед: «Зачем ей такие мягкие лапки?».
Ответы детей: «Чтобы тихо ходить, подкрадываться, ловить мышку, чтобы её никто не услышал...».
Логопед: «Кошка охотится за мышами, она подкрадывается к ним потихоньку, ходит осторожно. А как ещё можно сказать - как ходит кошка?».
Дети отвечают: «Бесшумно, легко, неслышно, крадучись...».
Логопед: «А всегда ли у неё бывают мягкие лапки?».
Дети: «Нет, только тогда, когда кошка добрая, ласковая, не сердиться, когда её никто не обижает».
Логопед: «А когда сердится?».
Дети: «Тогда она выпускает когти, кошка царапается, шипит, набрасывается».
Основная цель данной беседы по содержанию загадки - вызвать интерес детей к речевым упражнениям, повысить их речевую активность, разнообразить речь, активизировать внимание, память, проверить знания детей. Аналогично можно побеседовать по содержанию других загадок по этой же теме:
«По лугу она гуляла, «Что за хвост
Сочную травушку щипала, И что за грива?
А вернулась вечерком - Она скачет так красиво,
Напоила молочком: «И-го-го» - кричит она,
«Му-му-му - молока кому?» Хочет покатать тебя.»
(Корова) . (Лошадь)
Очень полезно в последующем выучить эти загадки наизусть. Это будет началом работы по обучению в составлении описательных рассказов об игрушках и предметах, а также упражнением в усвоении темпа речи, выразительности, силы голоса, речевого дыхания и др.
Параллельно с уточнением и расширением представления детей об окружающем мире и накоплением их словаря, мы обращаем внимание детей на многозначность слова, учим понимать значение слова обобщенно, отвлеченно, в переносном значении.
Начиная со второго периода обучения и на протяжении всего третьего, мы широко используем на занятиях прием сравнения предметов. И загадки подбираем соответствующие. Сравните:
«За зеленую косичку
Из норы тащу лисичку.
У неё длинный нос,
В землю глубоко он врос». (Морковь)
Чтобы дети отгадали эту загадку, нужна предварительная подготовка и речевые упражнения. На каждом занятии мы предлагаем детям сказать о предмете по-разному, учим видеть сходство и различие между предметами (на кого похож, чем похож, с чем можно сравнить и т.д.). Эти упражнения помогают не только усвоить новые слова и понятия, но и систематизировать словесный материал, его обобщить и классифицировать.
Вот ещё примеры загадок, которые учат детей сообразительности, умению из многообразия предметов и явлений отбирать только характерные данному предмету или явлению признаки:
«Я ни яблочко, ни груша, «Это что ещё за зайка?
Ты меня попробуй, скушай. Ты пойди его поймай-ка!
Среди всех моих друзей Скачет к Кате, скачет к Пете.
Не найдешь меня кислей». Любят с ним играть все дети».
(Лимон) (Мяч)
Следующий прием в работе с загадкой - формирование навыков связной речи у детей. Это может быть занятие, на котором перед детьми ставится задача самим загадать загадку о предмете (составить описательный рассказ). Эти занятия могут проводиться в форме дидактической игры.
Сначала подбираются для описания (загадывания) однотипные предметы - только машины, мячи, домики и т.д.,
но различные по цвету, материалу, форме, пространственному расположению частей... Это облегчает детям задачу, так как общая тема помогает лучше заметить отличительные особенности предмета и назвать их в своём описательном рассказе. Для достижения той же цели можно использовать такой методический приём (или вид работы) как аппликация-загадка.
Дети получают индивидуальные конверты с готовыми формами для аппликации. В одном конверте овалы разного цвета и величины (это пирамидка), в другом квадраты, прямоугольники, треугольники (это кубики), в третьем два круга, прямоугольники, квадрат (это машина). Содержание других конвертов: части домика, лодочки, мячей и т.д. Подбираются конверты по количеству детей.
Детям предлагается задание угадать и выложить игрушку из имеющихся у них форм. Уже только одно это задание требует от детей умственного напряжения, припоминания, сравнения, воображения, внимания и наблюдательности. Но мы требуем от детей ещё и доказательства своих выводов. Это доказательство оформляется ребенком в виде описательного рассказа с употреблением в рассказе сложных синтаксических конструкций, вскрывающих причинно-следственные связи.
Примеры рассказов детей:
Саша - «У меня машина. Эти чёрные кружочки - колёса. А большой зелёный прямоугольник - кузов. Прямоугольник поменьше - кабина, а жёлтый квадратик - это окно в кабине...».
Лена - «Я узнала пирамидку. Эти овалы - колечки у пирамидки. Они разноцветные - это красное, это зелёное, это жёлтое. Самое большое колечко должно быть внизу, а самое маленькое - наверху. Так пирамидка не упадёт...».
Одновременно дети могут рассказать и о способе выполнения аппликации, констатируя в своём рассказе последовательность наклеивания, пространственное расположение деталей аппликации на листе бумаги, их цвет, форму и т.д.
Более сложным в обучении детей навыкам связной речи будет задание объяснить загадку, расшифровать и доказать. Например:
«Зверь забавный сшит из плюша, Есть и лапы, есть и уши. Мёду зверю дай немного И устрой ему берлогу».
Дети без труда узнают мишку: «Это мишка, медведь, медвежонок...». «Как же вы догадались?» - задаёт вопрос логопед.
«Потому что медведи любят мёд», «Мишка мёд ест», «Медведь живёт в берлоге», «Зимой медведь спит в своей берлоге» - отвечают дети.
«А как вы думаете, - спрашивает логопед, - этот медведь настоящий?».
«Нет, он игрушечный», «Его сшили из плюша, он плюшевый», «А ещё игрушечные медведи могут быть резиновыми, пластмассовыми» - доказывают дети.
В конце беседы логопед предлагает кому-то из детей ещё раз объяснить (доказать) загадку, объединив единичные высказывания детей в один общий связный рассказ, который может быть следующим: «Вы нам загадали загадку про игрушечного мишку, потому что он плюшевый, его сшили. Еще игрушечные медведи могут быть резиновыми и пластмассовыми. Все медведи любят мёд. Всю зиму они спят в своей берлоге, а весной просыпаются...».
Используя загадки на занятиях логопеда и воспитателя в работе с детьми, мы не ставим цель научить детей быстро их отгадывать и запоминать в большом количестве.
Наша задача - научить детей активно мыслить, наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, прочно усваивать необходимые знания и понятия, грамотно и связно излагать свои мысли.
Использованная литература:
Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. Москва, 1968
Миронова СА. Развитие речи дошкольников на
логопедических занятиях. Москва, 1991
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва: Просвещение, 1985
Михеева Е.И. Развитие речи детей раннего и
дошкольного возраста. Москва, 1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)
Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...
Использование фонетических театрализованных сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Научно - методическая статья...
«Умные резиночки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)
Цель данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования, а именно: «резиночки для волос».Игры с нестанда...
«Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.Особенности сегодняшних дошкольников с ТНР диктуют нам необходимость поиска новых игр, творче...
Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Городское методическое объединение учителей-логопедов "Использование приёмов сенсорной интеграции в логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"...
Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"
Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...