Развитие навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Шевчук Ольга Александровна

Обучение грамоте, обучение чтению не начинается со знакомства с буквами. Буква - знак звука или его графическое изображение. Прежде чем знакомить со знаками, необходимо знакомить с самими звуками. Поэтому обучение грамоте начинается со знакомства со звуками, т.е. буквенному периоду предшествует длительный добуквенный период звукового анализа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_k_shkole.docx18.78 КБ
Файл zvukovoy_analiz.pptx835.25 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыка звукового и слогового анализа слова.

От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с орфографии.

Д.Б.Эльконин.

Обучение грамоте, обучение чтению не начинается со знакомства с буквами. Буква - знак звука или его графическое изображение. Прежде чем знакомить со знаками, необходимо знакомить с самими звуками. Поэтому обучение грамоте начинается со знакомства со звуками, т.е. буквенному периоду предшествует длительный добуквенный период звукового анализа.

Одним из направлений в логопедической работе является развитие навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов. Дети учатся разливать звуки на слух, называют слова с определенным звуком, находят слова с этим звуком, определяют место звука в слове.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, количества и места звуков по отношению к другим звукам, определение наличия звука в слове, определение первого и последнего звука, основных качественных характеристик звука (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой). Это является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте.

Усвоение звуковой стороны слова - сложный и длительный процесс для всех детей и осуществляется в различных видах деятельности. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.

Важно уделять внимание следующих моментам:

  • Развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
  • Регулировка силы голоса.
  • Умение различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, а также определять место звука в слове.
  • Правильность постановки ударения в слове.
  • Обучение умению делить двух- и трехсложные слова на слоги.
  • Обучение преобразованию слов, состоящих из 1-2 частей, в двух- и трехсложные слова.
  • Определение последовательного звучания слогов в слове.
  • Важно уделять внимание правильной дикции.
  • Ребенок должен уметь составлять схемы слов и предложений.
  • Уметь различать мягкие и твердые звуки, гласные и согласные и т.д.

Нарушение звукового анализа слова выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, т.е. ориентируется только на его смысловое значение, не воспринимает его фонетическую сторону (последовательность составляющих его звуков). Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, ребенок отвечает «сок яблочный или апельсиновый». В данном случае эффективна игра «Живые звуки».

Дети с речевыми нарушениями испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звука в слове.

Важно помнить, что

  • Звуки – мы слышим и произносим.
  • Звуки бывают гласные и согласные.
  • Буквы – мы пишем и читаем.

Для совершенствования звукового анализа и синтеза применяются различные речевые игры. Они помогают ребенку понять принцип звуковой формы слова, учат устанавливать последовательность звуков в слове. Речевые игры можно применять в любое время: во время прогулки, дома и т.д. Также можно использовать игры на этапе автоматизации звуков, это поможет ребенку услышать произносимый звук.

План анализа слова:

  1. Произнеси слово и послушай его.

Этот пункт исключительно важен для развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение звуков из слова, взрослый должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством воспитания у дошкольников устной речи.

  1. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам: выполняя второй пункт плана, ребёнок произносит слово дважды: в первый раз целиком, а во второй по слогам. 
  2. Протяни (выдели первый звук в слове, назови его и охарактеризуй). Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора. 
  3. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)
  4. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
  5. Третий звук и т.д.
  6.  «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:
  • сколько всего звуков в слове?
  • сколько гласных? 
  • сколько в слове слогов?

Овладение навыками звукового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие навыка звукового и слогового анализа слова . учитель-логопед Шевчук О.А. МАДОУ ПГО «Детский сад №63 комбинированного вида» г .Полевской , 2024г .

Слайд 2

Что такое звуковой анализ? Звуковой анализ слова - это определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой ). Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове. Звуковой анализ выполняется путем выделения голосом звуков в слове и их характеристики.

Слайд 3

Важно уделять внимание следующих моментам:

Слайд 4

Игра «Живые звуки» Педагог называет слово и распределяет звуки между детьми. Дети, изображающие звуки должны выстроиться в правильной последовательности. К Т О

Слайд 5

Важно помнить!

Слайд 6

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игры на развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов".

В данной методической разработке представлены игровые упражнения, направленные на формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов....

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Мастер-класс на тему: «Игровые приемы в работе по обучению навыкам звукового и слогового анализа и синтеза»

Чтение и письмо - виды деятельности, основой для которых является устная речь. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной реч...

Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов».

Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов».Задачи:1. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. 2. Закреплять на...

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».

Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно,  навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».

Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно,  навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....