Развитие навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Обучение грамоте, обучение чтению не начинается со знакомства с буквами. Буква - знак звука или его графическое изображение. Прежде чем знакомить со знаками, необходимо знакомить с самими звуками. Поэтому обучение грамоте начинается со знакомства со звуками, т.е. буквенному периоду предшествует длительный добуквенный период звукового анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_k_shkole.docx | 18.78 КБ |
zvukovoy_analiz.pptx | 835.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыка звукового и слогового анализа слова.
От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с орфографии.
Д.Б.Эльконин.
Обучение грамоте, обучение чтению не начинается со знакомства с буквами. Буква - знак звука или его графическое изображение. Прежде чем знакомить со знаками, необходимо знакомить с самими звуками. Поэтому обучение грамоте начинается со знакомства со звуками, т.е. буквенному периоду предшествует длительный добуквенный период звукового анализа.
Одним из направлений в логопедической работе является развитие навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов. Дети учатся разливать звуки на слух, называют слова с определенным звуком, находят слова с этим звуком, определяют место звука в слове.
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, количества и места звуков по отношению к другим звукам, определение наличия звука в слове, определение первого и последнего звука, основных качественных характеристик звука (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой). Это является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте.
Усвоение звуковой стороны слова - сложный и длительный процесс для всех детей и осуществляется в различных видах деятельности. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.
Важно уделять внимание следующих моментам:
- Развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
- Регулировка силы голоса.
- Умение различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, а также определять место звука в слове.
- Правильность постановки ударения в слове.
- Обучение умению делить двух- и трехсложные слова на слоги.
- Обучение преобразованию слов, состоящих из 1-2 частей, в двух- и трехсложные слова.
- Определение последовательного звучания слогов в слове.
- Важно уделять внимание правильной дикции.
- Ребенок должен уметь составлять схемы слов и предложений.
- Уметь различать мягкие и твердые звуки, гласные и согласные и т.д.
Нарушение звукового анализа слова выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, т.е. ориентируется только на его смысловое значение, не воспринимает его фонетическую сторону (последовательность составляющих его звуков). Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, ребенок отвечает «сок яблочный или апельсиновый». В данном случае эффективна игра «Живые звуки».
Дети с речевыми нарушениями испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звука в слове.
Важно помнить, что
- Звуки – мы слышим и произносим.
- Звуки бывают гласные и согласные.
- Буквы – мы пишем и читаем.
Для совершенствования звукового анализа и синтеза применяются различные речевые игры. Они помогают ребенку понять принцип звуковой формы слова, учат устанавливать последовательность звуков в слове. Речевые игры можно применять в любое время: во время прогулки, дома и т.д. Также можно использовать игры на этапе автоматизации звуков, это поможет ребенку услышать произносимый звук.
План анализа слова:
- Произнеси слово и послушай его.
Этот пункт исключительно важен для развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение звуков из слова, взрослый должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством воспитания у дошкольников устной речи.
- Найди ударный слог и произнеси слово по слогам: выполняя второй пункт плана, ребёнок произносит слово дважды: в первый раз целиком, а во второй по слогам.
- Протяни (выдели первый звук в слове, назови его и охарактеризуй). Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.
- Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)
- Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
- Третий звук и т.д.
- «Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько в слове слогов?
Овладение навыками звукового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое звуковой анализ? Звуковой анализ слова - это определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой ). Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове. Звуковой анализ выполняется путем выделения голосом звуков в слове и их характеристики.
Важно уделять внимание следующих моментам:
Игра «Живые звуки» Педагог называет слово и распределяет звуки между детьми. Дети, изображающие звуки должны выстроиться в правильной последовательности. К Т О
Важно помнить!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование навыков звукового и звукослогового анализа и синтеза слов для коррекции и формирования фонетической стороны речи".
Описание опыта работы по данной теме....
Методическая разработка "Игры на развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов".
В данной методической разработке представлены игровые упражнения, направленные на формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов....
Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.
1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...
Мастер-класс на тему: «Игровые приемы в работе по обучению навыкам звукового и слогового анализа и синтеза»
Чтение и письмо - виды деятельности, основой для которых является устная речь. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной реч...
Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов».
Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов».Задачи:1. Совершенствование навыка чтения слов и предложений с пройденными буквами. 2. Закреплять на...
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».
Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно, навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».
Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно, навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....