Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно, навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения.
В основе работы разработанная последовательность прохождения звуков по трём основным периодам обучения. Подбор речевого материала осуществляется и обусловлен набором правильно произносимых ребёнком звуков, изученных и известных ему букв. Операции анализа (разъединения) и синтеза(соединения) используются неразрывно, так как обучение грамоте – процесс двуединый: письмо требует навыков анализа, чтение – навыков синтеза, слияния звуков в слоги, а слогов – в слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10.2023._.docx | 41.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».
Цель: формирование навыков анализа и синтеза слов различного уровня сложности, формирование умения характеризовать звук по всем параметрам(гласный-согласный, твёрдый –мягкий согласный звук, звонкий –глухой согласный звук); подбор пар согласных по их характеристикам определение места звука в слове; выделение заданного звука из речевого потока;; правильное деление слов на слоги; выделение заданного слога на слух; подбор слов к звуковым и слоговым схемам.
1. «Мы - водители »
Цель: определение позиции звука в слове (начало, конец, середина)
Сначала логопед перед зеркалом чётко отрабатывает и обсуждает совместно с ребёнком артикуляцию заданного звука. У ребёнка на столе карточка
1 | 2 | 3 |
и игрушечная машинка. При чётком назывании слова с заданным звуком логопедом ребёнок ставит машинку в один из квадратов, в зависимости от места нахождения звука в слове (1 – в начале слова, 2- в середине, 3-в конце слова).
2. «Кто быстрее доедет? »
Цель: подбор слов на заданный звук и /или подбор слов к слоговой схеме слов.
Дети делятся на две подгруппы, и им предлагается посоревноваться в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Дети поочерёдно(по подгруппам) называют слова на заданный звук. Как вариант, возможно усложнение правил игры: подбирать слова на заданный звук с определённым количеством слогов. За каждый правильный ответ детям выдаётся фишка, из которых выстраивается на столе «дорожка». Кто быстрее выложит свою дорожку, тот и выигрывает.
3 .«Кто первый? »
Цель: собрать схему слова, используя индивидуальные наборы для составления схем слов по лексической теме (машина, знак, дорога ит. д.)
ЗНАК
4. «Подбери словечко »
Цель: определить по схеме, какое слово предложено логопедом к схеме или выбрать для данного на слух слова одну из предложенных схем. При хорошем выполнении это задание можно усложнить: слова вслух не произносятся, а детям предлагается ряд картинок, из которых необходимо выбрать нужную и объяснить свой выбор.
Например, подобрать схему к слову РУЛЬ
* |
5. «Прошагай слово »
Цель: работа над слоговой структурой слова, когда дети по количеству произносимых гласных звуков определяют количество слогов в словах. Детям предлагается отмерять слово шагами: каждый слог – шаг.
6. «Кто в каком вагоне поедет? »
Цель: работа над слоговой структурой слова.
Перед детьми нарисованный паровоз с 3-мя вагонами (с одним, двумя и тремя окошками) и предметные картинки: руль, светофор, машина, самолёт, колесо, знак, кузов, ит.д. Дети определяют количество слогов в словах, изображённых на картинках, и «рассаживают» эти слова-картинки по вагонам.
После того, как ребёнок будет уверенно произносить слово любой слоговой структуры по слогам, можно привлекать его внимание к отдельным слогам в слове. Легче всего выделять последний слог в трёхсложном или четырёхсложном слове, так как имеющаяся опора из начальных двух или даже трёх слогов помогает угадать, какое слово задумано, и правильно его закончить.
7. «Договори словечко »
Цель: работа над слоговой структурой слова, когда дети договаривают последний слог в словах.
Све-то –ФОР
До-ро-ГА
МА-ши-НА
Ве-ло-си-ПЕД
Пра-ви-ЛА
8. «Слово рассыпалось »
Цель: работа над слоговой структурой слова, расширение словарного запаса по лексической теме, обучение слоговому чтению.
Фор-све-то –СВЕТОФОР
Во-тель-ди - ВОДИТЕЛЬ
Ход-ше-пе – ПЕШЕХОД
Са-пас-жир - ПАССАЖИР
9. «Азбука пешехода »
Цель: работа над слоговой структурой слова, выделение гласных в слогах, расширение словарного запаса по лексической теме, обучение слоговому чтению.
С_Е_О_О_ (светофор) М_Т_Ц_К_ (мотоцикл)
В_Д_Т_Л_ (водитель) В_Л_С_П_Д (велосипед)
П_С_А_И_ (пассажир) П_Ш_Х_Д (пешеход)
10. «Решаем слоговые ребусы»
Начните с «П» - и буду я
Деталь велосипеда.
А с буквой «М» - дают меня
Спортсменам за победу.(Педаль - Медаль.)
С «Б» в середине –
Я место водителя,
С «Л» - горьких ягод
Поесть не хотите ли?(каБина - каЛина.)
Моё начало – крик гусиный,
Лихой азарт – мой слог второй.
А ВМЕСТЕ – спальня для машины,
И легковой, и грузовой.(ГА-РАЖ - гараж.)
Мой первый слог средь нот найдешь,
Покажет лось второй и третий.
Куда из дому не пойдешь,
Ты сразу ЦЕЛОЕ заметишь.(ДО-РОГА - дорога.)
Слог мой первый спать велит,
Средний - в музыке звучит,
А последний меру знает;
ЦЕЛЫМ скорость измеряют.(СПИ-ДО-МЕТР - спидометр.)
Когда на «И» кончаюсь я,
Домой Вас мигом довезу.
Когда кончаюсь я на «А» -
Лежу и косточку грызу.(таксИ - таксА.)
11. «Кто скорее?»
Цель: слоговой анализ слов по теме, совершенствование навыка слогового анализа.
У детей – картинки по теме: светофор, перекрёсток, тротуар, регулировщик, милиционер, жезл, автобус, троллейбус, трамвай и фишки для слогового анализа. Логопед просит детей по - очереди называть картинки, а затем разделить слова на слоги и выложить их схемы фишками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование в логопедической группе по лексической теме "Правила дорожного движения"
планирование по лексической теме в старшей логопедической группе на неделю, с указанием всех видов деятельности....
Материал для занятий дома по лексической теме "Правила дорожного движения"
Материал для занятий дома по лексической теме "Правила дорожного движения"...
Презентация к лексической теме: «Правила дорожного движения»
Развитие связной речи....
Лексическая тема "Правила дорожного движения" (вторая младшая группа)
Календарно-тематическое планирование на неделю во второй младшей группе...
Лексическая тема "Правила дорожного движения" (старшая группа)
Календарно-тематическое планирование на неделю в старшей группе...
Лексическая тема "Правила дорожного движения" (подготовительная группа)
Календарно-тематическое планирование на неделю в подготовительной группе...
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, работа над слоговой структурой слова на материале лексической темы «Правила дорожного движения».
Приводятся упражнения и задания для формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза, которые, как и собственно, навык чтения, формируются только в условиях целенаправленного обучения....