Конспект коррекционного мероприятия "Рассматривание иллюстрации к сказке "По щучьему велению" с использованием элементов технологии ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения для развития восприятия сюжетных изображений. Целью данного занятия является обогащение чувственного опыта, развитие представлений детей со зрительной депривацией, а также развитие номинативной и связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_korr.zanyatiya_po_shchuchemu_veleniyu.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 17 компенсирующего вида Красногвардейского района СПб
Конспект
коррекционного мероприятия
«Рассматривание иллюстрации к сказке
«По щучьему велению»
с использованием элементов технологии ТРИЗ
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) Р.А.Железнова
Санкт-Петербург
2012 год
Программное содержание:
I Обогащение чувственного опыта.
- Формировать умение детально, последовательно и целостно воспринимать сюжетное изображение.
- Развивать цветоразличение при восприятии сюжетных изображений.
II Развитие представлений.
- Учить выделять информативные признаки, характеризующие героев сюжета (социальная принадлежность, мимика, жесты, явление природы)
- Формировать представление о композиционном представление сюжета (плана), различных изобразительных средствах (первый план: крупное изображение, яркие краски)
- Учить определять сюжетный момент, изображенный на картине использовать прием вхождения в картину (что было до что после, что можно услышать, почувствовать и т.д.)
- Формирование умений, навыков и способов восприятия картины.
- Учить устанавливать сложные причины следственные связи на основе воспринятого изображения (по месту, времени, способу действия).
- Развивать логическое и пространственное мышление, наблюдательность.
- Речевое развитие.
- Активизировать и обогащать словарь: печка, ухват, горшки, кадка (кадушка), метла,
тулуп, лапти, дворец, изба, кочерга и т. д. - Развивать номинативную и связную речь.
Ход занятия:
Педагог (П): – Дети, сегодня к нам в гости пришел Емеля. Как вы думаете, из какой он сказки?
Дети (Д): – Из сказки «По щучьему велению».
П: – Правильно, Емеля принес картину и попросил нас ее рассмотреть. Какой момент сказки изобразил художник?
Д: – Как Емеля едет к царю на печке.
П: – Посмотрите внимательно на картину. Рассмотрите все изображенные на ней предметы. Что вы видите на картине?
Д: – Емелю, печь, бочку, кота, и т.д.
П: – Скажите мне, пожалуйста, действие на этой картине – это начало, середина или конец сказки?
Д: – Середина.
П: – А как вы думаете, что было до этого момента?
Д: – Емеля поймал щуку.
П: – Что будет после?
Д: – Емеля приедет к царю.
П: – А теперь давайте посмотрим, что художник изобразил на первом плане?
Д: – Емелю на печи, бочку и т.д.
П: – Какими средствами художник выделяет первый план?
Д: – Крупные предметы, яркие краски.
П: – Какие цвета использовал художник, изображая первый план?
Д: – Розовый, синий, белый, коричневый, черный, зеленый, голубой.
П: – Давайте рассмотрим Емелю повнимательнее. Во что он одет?
Д: – Тулуп, рубаха, штаны, лапти.
П: – В какой позе изображен Емеля?
Д: – Сидит, слегка наклонившись вперед.
П: – Ребята, посмотрите внимательно на выражение лица Емели, что вы можете сказать о нем?
Д: – Оно доброе, он улыбается (усмехается).
П: – А как вы догадались, что он улыбается ?
Д: – Уголки губ подняты вверх, глаза слегка сужены.
Физкультминутка:
Наш Емеля потянулся (потягиваются),
Раз нагнулся, два нагнулся (нагибаются).
Руки в стороны развел –
Щуку видно не нашел (разводят руки в стороны).
Чтобы щуку нам найти (грозят пальцем)
Надо к проруби идти (ходьба на месте).
П: – Дети, где происходит событие, которое изображено на картине? Откуда едет Емеля?
Д: – Из деревни.
П: – Где находится деревня?
Д: – На втором плане слева.
П: – А как вы догадались?
Д: – Видно деревенские дома.
П: – А куда едет Емеля?
Д: – Во дворец к царю.
П: – Где находится дворец царя?
Д: – На третьем плане справа.
П: – А на втором плане справа, кого изобразил художник?
Д: – Прохожих.
П: – Какими их изобразил художник?
Д: – Испуганными, удивленными.
П: – Докажите почему вы так считаете?
Д: – Глаза и рот широко открыты, руки подняты вверх.
П: – Во что одеты прохожие?
Д: – В старинную одежду, шапки, тулупы.
Игра «Эмоции»
Возьмите карточки с изображениями разных эмоций, разложите на фланелеграфе эмоции, которые соответствуют Емеле и прохожим. Определите, какие эмоции лишние.
П: – Какое время года изобразил художник?
Д: – Зиму.
П: – Почему вы так считаете?
Д: – Кругом снег, люди тепло одеты.
П: – А какое время суток?
Д: – День, потому что небо светлое, видны тени.
П: – Ребята, скажите, какие звуки и запахи мы сможем услышать и почувствовать, очутившись в этой картине?
Д: – Мяуканье кошки, звон посуды, хруст снега, охи-ахи прохожих, смех Емели, почувствовать запах дыма.
П: – Давайте попробуем выложить на фланелеграфе такую же картину из силуэтов.
Игра «Сложи разрезную картинку»
П: – Емеля хотел украсить свой дом такими же картинами, но когда он их вырезал, то случайно разрезал их. Он очень расстроился и попросил вас сложить эти картинки.
Игра «Выбери цвета»
П: – Давайте выберем цвета, которые художник использовал, создавая эту картину (дети выбирают кружочки тех цветов, которые дети увидели на картине).
Игра «Сравни картины»
П: – Не только нашему художнику нравится сказка по «Щучьему велению», но каждый художник рисует ее по своему. Давайте найдем сходства и различия между этими картинами. (Дети сравнивают две иллюстрации одного и того же сюжета разных художников).
Игра «Расставь картинки по порядку сюжета»
П: – Теперь нам надо установить последовательность сказки от начала до конца. В этом нам помогут картинки, которые висят на панно. Какая картинка должна быть первой?
(Дети расставляют картинки: начало, середина, конец сказки).
П: – Вы сегодня хорошо потрудились, молодцы! Что вам понравилось больше всего на занятии? Емеля прощается с вами!
Оборудование:
- Иллюстрации к сказке.
- Пиктограммы эмоций.
- Разрезные картинки.
- Силуэты.
- Картинки с эпизодами из сказки.
- Индивидуальный фланелеграф.
- Кукла Емеля.
- Цветовая гамма для игры «Выбери цвет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста" Сочинение сказки "Кошки-мышки"
В данной работе представлен конспект по развитию связной речи дошкольников с использованием элементов технологии ТРИЗ. Использование представленных речевых игр способствует развитию творческого вообра...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности ОО «Познание» средней группы с использованием элементов технологии ТРИЗ-РТВ «Путешествие в Страну Веселых Человечков»
ЦЕЛЬ. Создать условия для формирования математических представлений. ЗАДАЧИ.Образовательные.Продолжать знакомить детей с цифрами, соотносить цифру с числовой карточкой. Составля...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности ОО «Познание» средней группы с использованием элементов технологии ТРИЗ-РТВ «Путешествие в Страну Веселых Человечков»
ЦЕЛЬ. Создать условия для формирования математических представлений. ЗАДАЧИ.Образовательные.Продолжать знакомить детей с цифрами, соотносить цифру с числовой карточкой. Составлять узо...
Конспект занятия "Составление описательного рассказа с использованием элементов технологии ТРИЗ"
Составление описательного рассказа с использованием элементов технологии ТРИЗ....
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по ФЭМП с использованием элементов технологии триз « В гостях у белоснежки »
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности с детьми...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое...
Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ во 2 младшей группе «В гости к солнышку»
Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ во 2 младшей группе «В гости к солнышку»...