Ранняя диагностика отклонений в развитии. Общие теоретические положения
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме
Диагностика отклонений в развитии основывается на знания общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и детей с различными отклонениями в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_diagnostika_otkloneniy_v_razvitii._.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранняя диагностика отклонений в развитии
Диагностика отклонений в развитии основывается на зна нии общих и специфических закономерностей психического раз вития нормально развивающегося ребенка и детей с различны ми отклонениями в развитии.
Диагностика носит комплексный характер, т.е. при ее про ведении учитываются данные клинической медицины (пе диатрии, детской психоневрологии), а также медицинской ге нетики, которые обязательно сопоставляются с показателями нейрофизиологических, биохимических и других методов параклинического обследования и данными, полученными при пси хологическом, педагогическом и логопедическом обследовании.
Важной задачей диагностики является установление струк туры ведущего нарушения развития, вторично связанных с ним отклонений в развитии с учетом локализации и механизмов на рушений центральной нервной системы.
Творческое развитие эволюционного учения имело важное значение для обоснования эволюционно-онтогенетического под хода к диагностике нервно-психических заболеваний и откло нений в развитии у детей (Г.Е.Сухарева, 1955, 1959; Г.К.Ушаков, 1966; В.А. Гиляровский, 1973; В.В.Ковалев, 1973; Л.О.Бадалян, 1983, 1985).
Основоположник отечественной детской психиатрии Г.Е.Су харева (1955) отмечала важность нозологического принципа в дифференциальной диагностике нервно-психических заболева ниях у детей.
Все эти данные способствовали разработке современной кон цепции психического дизонтогенеза, т.е. нарушений психическо го развития у детей, возникающих в результате расстройств со зревания структур и функций головного мозга (В.В.Ковалев, 1973, 1976, 1981, 1983, 1985). У детей с отклонениями в развитии име ют место проявления общей или частичной, стойкой или обра тимой ретардации (отставания) созревания отдельных функцио нальных систем, и часто, наиболее поздно формирующихся в постнатальный период развития лобных мозговых структур, а также недостаточность общей интегративной деятельности мозга.
В исследованиях Л.С.Выготского впервые была раскрыта ре гулирующая роль речи, с помощью которой развивается воз можность сличать результаты действия с исходными намере ниями.
Важное значение для нейропсихологического анализа отклоне ний в развитии имеют данные А.Р.Лурия о трех основных функ циональных блоках мозга, участвующих в осуществлении всех видов психической деятельности:
- первый блок обеспечивает регуляцию психической ак тивности; /При поражениях функционирования первого блока изменя ется мотивация к деятельности, выявляются выраженные нару шения внимания в сочетании с выраженной психической истощаемостью/
- второй — прием, переработку и хранение поступающей ин формации; /При нарушениях функционирования второго блока изменя ется прием, переработка и хранение поступающей информа ции, что проявляется в различных гностических расстройствах и отклонениях памяти/
- третий — обеспечивает функцию программирования, регу ляции и контроля психической деятельности./ Нарушения, возникающие при поражении третьего блока, касаются прежде всего операций программирования и произ вольной регуляции деятельности/.
Большое значение для понимания различных отклонений в развитии у детей имеют исследования, посвященные сравни тельному анализу результатов нейропсихологического исследо вания при поражении головного мозга у детей и взрослых (Э.Г.Симерницкая, 1985).
Современные нейропсихологические исследования детей раз ного возраста подтверждают теоретические концепции Л.С.Вы готского и А.Р.Лурия об изменении в онтогенезе как структуры психических функций, так и их мозговой организации.
Большое значение в организации психических процессов моз га в настоящее время отводится фактору функциональной асим метрии мозга.
Таким образом, все представленные выше подходы состави ли основу для современного изучения проблемы психического дизонтогенеза.
Первый вариант психического дизонтогенеза характерен для детей с психическим недоразвитием (олигофрения) и для детей с ЗПР, включая проявления общего и парциального психиче ского инфантилизма (Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев).
Второй вариант психического дизонтогенеза характерен для детей с преобладающими эмоционально-поведенческими и лич ностными расстройствами. Особенно он характерен для детей с РДА, с невропатией и формирующимися психопатиями. Кроме того, он может наблюдаться при ранней детской шизофрении, эпилепсии и некоторых демонтирующих заболеваниях раннего возраста.
Важное значение имеет выявление общих и специфических особенностей различных форм психического дизонтогенеза. Об щие закономерности психического дизонтогенеза были обос нованы В.И.Лубовским. Они включают:
- нарушения приема и переработки поступающей информации;
- нарушения хранения и использования информации;
- нарушения словесной регуляции деятельности.
Диагностика отклонений в развитии всегда носит комплекс ный характер, т.е. при ее проведении учитываются данные кли нической медицины (детской психоневрологии, медицинской генетики, педиатрии, эндокринологии и других дисциплин), а также специальной педагогики и психологии. |
Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследова ние ребенка основывается на следующих основных принципах:
- принципе развития, т.е. анализа механизмов возникновения тех или иных отклонений в психическом развитии в возрастном аспекте;
- принципе системного изучения нарушений психического раз вития с определением иерархии в структуре дефекта;
- качественного анализа структуры дефекта;
- этиопатогенетическом подходе с учетом взаимосвязи гене тических и внешнесредовых факторов.
Процесс диагностики включает:
Жалобы родителей, педагогов, анализ анамнестических данных, особенности развития моторики и навыков самообслу живания, общения и развития речи, интересов и познаватель ных способностей, игровой деятельности, поведения.
Психопатологическое исследование
Психопатологическое исследование направлено на выявле ние ведущего психопатологического синдрома, вторичных и ос ложняющих нарушений, составляющих в своей совокупности качественную структуру аномального развития.
Важное значение имеет диагностика резидуально-органических нервно-психических расстройств,дифференциаль ная диагностика различных вариантов психического дизонтогенеза, нозологически специфические формы умственной отсталости, сенсорные, двигательные и сложные дефекты, диагностика нев рологических и психических заболеваний, которые на началь ных своих этапах могут проявляться в виде различных форм психического дизонтогенеза, диагно стика психогенно обусловленных поведенческих и личностных нарушений, а также невротическим и неврозоподобным реак циям.
Таким образом, клиническая диагностика позволяет не только дифференцировать детей с различными формами психического дизонтогенеза, но и с привлечением этиопатогенетических и параклинических данных определять причину, механизм, рас пространенность и локализацию поражения или дисфункции мозга и, таким образом, научно обосновывать индивидуальные программы лечебно-педагогической коррекции, школьный и со циальный прогноз.
Психолого-педагогическая диагностика
На первом этапе оценивается имеющийся уровень психического развития, на последующем — определяется зона ближайшего развития. Важное значение имеют методы диагностики развития в обу чении (А.К.Маркова, А.Г.Лидерс, Е. Л .Яковлева, 1992).
Основные методы педагогической диагностики
- Изучение анамнеза
- Наблюдение за ребенком / свободная, игровая деятельность/.
- Метод «педагогической оценки» в диагностике отклонений в развитии, при котором ведущее значение придается ка чественному анализу самого процесса выполнения задания и выяснению причин, определяющих трудность его выполнения.Подобный метод является особенно эффективным, если он сочетается с динамическим медицинским наблюдением ребен ка в процессе занятий и лечения.
4.Констатирующий эксперимент/ Оценка восприятия, памяти, функции активного вни мания, всех видов гнозиса, пространственных представлений, произвольной регуляции деятельности, всех видов мышления: наглядно-образного, действенного, словесно-логического, ре чевых функций, а также эмоционально-поведенческой и лич ностной сферы.
5.Обучающий эксперимент
В обучающем эксперименте проверя ется предварительное предположение о специфике интеллекту альной недостаточности у ребенка.
6. Нейропсихологическое и логопедическое обследование
Нейропсихологическое обследование включает сле дующие основные задания:
- зрительное узнавание предметов и их изображений, в том числе и недорисованных, заштрихованных; выделение фигуры из фона и т.п.;
- слуховое узнавание (слуховой гнозис): узнавание слов, сход ных по звучанию, различение ритмических последовательно стей;
- складывание фигур из палочек;
- выполнение заданий с кубиками Кооса;
- воспроизведение графического образца;
- оценка уровня развития речи;
- оценка возможности рассказа по картинке и серии сюжет ных картинок;
- оценка кинестетического, моторного и речевого праксиса: воспроизведение позы пальцев и артикуляционного уклада;
- оценка памяти (заучивание слов);
- оценка готовности к письму, чтению, счетным операциям.
7.Логопедическое обследование включает оценку сформирован ности связной речи, ее коммуникативной функции, возможно сти изменения формы существительных мужского и женского рода в пределах всех падежей единственного и множественного числа; возможности изменения глаголов по числам и лицам; оценку звукопроизношения и фонематического анализа. Важ ное значение имеет оценка различных форм монологической речи (пересказ, рассказ по картинке, серии картин, рассказ — описание).
8. Диагностика развития мышления
В практике диагностики все задания на обследование мыш ления условно разделены на две группы:
- первая группа методик направлена на оценку состояния на глядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного);
- вторая группа методик направлена на обследование вербаль ных (словесных) форм мышления. Учитывается зона ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому).
9.Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения
При исследовании импрессивной речи обращается вни мание на понимание ребенком конкретных инструкций, зна чений слов, обозначающих предметы и действия. При обследовании речи чрезвычайно важно хорошо знать закономерности разви тия нормальной детской речи, которые являются для обследо вателя своеобразным условным эталоном нормы[1].
При обследовании экспрессивной речи выделяют три основных уров ня речевого развития:
1.понимание речи, активный словарь ре бенка, возможность речевого подражания, особенности звуко произношения, оценивается также состояние артикуляционного аппарата.
2.На втором уровне развития также обследуется понимание речи, грамматическая структура и объем предложе ния, слоговая структура слов.
3.На третьем уровне оценивается объем и структура предложений, возможность составления рассказа по серии сюжет ных картинок, использование предлогов, возможность словооб разования, звукопроизношение и фонематическое восприятие.
[1] Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Филичева Т. Б. Преодоление общего недораз вития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии"
В данной статье поднимается проблема диагностики детей с нарушениями развития раннего возраста. Автор подчеркивает значимость и необходимость раннего выявления и коррекции отклонений в развитии и пред...
Ранняя диагностика отклонений в развитии
Материал представлен в форме просвещения родителей и педагогов о ранней диагностики и раннего выявления отклонений в развитии детей....
Раннее выявление отклонений в развитии – залог успешной индивидуально – дифференцированной работы
Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой педагогики в России, как и во всем мире.Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку: обеспечить социальный...
Выступление на городском МО. Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников
Представлен перечень диагностических методик, необходимых для раннего выявления отклонений в развитии дошкольников....
Выступление на МО. Презентация к материалу "Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников"
Презентация к материалу "Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников"...
«Рекомендации родителям по профилактике и диагностике отклонений в развитии дошкольника»
«Норма и отклонения в развитии ребенка» Мечта всех родителей иметь здоровых и счастли...