Выступление на городском МО. Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников
учебно-методический материал
Представлен перечень диагностических методик, необходимых для раннего выявления отклонений в развитии дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1 Выступление на МО от 25.01.2023г.
Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников используемыми в
МАДОУ «Детский сад №9 «Радуга»
(педагог-психолог Файзуллина Р.А.)
Слайд 2
Целью выступления является познакомить с диагностическим инструментарием по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников. Основная диагностическая задача - это выявление отклонений в развитии ребенка на этапе его поступления в ДОУ. Рассмотрим диагностики для раннего возраста, так как, основная масса детей зачисляется именно в этот период. В нашем ДОУ наблюдение за ребенком начинается с момента его поступления. В старших возрастах процент зачисления не высокий, но тем не менее методы ранней диагностики тоже имеются и, при желании, к нам всегда можно обратится за этой информацией.
Слайд 3
Прежде, чем перейти к рассмотрению диагностического инструментария, необходимо обозначить, что диагностика в данном возрасте проводится исключительно в рамках функционирования «Системы работы по реализации модели адаптации семьи к ДОУ». За многие годы она на практике доказала свою эффективность. В рамках именно этой системы с вами и рассмотрим пункт «Диагностика».
Слайд 4
При приеме семьи будущего воспитанника в ДОУ педагог-психолог проводит с семьей первичную консультацию. Знакомится с историей развития и социальным окружением ребенка. Сбирает информацию о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка. Заполняет карту первичного приема, проясняет запрос (если таковой имеется).
Слайд 5
Мы используем следующие методики и методы:
- Опросник «Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка 2-3 лет к ДОУ» (К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева)
- Опросник «Наличие возможных навыков при поступлении ребенка раннего возраста в детский сад»
- Лонгитюдный метод «Изучение эмоциональных состояний детей»
- Наблюдение ребенка в условиях группового взаимодействия
- «Методика психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста 2-3 лет» Е.А. Стребелевой.
Рассмотрим каждый метод по отдельности.
Слайд 6
Опросник «Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка 2-3 лет к ДОУ (К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева). Данный опросник состоит из 24 вопросов. Каждому параметру в ответе присваивается определенный балл.
Слайд 7
Опросник хорош тем, что высчитав среднее арифметическое по баллам можно спрогнозировать течение адаптации.
Слайд 8
Опросник «Наличие возможных навыков при поступлении ребенка раннего возраста в детский сад»
Здесь никаких подсчетов в баллах нет. В ходе консультации психолог формулирует каждый пункт в виде вопроса, проясняя индивидуальные особенности ребенка, дает рекомендации.
Слайд 9
Лонгитюдный метод «Изучение эмоциональных состояний детей» и изучение поведения ребенка в условиях группового взаимодействия рассмотрим вместе. Они оба основаны на методе наблюдения.
Педагог в группе ведет «Лист адаптации», где в баллах каждый день измеряет и фиксирует эмоциональное состояние и поведение ребенка (можно продемонстрировать бланк).
Слайд 10
Как только адаптационный период завершается, ребенку присваивается определенный уровень прохождения адаптации: легкий, средний, тяжелый. Только после этого, педагог-психолог может заняться более глубоким изучением интеллектуальных способностей ребенка. Здесь мы используем «Методику психолого-педагогической диагностики познавательного развития детей раннего возраста 2-3 лет» Е.А. Стребелевой.
Предлагаемая методика позволяет определить основные параметры познавательного развития ребенка:
- принятие задания,
- способы его решения,
- обучаемость во время диагностического обследования,
- отношение к результату своей деятельности.
Слайд 11
Описание методики Е.А. Стребелевой.
Задания в диагностике делятся на 2 возрастных диапазона: задания предъявляемые с 2 до 2,5 лет и задания – с 2,5 до 3 лет.
Оценка результатов обследования познавательного развития измеряется в баллах от 1-го до 4-ёх, где 1 – минимальный балл, а 4 – максимальный. По результатам диагностики детей раннего возраста можно разделить на 4 группы.
I группа (10-12 баллов)
Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии.
II группа (13-23 балла)
Дети, не способные выполнить задание по подражанию.
Анализ данных детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования врача невролога и др. специалистов)
III группа (24-33 балла)
Дети, которые самостоятельно не справляются с заданием, но после обучения способны его выполнить.
IV группа (34-40 баллов)
Дети, с высоким уровнем интеллектуального развития. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.
Слайд 12
Наименование задания | Цель задания |
Поймай шарик | Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на выявление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики. |
Спрячь шарики: в коробочки | Задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий. |
Разбери и сложи матрешку | Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого. |
Разбери и сложи пирамидки | Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий. |
Найди две парные картинки | Задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции. |
Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, желтый или белый) с четырьмя (красный, желтый или белый, зеленый, синий) | Задание направлено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета. |
Сложи разрезные картинки: из двух частей | Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки. |
Построй из палочек: молоточек (из двух палочек) | Задание направлено на выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу. |
Достань тележку: скользящая тесемка | Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесемку). |
Нарисуй дорожку | Задание направлено на выявление понимания речевой инструкции, уровня развития предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к результату. |
Слайд 13
В рамках той системы («Система работы по реализации модели адаптации семьи к ДОУ»), о которой я упомянула выше, осуществляется тесное взаимодействие между специалистами ДОУ. В частности, если у ребенка выявляются проблемы с речевым развитием, подключается учитель-логопед. О специфике своей диагностической работы сообщит учитель-логопед Сорокина И.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультационно – просветительский блок для родителей. «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»
Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей...
Ранний возраст как этап выявления отклонений в развитии детей.
В данной статье выделены основные тезисы, которые помогут выявить нарушения в психомоторном развитии в раннем возрасте....
Консультация для воспитателей " Ранее выявление отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей " Ранее выявление отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"...
Раннее выявление отклонений в развитии – залог успешной индивидуально – дифференцированной работы
Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой педагогики в России, как и во всем мире.Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку: обеспечить социальный...
Выступление на МО. Презентация к материалу "Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников"
Презентация к материалу "Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников"...
«Рекомендации родителям по профилактике и диагностике отклонений в развитии дошкольника»
«Норма и отклонения в развитии ребенка» Мечта всех родителей иметь здоровых и счастли...
Экспресс-диагностика в работе учителя-логопеда для выявления уровня речевого развития дошкольников.
В презентации даны рекомендации по проведению экспресс-обследования в ДОУ....