Раннее выявление отклонений в развитии – залог успешной индивидуально – дифференцированной работы
консультация по коррекционной педагогике

Биктимирова Светлана Васильевна

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой педагогики в России, как и во всем мире.Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку: обеспечить социальный, эмоциональный, интеллектуальный и физический рост маленького человека, имеющего наруше­ния развития, и достичь максимального успеха в раскрытии его возможностей при обучении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannee_vyyavlenie_otkloneniy.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Раннее выявление отклонений в развитии –

залог успешной индивидуально – дифференцированной работы».

По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных составляет 74%, из них детей с нервно-психическими нарушениями-67%. Отмечается определенная динамика в общей структуре инвалидности: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет (35,5% от общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья).

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой педагогики в России, как и во всем мире.

Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является недостаточность у них знаний и представлений об окружающей действительности. Известно, что в становлении психики важная роль отводится взаимоотношению действия и речи.

Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.

Если ребенок в возрасте 2,5—3 лет не начинает говорить простые двусловные фразы, он должен быть обязательно проконсультирован у врача (детского невропатолога или психиатра) и логопеда. Нарушения психического развития у ребенка в возрасте от года до 3 лет отличаются большим разнообразием в зависимости от причин и характера поражения центральной нервной системы. Вместе с тем многие формы интеллектуальных, сенсорных, двигательных нарушений проявляются в виде отставания в развитии речи. Диагностика нарушений речевого развития на этом возрастном этапе представляет большие сложности, так как индивидуальные сроки начального развития речи широко варьируют.

Следует также учесть, что любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка в сензитивный для формирования речи период приводит к речевому недоразвитию. Поэтому любой ребенок с отставанием в речи требует комплексного клинико-психолого-логопедического обследования, а также оценки состояния слуха.

Отставание в развитии речи на этом возрастном этапе может иметь обратимый, функционально-динамический характер. Его следует отличать о системных стойких речевых расстройств у детей с органическим поражением центральной нервной системы, в том числе и с легкой мозговой дисфункцией. Кроме того, отставание в развитии речи может быть одним из начальных проявлений различных нервно-психических заболеваний.

Особенно важно обратить внимание на наличие регрессивных расстройств психомоторики и речи, которые могут наблюдаться при различных наследственных синдромальных формах нервно-психических заболеваний.

Они характерны, прежде всего, для синдрома раннего детского аутизма. Именно на этом возрастном этапе основные проявления данного синдрома становятся более отчетливыми: отгороженность ребенка от внешнего мира, слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, однообразное, стереотипное поведение, непереносимость взгляда в глаза, своеобразные расстройства речи, игры с предметами неигрового назначения, страхи и т. п.

 Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку: обеспечить социальный, эмоциональный, интеллектуальный и физический рост маленького человека, имеющего нарушения развития, и достичь максимального успеха в раскрытии его возможностей при обучении. Кроме того, важно не допустить возникновения вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Вторичные дефекты появляются либо после врачебных ошибок, в процессе обучения или психосоциального консультирования ребенка, либо в результате искажения взаимоотношений его и семьи. Если же родным удается достичь взаимопонимания и приобрести навыки общения в соответствии с психофизическими особенностями ребенка, это, как правило, исключит иные вредные для него воздействия.

Для решения вопроса о состоянии здоровья ребенка и выявления причин отклонения в развитии необходимо провести беседу с родителями.

Диагноз нарушений в развитии ребенка — прежде всего медицинский. Он устанавливается врачом 

Психоневрологическое обследование должно проводиться только врачом.

В настоящее время в стационарной и амбулаторной практике широко используются методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и эхографии (ЭХО). ЭЭГ позволяет оценить состояние электрической активности мозга, выявить судорожную готовность, старые рубцовые изменения, течение нервных процессов (биотоки мозга изменяются в области патологического очага). Методом эхографии определяют состояние желудочковой системы. Расширение желудочков мозга или их смещение указывает на внутрижелудочковую гидроцефалию.
Комплексное обследование и наблюдение за больными позволяет уточнить диагноз и проследить динамику болезненных симптомов.
Установление медицинского психоневрологического диагноза должно базироваться на совокупности всех данных, собранных о ребенке. Однако решающим моментом в заключи-тельной диагностике будет состояние нервной системы и психики.

Для педагогов заключение врача-невропатолога или психоневролога имеет особо важное значение прежде всего потому, что он констатирует или отвергает перенесение ребенком мозгового заболевания. Это обстоятельство в какой-то мере определяет объем и форму лечебно-педагогических мероприятий, иногда и тип образовательного учреждения. Понимание сущности нарушений, происходящих в нервно-психической сфере ребенка, помогает педагогу более осмысленно и целенаправленно строить педагогическую работу. 

Сотрудники обеспечивают как можно более раннее выявление индивидуальных и типологических особенностей ребенка и последующий их учет в работе с детьми.

Используя анализ имеющейся на ребенка документации, а также результаты наблюдения за его поведением в различных видах деятельности, сотрудники выделяют детей, нуждающихся в дополнительном внимании, а в некоторых случаях специальном психолого-педагогическом сопровождении.

Сотрудники обращают внимание на особенности базовых проявлений активности ребенка, составляющих основу его психосоциального развития.

На основании наблюдений за реакциями ребенка на взрослых сотрудники ДОУ выявляют детей со сниженной потребностью в общении, которая иногда доходит до полного отказа от социальных контактов.

При обнаружении у ребенка, отличающегося от большинства детей поведения (например, у ребенка постоянно плохое настроение), сотрудники организуют более тщательное наблюдение за ним, привлекая для этого и других специалистов (психологов, медиков, коррекционных специальных педагогов).

Пока причины отличающегося от общевозрастных норм поведения не выяснены, сотрудники строят свое взаимодействие с ребенком по принципу «не навреди».

По выяснении причин отличающегося от общевозрастных норм поведения ребенка и разрабатывается перспективный план его развития и коррекции; сотрудники, используя возможности игр, занятий, режимных моментов, включаются в коррекционный процесс. Специальные методы наблюдения применяются в течение первых двух-трех недель пребывания в ДОУ, а также после длительного перерыва в посещении ребенком дошкольного учреждения.

В качестве базового развивающего и коррекционного метода использовать игровую деятельность.

На первичном обследовании применять небольшой набор методик.

Для выбора конкретных методик обследования детей того или иного возраста следует опираться на уровень «нормального» развития, который характерен для ребенка без психофизических отклонений.

Воспитатель должен владеть методами, направленными на развитие:

позитивного самовосприятия детей с одновременным уважением ценности другого человека; навыков сотрудничества, умение разрешать конфликтные ситуации ненасильственным путем; навыков эффективного самовыражения в гармоничном единстве вербальных и невербальных составляющих.

Особенностями организации и проведения ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии являются соблюдение принципов раннего выявления детей с проблемами в развитии и оказания своевременной помощи, в качестве базового развивающего и коррекционного метода использование игровой деятельности, опора на уровень «нормального» развития, который характерен для ребенка без психофизических отклонений и владение воспитателем методами, направленными на развитие.

Помните: своевременная помощь ребенку позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его роста и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя диагностика отклонений в развитии. Общие теоретические положения

Диагностика отклонений в развитии основывается на знания общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и детей с различными отклонениями в развитии....

Ранний возраст как этап выявления отклонений в развитии детей.

В данной статье выделены основные тезисы, которые помогут выявить нарушения в психомоторном развитии в раннем возрасте....

Консультация для воспитателей " Ранее выявление отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей " Ранее выявление отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста"...

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – залог успешного будущего»

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение - процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.Профессионал...

Выступление на городском МО. Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников

Представлен перечень диагностических методик, необходимых для раннего выявления отклонений в развитии дошкольников....

Выступление на МО. Презентация к материалу "Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников"

Презентация к материалу "Ознакомление с диагностиками по раннему выявлению отклонений в развитии дошкольников"...