"Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии"
статья по теме
В данной статье поднимается проблема диагностики детей с нарушениями развития раннего возраста. Автор подчеркивает значимость и необходимость раннего выявления и коррекции отклонений в развитии и представляет опыт работы своего учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semyonova_tatyana_georgievna_statya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семёнова Татьяна Георгиевна, учитель - дефектолог
МДОУ» Детский сад компенсирующего вида № 7»
В данной статье поднимается проблема диагностики детей с нарушениями развития раннего возраста. Автор подчеркивает значимость и необходимость раннего выявления и коррекции отклонений в развитии, представляет опыт работы своего учреждения.
Тема: «Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии»
На современном этапе особое значение и актуальность приобретает проблема ранней диагностики из – за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении.
По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в развитии среди новорождённых составляет 74%, из них детей с нервно – психическими нарушениями 67%. Отмечается определённая динамика: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3-х лет (35,5% от общего числа детей с нарушениями в психофизическом развитии). В такой ситуации государство не может и не должно оставаться в стороне. Министерство образования РФ разработало «Программу создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии».
Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.
Актуальность и необходимость создания системы определяется двумя основными факторами:
♦ в стране сложилась специфическая демографическая ситуация, тревожащими характеристиками которой являются не только снижение рождаемости, но и уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, повышение показателей осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/и перинатального генеза; в этой связи актуальность приобретает именно ранняя диагностика отклонений в развитии и их своевременная коррекция;
♦ ратификация Российской Федерацией в 1991 г. Деклараций ООН «О правах умственно отсталых лиц» (1971 г) и «О правах инвалидов» (1975 г) свидетельствует, что ценностные ориентации государства и общества заключаются в гарантировании прав граждан и предоставлении им возможностей социальной адаптации и развития, активного участия в жизни общества и наиболее полной реализации своей индивидуальности. Такие возможности должны быть предоставлены с самого раннего детства каждому ребенку, в том числе и детям с отклонениями в развитии.
При диагностики «особого» ребёнка мало только констатировать интеллектуальную, речевую, двигательную или сенсорную недостаточность, необходимо поставить клинический диагноз, который отражал бы причину и механизм нарушения развития, определял прогноз социализации и обучения, а также намечал пути и методы лечебно – коррекционной работы. Диагностика отклонений развития основывается на сравнительном анализе общих и специфических закономерностей психического развития нормального и аномального ребёнка. Диагностика носит комплексный характер, т.е. при её проведении учитываются данные клинической медицины (детской психоневрологии, медицинской генетики, педиатрии), дефектологии, психологии. Диагностика аномального развития – это комплексная проблема. И чем раньше она решена, тем быстрее начнётся и будет более успешной реабилитация.
Группа американских учёных проводила исследования с годовалыми детьми, которые не откликаются на своё имя. Учёные предполагают, что пониженная способность детей реагировать на своё имя – это поведенческая реакция детей, которым впоследствии ставят диагноз «аутизм». А официальный диагноз ставится в 3 – 4 года. «Ранняя диагностика «аутизма» предоставляет возможность раннего начала лечения, что может способствовать благоприятному прогнозу течения заболевания,» - отмечают учёные. Это только один пример из огромного количества упущенных возможностей.
Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. Печора, Э.Л. Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С. Выготского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов.
В основе всей коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями лежит положение о неразрывности психологии и педагогики. Основной принцип психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением был сформулирован известными отечественными исследователями Л.С. Выгодским, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожец, А.Н. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др. Эти теоретические положения являются основой для разработки методического обеспечения для работы с такими детьми. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста, охватывающего сенситивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. Однако в практически в ранние периоды развития дети с умственными и физическими недостатками лишь в единичных случаях получают необходимую психолого-педагогическую помощь.
Работая учителем – дефектологом в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №7» я использую в своей работе методики обследования А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой для детей с нарушением интеллекта старшего и младшего возраста, содержащие задания на исследование уровня развития внимания, восприятия, мышления, речи. Например, при выполнении задания «Разбор и складывание пирамидки» ребёнком 3-4 лет выявляется возможность моделирования с учётом величины, наличие и характер соотносящих действий, ведущая рука, согласованность действий обеих рук. А при выполнении ребёнком старшего возраста задания «Составление рассказа по сюжетной картинке» выявляется уровень развития монологической речи, словарный запас. Свою повседневную работу строю с учётом коррекционных педагогических принципов: принципа единства диагностики и коррекции, принципа учёта индивидуальных и возрастных особенностей, принципа интеграции усилий ближайшего окружения и др.
Проведя диагностику с ребёнком педагоги определяют образовательно – воспитательный маршрут ребёнка и осуществляют его сопровождение в течение всего периода пребывания в специальном коррекционном учреждении.
Для этого надо знать актуальные и потенциальные возможности ребёнка. Определение «стартового» уровня развития позволит его регулировать и воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии. Удаётся прослеживать динамику и становление формируемых функций. И в этом большое практическое значение психолого – педагогической диагностики.
Наблюдая детей с проблемами в интеллектуальном развитии в ДОУ, изучая потребности социума, зная о большом количестве неорганизованных детей мы пришли к выводу о необходимости создания консультационно – практического пункта.
Консультационно – практический пункт
Цель работы:
Оказание квалифицированной коррекционной помощи детям и родителям, имеющих детей в возрасте от 3 до 7 лет с проблемами в интеллектуальном развитии
Задачи:
Консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей.
Индивидуально-личностное диагностирование детей.
Коррекция недостатков в развитии.
Основные направления в работе:
- Консультации специалистов (педагог-психолог, учитель – логопед, учитель – дефектолог).
Родители с детьми приходят в наш консультационно – практический пункт двумя путями: либо из других ДОУ (по рекомендации педагогов) либо это дети неорганизованные. Исходя из потребностей родителей, педагогов проводят диагностику, консультирование педагог – психолог, учитель – дефектолог, учитель – логопед.
- Индивидуальные занятия с детьми.
После комплексного психолого – педагогического обследования намечается зона ближайшего развития и оставляется индивидуальная программа обучения ребёнка.
- Проведение консультаций для родителей.
По запросу родителей могут быть получены консультации по интересующим их вопросам. Например, «Как развивать речь ребёнка в младшем возрасте?», «Чем заниматься с ребёнком дома?», «Что должен знать ребёнок к школе?» и.т.д.
Этапы работы с родителями детей, не посещающих ДОУ:
1.Посещение консультативно-диагностического пункта.
2.Выявление проблемы у ребёнка.
3.Рекомендации родителям
о посещении ПМПК.
4.Индивидуальное диагностирование
ребёнка специалистами ПМПК.
5.Рекомендации родителям.
6. Направление ребёнка в
специализированный детский сад.
Хочется отметить, что число детей посещающих консультационно – практический пункт растёт с каждым годом. Большинство детей с проблемами в развитии не посещают дошкольные учреждения, хотя крайне нуждаются в коррекционной помощи и социализации.
В заключении хочется отметить, что наличие ранней, комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии малыша группы риска и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность « сгладить » имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практика со всей очевидностью показывают: раннее выявление, и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых дней жизни позволяют предупредить появление отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скоррегировать уже имеющиеся трудности и в результате - значительно снизить степень социальной недостаточности детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.
Литература
1. Проект «Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии» Министерство образования РФ
2. «Проблема дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии» Фатихова Л. Ф. «Психология и педагогика: методы и проблемы практического применения» Под общей редакцией С.С.Чернова.
3. «Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция» Мастюкова Е. М. Москва, просвещение, 1992
4. «Дошкольная олигофренопедагогика» А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, Москва, «Владос», 1998.
5. «Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития», Дефектология, 1995
6. «Психологические проблемы диагностики аномального развития детей», Москва, 1989.
7. «Настольная книга педагога – дефектолога» Ростов – на – Дону», Феникс, 2005.
8. «Изучаем, обучая» С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, Москва, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранняя диагностика детей с задержкой речевого развития.
Количественный рост детей с нарушениеми речи ,усложнение речевых диагнозов, снижение уровня социальной адаптации ставят необходимостью выявление и ранюю диагностику отклонений в развитии ....
Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии
Система ранней помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Знание родителей, специалистов обеспечит каждой семье возможно...
Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии
Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии...
Ранняя диагностика детей с нарушениями в развитии.
Как на ранних стадиях до 2-х лет диагностировать ребенка и выявить, если есть нарушения в развитии, к какому обратиться специалисту за помощью....
Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольного учреждения
Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в условиях дошкольного учреждения...