ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В СКОРОГОВОРКАХ, СТИХАХ, РАССКАЗАХ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Ульянова Ирина Анатольевна

 

К. Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_mo.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В СКОРОГОВОРКАХ, СТИХАХ, РАССКАЗАХ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

К. Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Актуальность

Работая с детьми с ФН на логопункте и сталкиваясь с проблемами закрепления звукопроизношения в связной речи приходилось искать вспомогательные средства, новые технологии, облегчающие и направляющие процесс становления у детей правильного произношения, поскольку большинству детей недоступны такие виды упражнений как скороговорка, стихотворение и пересказ текстов без наглядной опоры. Поэтому назрела необходимость изучить имеющиеся в логопедической практике вспомогательные средства и выбрать наиболее эффективные и доступные для детского восприятия, систематизировать их и использовать в коррекционной работе с детьми. Одним из таких средств является применение пиктограмм.

1.  Пиктограмма, как одно из средств закрепления звукопроизношения у дошкольников.

              Пиктогра́мма (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Впервые метод пиктограммы был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму.

             Пиктограммы к скороговоркам, стихам, рассказам и сказкам хорошо использовать для закрепления звукопроизношения у детей с ОВЗ. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности, а так же сокращает сроки коррекции звукопроизношения. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.     

2.   Использование пиктограмм при заучивании скороговорок и стихотворений.

        Скороговорка, построенная на сочетании звуков, трудных для произношения – отличное средство закрепления звукопроизношения. Скороговорки помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствуют выработке чёткой дикции,  развивают речевой слух, обогащают словарный запас. При работе со скороговоркой ребёнку требуется не только понять её, но и запомнить. С этой целью лучше использовать пиктограммы. Содержание скороговорок записывается с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий. При этом основной опорой запоминания становятся осмысленные связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия.

Этапы обучения:

Знакомство со скороговоркой

На этапе знакомства со скороговоркой логопед заполняет пустую таблицу, обговаривая с ребёнком значение каждого изображения.

Ребёнок самостоятельно воспроизводит текст скороговорки с опорой на таблицу с пиктограммами.

Варианты работы с пиктограммами:

- срисовывание скороговорки,

- зарисовывание по памяти,

- проговаривание скороговорки с различной интонацией, высотой и силой голоса, с изменение темпа речи.

 - воспроизведение скороговорки справа налево (перестроение фразы),

 - восстановление скороговорки по заранее разрезанной на отдельные карточки таблицы с пиктограммами и т.д.

                                           

3. Использование пиктограмм при пересказе сказок и рассказов.

                Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях.

                Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.

Этапы обучения:

1. Подготовка к пересказу. В начале, необходимо учитывать требования к литературному произведению:

доступное и полноценное и содержание;

четкая композиция;

небольшой размер;

изложение на простом, но богатом языке;

жанровое разнообразие.

Не следует пересказывать произведение, не исследовав его.

2. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприятие текста детьми.  

3. При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание с последующим пересказом проводит логопед непосредственно на занятии по обучению пересказу. После повторного прочтения необходимо побеседовать с детьми по содержанию, опираясь на наводящие вопросы. Вопросы должны быть тщательно подобраны и поставлены так, чтобы дети могли сделать анализ прочитанного произведения, осмыслить связи и сделать самостоятельные выводы. Цель беседы – усвоение содержания произведения. В этом помогут и следующие приемы работы над текстом:                                                                                

рассматривание иллюстраций, картинок;

выкладывание в последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;

выделение из текста фраз к каждой картинке;

знакомство с пиктограммой, сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией;

нахождение пиктограммы согласно тексту.

4. После третьего прочтения детям дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы. При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью); передавать текст с опорой на предметное моделирование; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.  

4. Игры с пиктограммами.

           Пиктограммы можно использовать для игр:

«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», логопед читает текст скороговорки, стихотворения или рассказа, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.

«Продолжи рассказ», логопед раздает пиктограммы, читает текст, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.

«Расставь правильно», логопед расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает текст. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы.

«Составь свой рассказ», ребенку предлагают пиктограммы. Ребенок самостоятельно должен самостоятельно составить рассказ.

Литература:

1. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

2. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

3.Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

4. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.

5. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.// М., 1991.

7. Ельцова О.М. Методика обучению пересказу.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009, №№1, с.27-34.

8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детям дошкольного возраста.// М., Владос, 2003.

9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление описательных рассказов с использованием пиктограмм по теме «Осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «Познание»....

Рассказ-пиктограмма для закрепления звука "с" в тексте

Автоматизация звуков в тексте является этапом работы по развитию звукопроизносительной стороны речи. Рассказ прочитывается, направляя взгляд ребенка на текущий символ, затем предлагается пересказать р...

Конспект занятия с использованием малых форм фольклора: Закрепление сказки "Колобок" и стихов А.Барто

Дети с помощью фланелеграфа пересказывают сказку "Колобок".Бабушка-Забавушка помогает детям рассказать стихи А.Барто со своими зверушками....

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа с использованием пиктограмм по теме: «Лето»

Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме "Лето"....

Использование мнемотехники при закреплении звукопроизношения у детей С ОВЗ

Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Для детей с ФФНР или ФНР заучиван...

Конспект Индивидуальной работы с ребенком по закреплению звукопроизношения посредством использования чистоговорки

Конспект индивидуальной работы с ребенком по закреплению звукопроизношения посредством использования чистоговорки...

Стихи, рассказы, сказки на развитие правильного звукопроизношения.

Данный материал развивает речевой слух и речевую активность детей....