ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В СКОРОГОВОРКАХ, СТИХАХ, РАССКАЗАХ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
К. Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_mo.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В СКОРОГОВОРКАХ, СТИХАХ, РАССКАЗАХ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
К. Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Актуальность
Работая с детьми с ФН на логопункте и сталкиваясь с проблемами закрепления звукопроизношения в связной речи приходилось искать вспомогательные средства, новые технологии, облегчающие и направляющие процесс становления у детей правильного произношения, поскольку большинству детей недоступны такие виды упражнений как скороговорка, стихотворение и пересказ текстов без наглядной опоры. Поэтому назрела необходимость изучить имеющиеся в логопедической практике вспомогательные средства и выбрать наиболее эффективные и доступные для детского восприятия, систематизировать их и использовать в коррекционной работе с детьми. Одним из таких средств является применение пиктограмм.
1. Пиктограмма, как одно из средств закрепления звукопроизношения у дошкольников.
Пиктогра́мма (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. Впервые метод пиктограммы был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму.
Пиктограммы к скороговоркам, стихам, рассказам и сказкам хорошо использовать для закрепления звукопроизношения у детей с ОВЗ. Это способствует развитию высших психических функций (мышление, воображение, память, внимание), активизации связной речи, ориентировке в пространстве, облегчает ознакомление детей с природой и с явлениями окружающей действительности, а так же сокращает сроки коррекции звукопроизношения. При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.
2. Использование пиктограмм при заучивании скороговорок и стихотворений.
Скороговорка, построенная на сочетании звуков, трудных для произношения – отличное средство закрепления звукопроизношения. Скороговорки помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствуют выработке чёткой дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный запас. При работе со скороговоркой ребёнку требуется не только понять её, но и запомнить. С этой целью лучше использовать пиктограммы. Содержание скороговорок записывается с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий. При этом основной опорой запоминания становятся осмысленные связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия.
Этапы обучения:
Знакомство со скороговоркой
На этапе знакомства со скороговоркой логопед заполняет пустую таблицу, обговаривая с ребёнком значение каждого изображения.
Ребёнок самостоятельно воспроизводит текст скороговорки с опорой на таблицу с пиктограммами.
Варианты работы с пиктограммами:
- срисовывание скороговорки,
- зарисовывание по памяти,
- проговаривание скороговорки с различной интонацией, высотой и силой голоса, с изменение темпа речи.
- воспроизведение скороговорки справа налево (перестроение фразы),
- восстановление скороговорки по заранее разрезанной на отдельные карточки таблицы с пиктограммами и т.д.
3. Использование пиктограмм при пересказе сказок и рассказов.
Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов деятельности на логопедических занятиях.
Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.
Этапы обучения:
1. Подготовка к пересказу. В начале, необходимо учитывать требования к литературному произведению:
доступное и полноценное и содержание;
четкая композиция;
небольшой размер;
изложение на простом, но богатом языке;
жанровое разнообразие.
Не следует пересказывать произведение, не исследовав его.
2. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Оно предназначено для целостного эмоционального и художественного восприятие текста детьми.
3. При повторном чтении произведения акцент идет на запоминание с последующим пересказом проводит логопед непосредственно на занятии по обучению пересказу. После повторного прочтения необходимо побеседовать с детьми по содержанию, опираясь на наводящие вопросы. Вопросы должны быть тщательно подобраны и поставлены так, чтобы дети могли сделать анализ прочитанного произведения, осмыслить связи и сделать самостоятельные выводы. Цель беседы – усвоение содержания произведения. В этом помогут и следующие приемы работы над текстом:
рассматривание иллюстраций, картинок;
выкладывание в последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;
выделение из текста фраз к каждой картинке;
знакомство с пиктограммой, сличение пиктограмм с сюжетной картинкой, иллюстрацией;
нахождение пиктограммы согласно тексту.
4. После третьего прочтения детям дают возможность пересказать текст, используя пиктограммы. При использовании пиктограмм у детей формируются умения замещать персонажей заместителями (моделью); передавать текст с опорой на предметное моделирование; умение составлять внутренний план действий, формируется речевое высказывание, умение делать умозаключения; развивается воображение для составления модели для самостоятельных рассказов.
4. Игры с пиктограммами.
Пиктограммы можно использовать для игр:
«Не зевай, нужную пиктограмму поднимай», логопед читает текст скороговорки, стихотворения или рассказа, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.
«Продолжи рассказ», логопед раздает пиктограммы, читает текст, а ребенок продолжает, опираясь на пиктограмму.
«Расставь правильно», логопед расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает текст. Затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы.
«Составь свой рассказ», ребенку предлагают пиктограммы. Ребенок самостоятельно должен самостоятельно составить рассказ.
Литература:
1. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
2. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
3.Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.
4. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.
5. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.// М., 1991.
7. Ельцова О.М. Методика обучению пересказу.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009, №№1, с.27-34.
8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детям дошкольного возраста.// М., Владос, 2003.
9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление описательных рассказов с использованием пиктограмм по теме «Осень»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «Познание»....
Рассказ-пиктограмма для закрепления звука "с" в тексте
Автоматизация звуков в тексте является этапом работы по развитию звукопроизносительной стороны речи. Рассказ прочитывается, направляя взгляд ребенка на текущий символ, затем предлагается пересказать р...
Конспект занятия с использованием малых форм фольклора: Закрепление сказки "Колобок" и стихов А.Барто
Дети с помощью фланелеграфа пересказывают сказку "Колобок".Бабушка-Забавушка помогает детям рассказать стихи А.Барто со своими зверушками....
Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа с использованием пиктограмм по теме: «Лето»
Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме "Лето"....
Использование мнемотехники при закреплении звукопроизношения у детей С ОВЗ
Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Для детей с ФФНР или ФНР заучиван...
Конспект Индивидуальной работы с ребенком по закреплению звукопроизношения посредством использования чистоговорки
Конспект индивидуальной работы с ребенком по закреплению звукопроизношения посредством использования чистоговорки...
Стихи, рассказы, сказки на развитие правильного звукопроизношения.
Данный материал развивает речевой слух и речевую активность детей....