Консультация для воспитателей "Составление описательных рассказов".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Толоконникова Ольга Викторовна

Этим материалом можно пользоваться на занятиях по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_opisatelnyh_rasskazov.docx12.97 КБ

Предварительный просмотр:

   Составление

                    описательных

                                          рассказов.

                                                         Учитель-дефектолог:

                                                        Толоконникова О.В.

                                 

                                 Март 2011 г.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Связная речь представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности человека в процессе решения задач речевой коммуникации.

Адекватное, полное и точное отображение средствами языка того или иного фрагмента действительности является основной целью речевой деятельности говорения и письма.

 Хочу назвать основные методические приёмы, активизирующие развитие связной речи при обучении рассказыванию:

- предварительная беседа с использованием личного опыта детей;

-определённая последовательность вопросов, обеспечивающая целостность восприятия;

- совместные речевые действия с планом дальнейшего повествования;

- коллективный рассказ;

- использование графических схем и наглядных опор;

- включение игр, предполагающих импровизированные диалоги и монологи. Составление описательных рассказов относится к монологической речи,  причём монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую  для целенаправленной передачи информации.

 В тексте-описании имеет место перечисление ряда признаков, соотнесённость временных значений, отсутствие эмоционально-экспрессивной оценки. Коммуникативная задача такого текста – ответить на вопрос: «Каков этот предмет, явление, человек?». Детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и чётко представлены основные свойства и детали предметов. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в том числе

                                                             -1-

персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных и др. Ребёнку предлагается в течение нескольких минут посмотреть на предмет, а затем составить о нём рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы даётся такая инструкция: «Расскажи, как зовут куклу, какая она по величине, назови основные части тела, скажи, из чего она сделана, во что одета, что у неё на голове» и т.д.

В рассказе-описании должны быть отображены основные признаки предмета, даны указания на его функции или назначение. Должна соблюдаться определённая логическая последовательность в описании признаков предмета (от описания основных свойств – к второстепенным и др.).  Должны соблюдаться смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа, должны использоваться различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.).

При составлении описательных рассказов я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко из серии «Если дошкольник плохо говорит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов «Составление описательных рассказов».

консультация для воспитателей и учителей – логопедов«Развитие монологической речи у детей с ОНР»....

Консультация для педагогов на тему: "Использование опорных схем в составлении описательных рассказов"

В консультации описываются пути использования опорных схем для умения детей составлять описательные рассказы....

Консультация для педагогов "Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору"

Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы,которая носит название системный оператор.Модель системный оператор-это 9 экранов,которая зарисовывается на листе ватмана,мел...

Консультация для родителей "Составление описательных рассказов" в старшей группе

Знакомство родителей с системным оператором ОТСМ-ТРИЗ. Как можно составить  описательные рассказы....

Консультация для воспитателей ДОУ «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т.А.Ткаченко»

Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.   Однако, при обучении детей с общим недоразвитием реч...

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы....