Консультация для воспитателей "Составление описательных рассказов".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Этим материалом можно пользоваться на занятиях по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_opisatelnyh_rasskazov.docx | 12.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление
описательных
рассказов.
Учитель-дефектолог:
Толоконникова О.В.
Март 2011 г.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Связная речь представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности человека в процессе решения задач речевой коммуникации.
Адекватное, полное и точное отображение средствами языка того или иного фрагмента действительности является основной целью речевой деятельности говорения и письма.
Хочу назвать основные методические приёмы, активизирующие развитие связной речи при обучении рассказыванию:
- предварительная беседа с использованием личного опыта детей;
-определённая последовательность вопросов, обеспечивающая целостность восприятия;
- совместные речевые действия с планом дальнейшего повествования;
- коллективный рассказ;
- использование графических схем и наглядных опор;
- включение игр, предполагающих импровизированные диалоги и монологи. Составление описательных рассказов относится к монологической речи, причём монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.
В тексте-описании имеет место перечисление ряда признаков, соотнесённость временных значений, отсутствие эмоционально-экспрессивной оценки. Коммуникативная задача такого текста – ответить на вопрос: «Каков этот предмет, явление, человек?». Детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и чётко представлены основные свойства и детали предметов. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в том числе
-1-
персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных и др. Ребёнку предлагается в течение нескольких минут посмотреть на предмет, а затем составить о нём рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы даётся такая инструкция: «Расскажи, как зовут куклу, какая она по величине, назови основные части тела, скажи, из чего она сделана, во что одета, что у неё на голове» и т.д.
В рассказе-описании должны быть отображены основные признаки предмета, даны указания на его функции или назначение. Должна соблюдаться определённая логическая последовательность в описании признаков предмета (от описания основных свойств – к второстепенным и др.). Должны соблюдаться смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа, должны использоваться различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.).
При составлении описательных рассказов я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко из серии «Если дошкольник плохо говорит».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Методические рекомендации по формированию у детей с ОНР умения составлять описательные рассказы.
материал для педагогов детских садов...
консультация для педагогов «Составление описательных рассказов».
консультация для воспитателей и учителей – логопедов«Развитие монологической речи у детей с ОНР»....
Консультация для педагогов на тему: "Использование опорных схем в составлении описательных рассказов"
В консультации описываются пути использования опорных схем для умения детей составлять описательные рассказы....
Консультация для педагогов "Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору"
Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы,которая носит название системный оператор.Модель системный оператор-это 9 экранов,которая зарисовывается на листе ватмана,мел...
Консультация для родителей "Составление описательных рассказов" в старшей группе
Знакомство родителей с системным оператором ОТСМ-ТРИЗ. Как можно составить описательные рассказы....
Консультация для воспитателей ДОУ «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей Т.А.Ткаченко»
Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Однако, при обучении детей с общим недоразвитием реч...
Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»
Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы....