консультация для педагогов «Составление описательных рассказов».
консультация по теме
консультация для воспитателей и учителей – логопедов
«Развитие монологической речи у детей с ОНР».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_seminare.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №6
Семинар воспитателей и учителей – логопедов
«Развитие монологической речи у детей с ОНР».
Сообщение по теме:
«Составление описательных рассказов».
Учитель-логопед: Исаченко Л.И.
14.12.2009 г.
г. Южно- Сахалинск.
1
Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста, но, несомненно, базируется на овладении навыками пересказа. При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значение самостоятельного оформления сюжета и подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка, т.к. отсутствуют готовые авторские формы. Составление рассказов требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, т.е. сформированности лексико-грамматического стороя, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствования всех познавательных процессов, а следовательно, усиленной и углубленной предварительной работы, подготавливающей речевую и интеллектуальную базу для составления рассказов.
По характеру литературного жанра рассказы бывают описательные, повествовательные и рассказы-рассуждения(последние не являются предметом обучения дошкольников).
Особенности описательного рассказа:
- в отличие от повествовательного рассказа, описательный рассказ не имеет сюжета и фабулы;
- в описательном рассказе отсутствует временная последовательность, тогда как в повествовательном - события передаются в определенной временной последовательности;
-Примерная структура описательного рассказа:
название предмета или явления, описываемого в рассказе;
характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);
назначение предмета или явления и как с ним взаимодействовать;
какую пользу приносит;
отношение к данному предмету или явлению.
-Структура плана, вытекающая из структуры рассказа:
1. Кто это или что это?
2. Характерные признаки предмета или явления.
3. Внешний вид (форма, цвет, размер, материал….).
4. Назначение (где используется, какую приносит пользу…).
5. Отношение к описываему.
-Речь более образная, с большим количеством признаков предметов (прилагательных) и признаков действий ( наречий).
- Описательный рассказ труднее для составления, чем повествовательный.
2
Некоторые наиболее общие моменты в работе по обучению составления описательного рассказа.
I.Систематические речевые тренинги – тесно связанные с темой высказывания (сказки, басни, рассказы).
1. Обязательные лексические упражнения (подбор признаков и действий к предметам, синонимов и антонимов, родственных слов…).
2. Грамматические упражнения, способствующие овладению грамматическим строем языка (формо- и слообразование, восстановление деформированных фраз и грамматических форм слов. Составление различных по сложности и типу предложений …).
3.Постоянный фонетический контроль, сочетающийся по мере надобности с фонетическими упражнениями, особенно закрепляющими произношение слов сложной звуко-слоговой структуры.
4. Совершенствование диалогической речи (упражнение в ответах на различные по сложности вопросы, использование в ответах разнообразных по типу и сложности предложений, в том числе и сложноподчиненных с придаточными причины, цели, времени).
II. Опора на взаимное влияние и постоянное взаимодействие речевых и познавательных процессов, плановая комплексная работа по одновременному совершенствованию тех и других.
III. Обучение планированию законченного речевого высказывания, структурированию содержания текста, композиционному оформлению.
- Составление плана (различные виды в зависимости от содержания текста, его сложности и уровня сформированности связной речи).
- Запоминание и воспроизведение плана рассказа детьми не только и не столько как средства развития памяти, сколько в качестве эффективного способа структурирования детьми содержания своего собственного связного высказывания и самоконтроля за собственной речью.
IY. Непосредственное обучение составлению описательных рассказов.
- Широкое применение вариативности ответов на поставленные вопросы с целью их совершенствования, выбора наиболее удачных, наиболее точных, а также для предупреждения механического запоминания.
- Объединение нескольких составленных предложений в связное, последовательное, законченное высказывание.
- При необходимости использование в качестве зрительной опоры и вспомогательного средства для удержания в памяти плана зрительных символов, пиктограмм, схем.
- Оказание логопедом помощи детям в построении фраз и целых законченных высказываний, в обогащении фразовой речи вообще и преодолении стереотипности в частности, а именно:
3
а) на начальном этапе обучения монологической речи широкое использование данного логопедом образца с обязательным последующим анализом, вычленением ключевых моментов, некоторых фраз , несущих важную смысловую нагрузку, отдельных ярких оборотов, выражений;
б) по мере развития монологической речи происходит вытеснение, замена образца подсказкой логопеда в виде подходящего к контексту опорного слова или опорных слов, начала фразы;
в) помощь в конструировании сложных предложений, преобразовании и распространении различными способами простых предложений.
V. Особого внимания заслуживает четкое предварительное планирование занятий, в частности, продуманное формулирование и оттачивание каждого вопроса логопеда с учетом содержания составляемого описательного рассказа, законов и норм литературного языка и, что не менее важно, ожидаемых, предполагаемых, смоделированных логопедом ответов детей на его вопросы.
Использованная литература.
1.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.
2.Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» - М.: Мозаика – Синтез, 2004.
3.Ткаченко Т.А. « Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет».- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
4.Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. « Развивающие занятия с детьми».-М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
5. Матросова Т.А. «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями». – М.: Творческий центр «Сфера», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Составление описательных рассказов".
Этим материалом можно пользоваться на занятиях по развитию речи....
Консультация для педагогов на тему: "Использование опорных схем в составлении описательных рассказов"
В консультации описываются пути использования опорных схем для умения детей составлять описательные рассказы....
Консультация для педагогов "Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору"
Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы,которая носит название системный оператор.Модель системный оператор-это 9 экранов,которая зарисовывается на листе ватмана,мел...
Консультация для родителей "Составление описательных рассказов" в старшей группе
Знакомство родителей с системным оператором ОТСМ-ТРИЗ. Как можно составить описательные рассказы....
Консультация для педагогов «Составление творческих рассказов с опорой на схему»
Консультация для педагогов «Составление творческих рассказов с опорой на схему»...
Рекомендации для родителей и педагогов "Составление описательных рассказов об игрушках при помощи мнемотаблицы"
Эффективным методом по обучению детей составлению описательных рассказов, является рассказ с опорой на мнемотаблицу. Использование планов-схем способствует развитию связной речи и помогает обучению де...
Консультация для воспитателей «Составление описательных рассказов о комнатных растениях»
Помочь детям составлять описательный, связный и последовательный рассказ об объекте....