организация логопедической помощи с использованием компьютерных технологий
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 комбинированного вида г. Валуйки
приложение 4
ДОКЛАД
на тему:
"ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
подготовила:
Рощупкина О.И.
учитель-логопед
МДОУ д/с № 9
В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, возможности вариантов обучения. Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике и представляют собой дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерной технологии встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Использование компьютерных технологий в коррекционно - развивающем процессе позволяет повысить эффективность работы учителя - логопеда.
Эта имеет следующие преимущества:
- Повышение мотивации детей (игровая форма, современная техника, отслеживание динамики, самоконтроль).
- Возможность самореализации детей.
- Индивидуализация (учёт глубины дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, зоны ближайшего развития).
- Развивающий характер (работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребенка, стимулирование его к более высоким достижениям).
- Возможность оперативного изменения содержания структуры занятия, в соответствии с динамикой продвижения, учётом самочувствия и психологического настроя ребёнка.
- Сокращение сроков реабилитации.
- Дидактическое оснащение (исключает необходимость оформления многочисленных карточек и другого дидактического материала).
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательны соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
– до начала занятия и после проводится гимнастика для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
Помимо того, обязательным является включение в занятия учителя-логопеда и воспитателей игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений
Применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.
Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.
Несформированность фонетических компонентов речи. а также вторичное недоразвитие фонематического слуха создают значительные трудности при коррекции фонетико-фонематических расстройств. Они обусловлены сложностью практического объяснения характеристик устной речи. Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации у детей с недоразвитием языковых компонентов речевой системы делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств (И.И. Мамайчук, 1990; Е.М. Мастюкова, 1973 и др.). А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всею, с целью коррекции нарушений и общего развития детей (О.И. Кукушкина, 1994 и др.), особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется ею, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние на эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. В такой ситуации необходимо проводить работу, направленную на формирование и развитие коммуникативных навыков ребенка, развитие способности извлекать информацию из речевою общения, широкие возможности для которой предоставляют компьютерные средства обучения (Т.К. Королевская, 1998 и др.). Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и ребенок, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Кроме того, компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено. Помимо этого, «...компьютерная модель крайне привлекательна для детей, что обеспечивает мотивацию вступления в контакт с партнером по общению» (Ж.А. Тимофеева, 1997).
Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального. У дошкольников начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающею нас мира - это и реальные вещи, и картинки, слова, схемы и т.д. Формирование и развитие знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и способствуют формированию и развитию языковых средств у детей старшего дошкольного возраста,
Одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторною анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе коррекции недоразвития речи у детей старшею дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников.
Использование в коррекционно-образовательном процессе компьютерной технологии способствует коррекции, формированию и развитию:
- длительности и силы речевого выдоха,
- громкости (интенсивности) голоса,
- темпо-ритмической организации,
- интонационной выразительности,
- четкости и разборчивости речи,
- звукового анализа и синтеза,
- структуры значения слова,
- лексических связей слов (синтагматических и парадигматических),
- грамматического значения слова,
- коммуникативных навыков детей.
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.
Таким образом, современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, а также общего психического развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование коррекционно -развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР, с использованием компьютерных технологий
Планирование коррекционно- развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР, с использованием компьютерных технологий (лексико - грамматический строй речи)...
Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях
В своей работе в структуру логопедических занятий я включаю цикл упражнений «Игры для Тигры». Данная компьютерная логопедическая технология делает образовательный ...
Конспект фронтального логопедического занятия. По лексической теме «Лес и его обитатели» (с использованием компьютерных технологий.)
Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам «Деревья», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые»....
Преимущества использования компьютерных технологий в логопедическом образовании.
Преимущества использования компьютерных технологий в логопедическом образовании. В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает...
Конспект логопедического занятия с использованием компьютерных технологий по теме "Домашние птицы" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
В данном конспекте представлено занятие, направленное на развитие лексико-грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (III уровень развития речи) и задержкой психического раз...
Развитие логического мышления у дошкольников с помощью использования компьютерных технологий
Консультация для педагогов...
Форма работы и организация логопедических занятий с использованием информационных технологий
Основной формой логопедической коррекции являются фронтальные занятия,на которых проводится работа по активизации и расширению словарного запаса,...