коррекционные методы работы с детьми дошкольного возраста имеющие врожденную челюстно-лицевую патологию.
статья по логопедии (средняя группа) по теме
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionnye_metody_raboty_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta_s_vchlp.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Горелова Сталина Николаевна
Учитель-логопед центра ТНР
при ГБСКОУ АО СКОШИ 1-2 вида
Исправление тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста является очень сложной задачей. Если нарушения речи не будут исправлены до школы, возможны трудности в дальнейшем обучении.
При проведении индивидуальных логопедических занятий логопед, учитывая индивидуальные особенности, старается помочь каждому ребёнку, помогает советом родителям, старается использовать не только традиционные методы, но и ищет новые пути преодоления речевых дефектов. Сейчас в коррекционной педагогике начинают широко использоваться инновационные методы.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Существует множество методической литературы, в которой освещаются инновационные методы логопедической практики. В речевом центре для детей с тяжелыми нарушениями речи при ГБСКОУ АО СКОШИ 1-2 вида методическая копилка постоянно пополняется новинками литературы по развитию связной речи, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики и т.д. Богатый материал для диагностирования и тестирования детей, позволяющий всесторонне изучить уровень развития детей, помог педагогам центра разработать индивидуальную коррекционно-развивающую программу. Большое значение в коррекции речи детей имеет организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда.
Подробно изучив новинки методической литературы, логопеды центра ТНР решили использовать инновационные методы в своей работе. Для детей с тяжелыми нарушениями речи и в частности, страдающими ринолалией характерны: нарушения звукопроизношения, назальный оттенок речи, отсутствие дифференциации речевого и носового выдоха, скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, нарушения в коммуникативной сфере. Наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.
Так одним из оригинальных методов логопедического воздействия стал метод биоэнергопластика. Биоэнергия и пластика из этих дух слов состоит термин « биоэнергопластика». Биоэнергия – это энергия, которая находится внутри человека ( по мнению И. В. Курис). Если разбираться глобально, то все в этом мире обладает энергией. Это касается и человеческого сознания и подсознания.
Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Как же это можно использовать на логопедических занятиях? Речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук- это известно всем. Области коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в непосредственной близости. И взаимовлияют друг на друга.
Про развитие мелкой моторики и речевого аппарата написано много книг. Существует множество артикуляционных упражнений в самых различных вариантах. То же самое можно сказать и об упражнениях для развития мелкой моторики. А что, если эти тренировки объединить, то, может будет больше толку? И объединили. В результате появилось такое понятие, как биоэнергопластика.
Так вот, исследователи заметили, что при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны и свободны, в организме происходит распределение энергии. Учеными было замечено, что биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, но также память и внимание. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Проведение артикуляционных упражнений подобным образом принципиально отличается от общепринятых, что достигается соединением движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
В нашем центре логопеды стали активно использовать метод бионергопластики в упражнениях артикуляционной гимнастики, постепенно внедряется этот метод и на занятия логоритмики. Особенно хорошо восприняли этот метод дети. Теперь упражнения стали более интересными, веселыми, а главное намного продуктивными.
Примеры артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики:
«Птенчики» -Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти. На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы. На счет – два – фиксируем открытое положение рта. На счет – три – рот закрыт.
Показ кистью руки: Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца
“Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Маляр” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.
“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
“Жало”, - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена.
Литература
- Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников Зайцевой И. Ю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103050/
- КашеКосинова, Е. А. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких [гимнастика для пальчиков, развитие памяти и воображения, развитие речи и речевого слуха, преодоление речевых дефектов, упражнения для выработки правильного, чёткого произношения, артикуляционная гимнастика] [Текст] / Е. А. Косинова. – М.: Олисс: Эксмо, 2007. – 173 с.
- Оценка психофизических и биоэнергетических характеристик человека методом ГРВ в процессе занятия психотелесными практиками Курис И. В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://podguzniki.info/podg/content/otsenka-psikhofizicheskikh-i-bioenergeticheskikh-kharakteristik-cheloveka-metodom-grv-v-prot
- Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Пожиленко. – СПб. : КАРО, 2007. – 90 с.
- Ястребова, А. В. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей [Текст] / А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. – М.: АРКТИ, 1999. – 134 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в речевой сфере"
В последнее время особую актуальность приобрели различные аспекты коррекционной педагогики, одним из важнейших направлений которой является организация логопедической службы. Согласн...
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в речевой сфере
В данной презентации представлен ФГОС в логопедической работе, раскрыты основные направления деятельности учителя-логопеда, подробно описана коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного в...
Коррекционно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройство аутистического спектра в условиях ППМС ЦДК "Шанс"
По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе спец...
Использование комплексной коррекционной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности каждого человека....
Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...
Комментарии
статья для логопедов дошкольных учреждений
статья для логопедов дошкольных учреждений