Речь. Этапы развития. Строение речевого аппарата. Речевые расстройства. Причины нарушений развития речи.
консультация по логопедии
Речь. Краткое описание этапов развития речи, строение речевого аппарата, причины нарушений развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_narusheniya._.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь. Этапы развития. Строение речевого аппарата. Речевые расстройства. Причины нарушений развития речи.
Речь представляет собой специфическую форму человеческой деятельности, служащую общению между людьми посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения
Развитие и формирование функций и навыков у человека в норме возможны только в строго определенные возрастные периоды, и прежде всего это относится к высшим психическим функциям – речи, вниманию, памяти, мышлению и социальным навыкам, в частности навыкам общения, которые во многом определяют личностные особенности индивида и его поведение. Эти процессы детерминированы развитием центральной нервной системы (ЦНС). Отклонения и нарушения в развитии ЦНС приводят к дизонтогенезу.
Этапы развития речи:
- доречевой период (гуление, крики),
- лепетная речь,
- модулированный лепет,
- понимание речевых сигналов;
- слоговая,
- словарная,
- фразовая речь.
Обязательными условиями развития речи являются нормальное состояние слуха и речевое общение ребенка со взрослыми.
Строение речевого аппарата.
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется за счет сложной согласованной работы системы органов, составляющих речевой аппарат.
Речевой аппарат состоит из двух частей:
- центральной
- периферической.
Центральный речевой аппарат представлен структурами нервной системы.
В него входят:
- речевые зоны коры головного мозга (преимущественно левого полушария),
- подкорковые узлы,
- мозжечок,
- проводящие пути,
- ядра ствола головного мозга,
- нервы иннервирующие дыхательные, голосовые и артикуляторные мышцы.
В осуществлении речи принимают участие различные отделы коры больших полушарий головного мозга. К ним относятся в первую очередь речевые зоны коры, расположенные в доминантном полушарии (у правшей – в левом, у левшей – в правом). Эти области входят в состав корковых проекций слухового, двигательного, кинестетического и зрительного анализаторов. Височная доля доминантного полушария отвечает за восприятие и дифференцировку слуховых сигналов, сложный процесс понимания речи. Двигательная область (нижние лобные извилины) обеспечивает программу речевого высказывания, то есть моторную сторону речи. Чтение и письмо относятся к самым новым в филоонтогенезе высшим психическим функциям, которые осваиваются в процессе специального обучения. В их осуществлении основное значение имеют наиболее поздно формирующиеся отделы коры головного мозга, в основном теменно-височно-затылочная область левого полушария. Кроме того, эти функции становятся возможными при тесном взаимодействии зрительного, слухового и двигательного анализаторов, а также при достаточном уровне развития сложных произвольных действий (движения глаз по строкам текста, координированные движения руки и глаз при письме).
Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:
- дыхательного,
- голосового,
- артикуляционного.
В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми связками.
К артикуляционному отделу относятся язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные структуры – неподвижными.
В зависимости от того, функции каких из перечисленных структур центрального или периферического речевого аппарата расстраиваются, выделяют различные виды речевых нарушений
I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы
В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на:
- афазии — распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон;
- алалии — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде;
- дизартрии — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм дизартрии
II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
- заикание;
- мутизм и сурдомутизм.
III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).
IV. Задержки речевого развития различного происхождения (недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов педагогической запущенности и т.д.).
Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные.
Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза.
На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают гипоксия плода, внутриутробные инфекции, родовые травмы и пр.;
В первые месяцы после рождения – травмы, мозговые инфекции.
Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом, разрывом аневризмысосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы, опухолями мозга, нейрохирургическими вмешательствами.
Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины нарушений развития речи у детей.
Причины нарушений развития речи у детей.Внутренние.1. Неблагоприятные факторы во время внутриутробного этапа развития или во время родов.2. Травмы черепа, сопровождающиеся поражением головного мозга.3...
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ НА ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ"
Основными критериями готовности ребенка к школе являются такие качества, как точное произношение звуков вместе с богатым словарным запасом, а также хорошо развитая связн...
Этапы развития речи детей. Причины речевых нарушений.
Сообщение на Родительском собрании....
«Организация и содержание логопедической работы с детьми с нарушениями произносительной стороны речи, обусловленными недостаточность иннервации речевого аппарата"
Нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Нарушения речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата, отличаются трудностя...
Мастер – класс: «Расслабляющий массаж, как средство устранения или сглаживания гипертонуса (спастичности) мыщц речевого аппарата у дошкольников с нарушениями речи»
работа с родителями...
«Развитие музыкально-речевых коммуникаций педагога как фактор эффективности развития речи у детей»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15 «Ладушки»...
Методическая разработка. «Картотека речевых игр. «Речевые игры как средство развития речи»
В данном материале отражен перечень речевых игр в соответствии с задачами речевого развития ребенка...