Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школе.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
В статье рассмотрены примеры специфических ошибок на письме и причины их появления у детей в младшей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_roditely.doc | 14.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Недостатки развития речи дошкольника и
их проявления в школе».
Педагогов и врачей уже давно волнует обстоятельство, что в последние десятилетия во всем мире растет количество детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются и в речевом развитии. У ребенка может, например, несколько запаздывать появление фразовой речи, дольше обычного срока задерживаться «детское» произношение некоторых звуков, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении и т.д. Речь ребенка в целом вполне понятна и не вызывает у него трудности в общении.
Но дело резко меняется с началом обучения в школе, когда к речи предъявляются повышенные требования. Все дети с отставанием (пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут с множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами. Знание грамматических правил здесь не поможет, к тому же ребенок как бы «не умеет» эти правила применять.
В дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам добавляются отклонения в поведении ребенка, его повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приготовления уроков в большинстве случаев затягивается до поздней ночи. В итоге всего этого - негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье.
Рассмотрим примеры специфических ошибок у детей на письме и разберем их причины. Речь пойдет о некоторых основных группах специфических ошибок письма, не связанных с незнанием грамматических правил.
Смешение свистящих и шипящих, звонких и глухих, букв л и р. В этих случаях ребенок пишет вместо шапка – сапка, калтина вместо картина, томик вместо домик, ден вместо день и т.д.
Почему же так происходит. А потому, что в устной речи ребенок называет мишку «миской», шапку «сапкой» из-за того, что у него нет звука «Ш» или он заменяет его другим звуком. В этом случае родители не позаботились, чтобы у ребенка были все звуки.
В нашем детском саду в этом плане проводится большая работа. Логопед ставит звуки и при помощи воспитателей автоматизирует и вводит в речь. Тут многие родители успокоились «У моего ребенка все звуки есть, и ему это не грозит». Но тут важно не только правильно произносить звук, но и уметь отличать его на слух от других. Такая работа очень важна в детском саду, логопед и воспитатели на своих занятиях учат различать звуки с помощью многочисленных игр и упражнений по развитию фонематического слуха у детей.
Следующей специфической ошибкой является слитное написание слов в предложении, пропуск гласных и согласных букв в слове, перестановка букв. Почему же происходят такие нарушения. Основная причина в том, что ребенок не овладел навыками анализа слова и просто не представляет себе их структуры. В детском саду детей учат определять количество слов в предложении, их последовательность, количество звуков в слове и их последовательность. С помощью разнообразных игр ребенок овладевает звуко-слоговым анализом.
Следующей специфической ошибкой являются, так называемые аграмматизмы, т.е. написание вопреки правилам грамматики русского языка. В этом случае ребенок не умеет согласовывать слова в предложении (например, «Вова сидит стул» вместо «Вова сидит на стуле») и не умеет правильно пользоваться родом, числом (например, «река покрылось льдом» вместо «река покрылась льдом»). Поэтому детском саду детей учат согласовывать разные части речи, правильно употреблять их в словосочетаниях, в связной речи.
А так же специфической ошибкой на письме является оптическое смешение букв, сходных по написанию – б-д, м-л, и-ш, п-т и др. Можно подумать, что ребенок не выучил буквы. Но здесь причина гораздо глубже – недостаточно сформированы пространственные представления («выше-ниже», «справа-слева», «ближе-дальше»). Логопед и воспитатель на своих занятиях уделяет большое внимание формированию пространственных представлений у детей.
Теперь вы знаете, какие бывают основные нарушения на письме у детей в школе, знаете, какая работа ведется в нашем детском саду, и, наверное, успокоились, решили, что очень хорошо, что с моим ребенком занимаются. Однако родителям нельзя расслабляться. Хочется верить, что среди вас нет равнодушных. Исправить недостатки на письме и чтении можно, но на это уйдет много времени. А, как известно, легче предупредить, чем исправлять последствия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки «Развитие связной речи дошкольников и подготовка их к школе»
Важность и способы развития связной речи у дошкольников....
«Коррекция недостатков развития речи у детей с косоглазием и амблиопией на занятиях у тифлопедагога»
Для развития речи детей с нарушением зрения можно использовать различные виды занятий....
"Развитие речи дошкольников-основа успешного обучения в школе".
К.Д.Ушинский писал:"Усваивая родной язык,ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения,но бесконечное множество понятий,воззрений на предметы,множество мыслей,чувств,художественн...
Презентация «Развитие речи дошкольника, как фактор преемственности между ДОУ и школой, посредством легоконструирования»
Презентация«Развитие речи дошкольника, как фактор преемственности между ДОУ и школой, посредством легоконструирования»...
Развитие речи дошкольников на этапе подготовки к школе.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речево...
Мастер-класс "Кинезиосказка как средство коррекции недостатков развития речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ"
В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.Метод кинезиологии...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе. «Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».
Родительское собрание«Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».Думаю, никто не станет возражать против того факта, что ...