"Развитие речи дошкольников-основа успешного обучения в школе".
статья (подготовительная группа) на тему
К.Д.Ушинский писал:"Усваивая родной язык,ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения,но бесконечное множество понятий,воззрений на предметы,множество мыслей,чувств,художественных образов,логику и философию языка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_pomoshch_roditelyam.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
В помощь родителям!
« Развитие речи дошкольников - основа успешного обучения в школе ».
К.Д. Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка».
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Цель не в том, чтобы ребенок знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому, а особенно будущему первокласснику.
Поэтому одной из наиболее важных задач на этапе обучения старших дошкольников является развитие речевой деятельности. Если мы хотим, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет)
Как вы считаете, какой должна быть речь ребёнка? Грамотной, понятной ,выразительной ,осмысленной, богатой, ясной и чёткой .Все правильно. Но что же мы видим на самом деле? По данным российских учёных от 15 до 30 % у дошкольников не развита связная речь, дети не могут грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Ребенок собрался в школу. Конечно, нам хочется, чтобы он успевал по всем предметам, легко усваивал материал, хорошо читал, мог рассказать о чем-то, убедить в своих знаниях учителя. Кроме того, любому школьнику необходим опыт речевого общения, ведь он следующие лет 10–15 (школа, колледж, институт) будет вовлечен в активную речевую жизнь.
Взрослеющий человек должен доказывать свое мнение, объяснять решение задач, отвечать развернуто на вопросы учителей. Ему просто необходимо умение изъясняться понятно, точно, правильно.
Многие проблемы можно решить уже сейчас, в старшем дошкольном возрасте, используя самое действенное средство и любимое занятие любого ребенка – игру.
Речевые игры, не требующие никакой отдельной подготовки.
Это те игры, которыми можно занять свободное время по дороге на прогулку, в магазин или в детский сад. Это игры:
- «Большой - маленький»,
- «Один - много»,
- «Назови одним словом»,
- «Из чего – какой?» и многие другие.
Речевые игры с использованием игрушек.
- Например, катая по полу машинку, можно повторить образование глаголов с помощью приставок и даже составить небольшой рассказ о приключениях машинки.
- С помощью нескольких мягких или резиновых игрушек можно
повторить пространственные предлоги , составить небольшой описательный рассказ о любимой игрушке. А для закрепления навыка поиграть в игру
- « Отгадай по описанию» ( роли загадывающего и отгадывающего меняются)
Игры с использованием иллюстрированных художественных произведений.
Прочитав короткую сказку или рассказ можно пересказать её по картинкам в книге. А можно пофантазировать и придумать сказке другой конец. Этот же приём можно использовать на знакомых мультфильмах. Кроме того, красочные иллюстрации в книгах дают простор нашему творчеству.
Игра в загадки.
Правила очень простые: один человек придумывает и загадывает, остальные отгадывают. Кто первый отгадает, тот загадывает следующую. Дети быстро понимают, что набор классических загадок быстро кончается, и их все знают. Мы можем научить их сочинять свои загадки, опираясь на определенные знания детей . Вот некоторые «шедевры» устного детского творчества:
Одна нога, много рук, ни одного глаза (дерево).
Одна нога, сотня рук, тысяча пальцев (дерево).
Светящийся цветок (фонарь).
Варежки для ног (носки).
Игра «СЛОВА»
Конечно, нельзя обойтись без известной игры «Слова», когда игроки по очереди говорят разные слова, причем каждое следующее слово начинается на последнюю букву предыдущего. Хороша игра не только потому, что развивает так необходимый на уроках русского языка фонематический слух (умение выделять и дифференцировать звуки языка в слове), ее можно усложнять бесконечно, немного изменяя правила. Можно варьировать тематику называемых слов: играть во всем известные «города» или «страны», менее популярные «овощи-фрукты», «музыкальные инструменты»; выбирать ту тему, которая интересна ребенку.
Главное, чтобы во время игры иногда возникали затруднения с подбором слов, тогда игра будет развивать речь, увеличивать активный словарь ребенка.
Игра: «Я знаю 5 названий ….» ( игроки передают мяч друг другу и выполняют задание предыдущего игрока – это названия цветов, насекомых, животных и т.д) Игра рассчитана на быстроту реакции.
Игра « СНЕЖНЫЙ КОМ»
Игра развивает ассоциативную память. Первый игрок называет нераспространенное предложение. Второй повторяет данное и прибавляет свое, третий называет первое слово, затем второе, затем свое. Слова можно добавить в любом месте. Получается цепочка связанных между собой слов, которая увеличивается от игрока к игроку.
Машина едет. -Машина едет по дороге –Большая машина едет по дороге- Большая машина едет по широкой дороге и…..
Игра заканчивается, когда кто-то из участников не сможет вспомнить все слова по порядку и продолжить. А итог - распространенное предложение.
Освоив эти речевые игры, ребенок будет чувствовать себя более уверенно в любой компании. Это тоже очень важно для ребенка, идущего в школу. Он сможет предложить друзьям интересные игры, объяснить правила, объяснить свою точку зрения.
Игра только тогда остается игрой, когда у играющих есть интерес и желание играть.
Игровые упражнения на слуховое внимание:
- «Хлопни, когда услышишь мягкий согласный Ль, топни, когда услышишь твердый согласный звук Л»,
- «Запомни и повтори в том же порядке 4 слова».
Играйте в игры, формирующие грамматический строй речи:
- « Назови ласково»,
- «Маленький – огромный,
- «Один – много»
Чтобы речь ребенка была четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей и грамматических конструкций. Поощряйте у ребенка стремление задавать вопросы. Составляйте вместе с ребенком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, затем попросите ребенка продолжить рассказ. Обратите внимание, передает ли ребенок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается. Учите с ребенком стихотворения наизусть.
И напоследок хотелось бы вам сказать:
• В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной.
• Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам.
• Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное .
• Обязательно внимательно и терпеливо выслушивайте ответы детей.
И конечно же радуйтесь успехам своего ребенка, не забывайте его хвалить.
Любите своих детей, помогайте им. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"
Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...
Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, как условие успешного обучения в школе.
Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий важный этап его жизни – поступлению в школу, существенное место в работе начинает занимать подготовка к обуч...
Консультация для родителей: «Правильная речь ребёнка-залог успешного обучения в школе»
Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым - был крепким, здоровым, умным, успешным и удачливым. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного раз...
Правильная речь ребёнка - залог успешного обучения в школе
Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым - был крепким, здоровым, умным, успешным и удачливым. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноц...
Актуальность: Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Нечеткая речь негативно отражается на качестве общения. В дальнейшем от правильности устной реч
Актуальность: Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Нечеткая речь негативно отражается на к...
Консультация «Развитие речи ребенка – залог успешного обучения в школе».
Консультация«Развитие речи ребенка – залог успешного обучения в школе»....