НЕДОСТАТКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
консультация
Уважаемые родители, вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни. Не важно, кем станет ваш малыш, правильная и грамотная речь пригодится ему в любой профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedostatki_razvitiya_rechi_doshkolnika.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕДОСТАТКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни каждой семьи. И вы, родители, должны помочь ребенку подготовиться к школьному обучению. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели грамотной фразой, развернутой речью.
Речь вашего ребенка складывается не только из правильного произнесения звуков, но и из фонематического (речевого) слуха, речеслуховой памяти, богатого словарного запаса и много другого. У детей довольно часто наблюдается нередко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение чтением и письмом, и приводит к появлению специфических ошибок. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в развитии речи дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте.
Каждый приходящий в школу ребенок должен располагать всеми необходимыми для усвоения чтения письма предпосылками. К числу таких предпосылок относятся следующие:·
Звукопроизношение полностью соответствует норме.
Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.
Наличие правильно сформированного фонематического слуха.
Фонематический (речевой слух) - умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.
К подготовительной группе у ребенка должно быть сформировано фонематическое восприятие. Он должен на слух отличать звонкие звуки от глухих, твердые от мягких, иначе это в школе проявится при письме.
Владение простейшими, доступными детям дошкольного возраста видами звукового анализа слов:
- умение выделять начальный гласный звук из состава слова;
- слышать и выделять первый и последний согласный звук;
- составлять слова с определенным звуком;
- умение из звуков составить слово;
- посчитать количество звуков.
Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение». При затруднениях в звуковом анализе и синтезе слов ребенок не может правильно определять количество и последовательность звуков в записываемых словах, что приводит к самым непредсказуемым ошибкам на письме.
Состояние словарного запаса.
У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов (у некоторых детей он превышает 5000 слов). В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Ребенок располагает определенным запасом представлений и понятий об окружающем мире, что позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном. Ребенок должен уметь безошибочно произносить сложные слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п. Бедность словарного запаса мешает в овладении и устными предметами.
Сформированность грамматических систем.
Умение пользоваться разными способами словообразования, словоизменения, правильно связывать слова между собой (согласование и управление). Умение работать с предложением, правильно строить простые предложения. Уметь отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, строить связное высказывание. Если в устной речи проявляются аграмматизмы то каким же образом он может правильно написать все эти слова и словосочетания?
Достаточный уровень развития зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа.
Умение определять «право-лево» в различных условиях, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
Достаточно развитая тонкая ручная моторика. Желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма, обладать достаточным уровнем познавательной активности, готовность к решению познавательных задач, готовность к интеллектуальному усилию. Если все названные предпосылки письма будут сформированы у ребенка в дошкольном возрасте, то он придет в школу подготовленным к овладению, как самим процессом письма, так и довольно сложными правилами русской грамматики.
Своевременное и постепенное формирование у ребенка всех рассмотренных здесь предпосылок письма, является, по сути, единственным надежным путем профилактики трудностей в усвоении русского языка.
Уважаемые родители, вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни. Не важно, кем станет ваш малыш, правильная и грамотная речь пригодится ему в любой профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школе.
В статье рассмотрены примеры специфических ошибок на письме и причины их появления у детей в младшей школе....
Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»
В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...
Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха
Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха...
Развитие речи дошкольников - самый ответственный период в развитии речи у детей
Постепенное развитие речи дошкольников...
«Коррекция недостатков развития речи у детей с косоглазием и амблиопией на занятиях у тифлопедагога»
Для развития речи детей с нарушением зрения можно использовать различные виды занятий....
Семинар-практикум в старшей группе "Развитие речи дошкольников - самый ответственные период в развитии речи детей"
Семинар-практикум для родителей детей 5-6 лет по речевому развитию...
Развитие речи дошкольников - самый ответственный период в развитии речи детей.
В жизни ребёнка Новый год значит, пожалуй, больше, чем в жизни взрослых. Детали этого праздника чаще всего стираются, но остаются ощущения – атмосфера волшебства, оживления и...