НЕДОСТАТКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
консультация

Петрович Ирина Владимировна

Уважаемые родители, вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни. Не важно, кем станет ваш малыш, правильная и грамотная речь пригодится ему в любой профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedostatki_razvitiya_rechi_doshkolnika.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

НЕДОСТАТКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни каждой семьи.  И вы, родители,  должны помочь  ребенку подготовиться к школьному обучению. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели  грамотной фразой, развернутой речью.

Речь вашего ребенка складывается не только из правильного произнесения звуков, но и из фонематического (речевого) слуха, речеслуховой памяти, богатого словарного запаса и много другого. У детей довольно часто наблюдается нередко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение чтением и письмом, и приводит к появлению специфических ошибок. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в развитии речи дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте.

Каждый приходящий в школу ребенок должен располагать всеми необходимыми для усвоения чтения  письма предпосылками. К числу таких предпосылок относятся следующие:·

Звукопроизношение полностью соответствует норме.

Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.

Наличие правильно сформированного фонематического слуха. 

Фонематический (речевой слух) - умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

К подготовительной группе у ребенка должно быть сформировано фонематическое восприятие. Он должен на слух отличать звонкие звуки от глухих, твердые от мягких, иначе это в школе проявится при письме.

Владение простейшими, доступными детям дошкольного возраста видами звукового анализа слов:

  • умение выделять начальный гласный звук из состава слова;
  • слышать и выделять первый и последний согласный звук;
  • составлять слова с определенным звуком;
  • умение из звуков составить слово;
  • посчитать количество звуков.

Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение». При затруднениях в звуковом анализе и синтезе слов ребенок не может правильно определять количество и последовательность звуков в записываемых словах, что приводит к самым непредсказуемым ошибкам на письме.

Состояние словарного запаса.

У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов (у некоторых детей он превышает 5000 слов). В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Ребенок располагает определенным запасом представлений и понятий об окружающем мире, что позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном.  Ребенок должен уметь безошибочно произносить сложные слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п. Бедность словарного запаса мешает в овладении и устными предметами. 

Сформированность грамматических систем.

Умение пользоваться разными способами словообразования, словоизменения, правильно связывать слова между собой (согласование и управление). Умение работать с предложением, правильно строить простые предложения. Уметь отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, строить связное высказывание. Если в устной речи проявляются аграмматизмы то каким же образом он может правильно написать все эти слова и словосочетания?

Достаточный уровень развития зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа.

Умение определять «право-лево» в различных условиях, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Достаточно развитая тонкая ручная моторика. Желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма, обладать достаточным уровнем познавательной активности, готовность к решению познавательных задач, готовность к интеллектуальному усилию. Если все названные предпосылки письма будут сформированы у ребенка в дошкольном возрасте, то он придет в школу подготовленным к овладению, как самим процессом письма, так и довольно сложными правилами русской грамматики. 

Своевременное и постепенное формирование у ребенка всех рассмотренных здесь предпосылок письма, является, по сути, единственным надежным путем профилактики трудностей в усвоении русского языка.

Уважаемые родители, вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни. Не важно, кем станет ваш малыш, правильная и грамотная речь пригодится ему в любой профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школе.

В статье рассмотрены примеры специфических ошибок на письме и причины их появления у детей в младшей школе....

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха

Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха...

«Коррекция недостатков развития речи у детей с косоглазием и амблиопией на занятиях у тифлопедагога»

Для развития речи детей с нарушением зрения можно использовать различные виды занятий....

Развитие речи дошкольников - самый ответственный период в развитии речи детей.

   В жизни ребёнка Новый год значит, пожалуй, больше, чем в жизни взрослых. Детали этого праздника чаще всего стираются, но остаются ощущения – атмосфера волшебства, оживления и...