Мастер-класс "Кинезиосказка как средство коррекции недостатков развития речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ"
консультация

Елисеева Наталья Сергеевна

В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.

Метод кинезиологии, который я применяю в своей работе, является одним из направлений здоровьесберегающей технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekabr_2021g._master-klass_dlya_pedagogov.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 12»

города Сорочинска Оренбургской области

Мастер-класс

Кинезиосказка как средство коррекции недостатков развития речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Подготовила и провела

учитель-логопед

МБДОУ №12

Рухля Н.С.

Сорочинск, 2021г.

Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями через сказки, способствующими умственному, физическому и речевому развитию дошкольников.

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических сказок в работе с дошкольниками.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Ход мастер-класса        

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Рада Вас видеть сегодня на нашем мастер-классе по теме «Кинезиосказка как средство коррекции недостатков развития речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ».

Б.Акунин говорил: «Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное – шевелить мозгами». Мы с вами тоже будем сегодня «шевелить мозгами», то есть с помощью кинезиологических упражнений активизируем свои психические процессы, восстановимся в середине рабочего дня, может быть даже снимем стресс и нервное напряжение. И вы пополните свою рабочую копилку кинезиологическими упражнениями, которые, мы надеемся, станут для вас полезными в работе с детьми.

Итак, что же такое «кинезиология»? В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.

Метод кинезиологии, который я применяю в своей работе, является одним из направлений здоровьесберегающей технологии.

Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Повысить и поддержать интерес к кинезиологическим упражнениям помогает сказка. Прежде чем делать упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнения отдельно.

Работа с детьми по кинезиосказкам проходит в два этапа.

На первом этапе ведется подбор упражнений, согласно уровню развития детей, затем их разучивание в сопровождении стихотворных текстов.

На втором этапе  — введение разученных упражнений в сюжет сказок.

Кинезиологические упражнения мы начинаем применять с начала учебного года, а сказки в более поздние сроки (после Нового года).

Сегодня мы предлагаем вам выполнить несколько простых, но действенных кинезиологических упражнений для рук вместе со мной. Эти упражнения необходимо проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Для повышения интереса можно озвучивать движения.

«Колечки» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Кулак – ладонь» (Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные).

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

«Оладушки» (Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять).

Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем – и опять играть начнем.

«Кулак – ребро – ладонь»  (Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола:  выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь), произнося их вслух или про себя).

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

«Фонарики»

«Лезгинка»

«Кошечки – собачки»

«Ухо-нос»

«Капитан – молодец!»

«Ругаем – хвалим»

Упражнения можно включать практически во все режимные моменты. Они органично вплетаются в физминутки, в пальчиковую гимнастику, в упражнения на развитие общей моторики.

Проведя анализ имеющейся методической литературы и передового опыта коллег, оказалось, что кинезиологических сказок разработано мало, поэтому приходится составлять или использовать подходящие народные сказки.

Итак, кинезиологическая сказка про котёнка.

Жил-был котик (рука в кулак).

Лежал он на диване, лапки вытянул (руки ладошками вниз на коленях), коготочки втянул (руки в кулаки).

Услышал шум, побежал посмотреть (кулак-ладонь).

Видит бабушка клубочки мотает: большой, побольше, поменьше и самый маленький (колечки).

Расшалился котик, разбросал клубочки, все ниточки перепутал (большой палец одной руки к мизинцу другой, указательный к большому, средний к указательному, безымянный к среднему, мизинец к безымянному).

Рассердилась бабушка, отругала котика, убежал он в свой домик (кулак-ладонь).

А бабушка позвала внучку и попросила её распутать ниточки. Помогла внучка. И получились у неё клубочки: большой, побольше, маленький и самый маленький (колечки).

А котёнку девочка мячик дала, чтобы не скучал. Стал котёнок с мячом играть (лягушка).

А внучка Лезгинку танцевать (лезгинка).

Да и бабушка развеселилась, тоже в пляс пустилась (лезгинка).

Тут и сказочке конец, кто всё сделал молодец.

Еще одной формой кинезиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно. Во время этого упражнения у вас работают оба полушария гармонично.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Упражнения кинезиологии универсальны. Они помогают взрослым и детям. Они очень просты в исполнении и не требуют специальной физической подготовки. Эти упражнения дают как мгновенный эффект, так и накопительный.

В заключение хочу отметить, что во всем важна последовательность, терпение, кропотливость, регулярность и положительный эмоциональный настрой. Чего я вам всем и желаю в вашей профессиональной деятельности.

Ж. Тассо говорил: «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....

Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ....

Проект: Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе....

Развитие тонкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Развитие тонкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста...

Мастер-класс на тему: Технология Сторителлинг , как способ развития речи у детей дошкольного возраста

Вы замечали,  как  внимательно  дети  слушают  педагога,  когда  он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Как вы ...

Мастер класс для педагогов: “Кубики историй” как метод развития речи у детей дошкольного возраста”

Цель мастер-класса:-Повышение профессиональной компетентности педагогов-участников в работе по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «с...