Конспект логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

 Марина Вячеславовна Охотникова

 Вид занятия :лексико-грамматическое занятие.

Тема: Игры с зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

в подготовительной к школе группе

Вид занятия. Лексико-грамматическое занятие

Тема. «Игры с Зимой».

Коррекционно-образовательные задачи:

1.Систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;

  1. Закреплять умение подбирать прилагательные, существительные,
    согласуя их в роде, числе, падеже;
  2. Продолжать формировать умения составлять предложения по СК;
    активизировать словарь по теме «Зима».

Коррекционно-развивающие задачи:

      4.Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, логическое
мышление, внимание, мелкую моторику.

Оздоровительные задачи:

      5. Укреплять        мышцы      артикуляцинного      аппарата     через

биоэнергопластику А.В. Ястребовой и О.И.Лазаренко.

     6. Развивать дыхание через пародоксальную дыхательную   гимнастику Я.Стрельниковой.

    7. Предупреждать    зрительное    переутомление    с    помощью    схем тельных траекторий по В.Ф.Базарному.

Воспитательные задачи:

•   Воспитывать умение слушать, не перебивая друг друга высказывать своё мнение, оценивать свои ответы и ответы других детей

Словарная работа

Существительные: игра, сосульки, снег, снеговик, снежинка, снегопад, снег; мороз, вьюга, метель, узоры.

Прилагательные:   зимний,  зимняя,  зимние,  зимнее;   морозный,  морозная, морозные,   морозное,    снежная,   снежные,   снежное; ледяные,   ледяное, ледяная.

Глаголы: ударили, метут, хрустит, падает, висят, замёрзли.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о зиме, зимних явлениях в природе; чтение и рассматривание иллюстраций о зиме.

Материал к занятию

Мультимедийное оборудование;

Демонстрационный материал: слайды на тему «Зима»;

предметные   картинки   (21x14,8)   руки,   снегопад,   сосульки,   скворечник,

карандаш, нос.

Раздаточный материал:

  1. Разрезная картинка: сюжетная картинка по теме «Зима», 1 часть
    этой картинки соответствует другому времени года «Весна», Лето»,
    «Осень».

2.Полоски для составления схемы предложения.

3. Снеговики двух видов (3x4) (для оценивания ответов детей).

4.Коробочки   на   всех  детей   для   символов   схем   предложения,
снеговиков.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Сегодня я шла в детский сад и очень замерзла, потому что на улице зима и сильный мороз. Посмотрите, и к нам в гости пришла Зима.

На экране появляется Зима.

-Она   предлагает  нам   сегодня   поиграть.  Во  время   игры  вы  будете

получать   интересные   задания.   Если   вы   успешно   справитесь       с заданиями, то в конце игры вас ждет сюрприз.

Артикуляционная гимнастика.

 сейчас давайте покажем, как на морозе у нас язычки будут работать. Ведь рядом с Зимой холодно. Покажем зиме, как мы умеем улыбаться.

"Улыбочка"- пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет пальчики удерживаются одновременно с улыбкой 5 секунд, затем ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

-А следующее упражнение лопаточка

«Лопатка»

Ручка есть, а не грабли

Землю роет, а не плуг.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний аи языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от до 5-10. «Лопаточка»- большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

Зачитать загадку:

Села детка на карниз, И растет все время вниз.

Дети: «Сосулька» Выполняем.

- Размяли язычки? Теперь они у вас точно не замерзнут.

- Начинается игра! Садитесь, пожалуйста, на свои места. Не забудьте о том, что спина должна быть прямой. Готовы?

- Как мы можем узнать, что наступила зима?

Дети: - земля покрылась снегом, стало холодно, дует холодный ветер, метут

 метели т.д.

-Как вы думаете, кто же может быть помощником у Зимы?

Дети   перечисляют.   Выслушиваю   ответы   детей,   если   не   справляются,

предлагаю образец ответа.  Если предложения построены не правильно,

подсказать:

-Можно сказать,   Я думаю.., Я считаю..., Мне кажется....

Давайте, посмотрим, кто же на самом деле сегодня будет помогать

Зиме.

На слайде появляется изображение снеговика

- Он будет не только давать вам задания, но и оценивать ваши ответы. Снеговика в красной шапке смогут получить те, кто справился с заданием   самостоятельно,   а   снеговика   в   синей   шляпе   те,   кому надобилась   помощь.   Игра   начинается.   Эта   игра   поможет   нам составить  красивые  предложения  о  зиме, интересно  рассказывать о зимних явлениях в природе.

Внимание на экран

 (составь разрезную картинку).

На  экране изображение разрезной картинки

- Снеговик рассыпал картинки и предлагает вам их собрать. Будьте внимательны, он хочет вас запутать.

Подождать, пока дети соберут, выделят неправильную часть. Ответы 2-3

детей.

-Одна часть картинки не соответствует зимнему сюжету. Объясните, почему?

-Что у вас получилось на картинках?

-Зимой  идет снег, и у нас  появилась снежинка давайте встанем и посмотрим за снежинкой.

- Снеговик хочет узнать, что бывает зимой?

Сюжетная картинка «Время года. Зима» 3. Агранович

-Расскажите снеговику, какая зима и что бывает зимой. Начните своё предложение со слова: «Зимой ...»

  1. Зимой белый пушистый снег укрыл землю;
  2. Зимой появились ледяные реки;
  3. Зимой мороз украсил узорами стёкла;
  4. Зимой завывает вьюга;
  5. Зимой кружится метель.

-А у Снеговика для вас ещё есть игра «Закончи предложение».

-Если днём светит солнце, то день (какой?) ... солнечный.

-Если утром мороз, то утро (какое?) ...(морозное).

-Если горка изо льда, то горка ... (ледяная)

-Если ночью холод, то ночь ...(холодная)

-Если зимой часто идёт снег, то зима ...(снежная)

Оцениваю ответы детей.

Обращаюсь к  детям: игра «Подбери слово»

Про какое зимнее явление говорят: Метёт?

Дети: метель

-Ударили?

Дети: морозы

Хрустит?

Дети: снег

- Внимание   на   экран   (висят    картинки: руки,   снегопад,   сосульки, скворечник, карандаш, нос).

- Вася, подойди к экрану, посмотри внимательно на картинки. Выбери картинку, которая подходит к слову висят .

-Кто считает что, Вася правильно подобрал картинку к слову висят?

- Петя, подойди к экрану, посмотри внимательно на картинки. Выбери картинку, которая подходит к слову падает.

- Петя правильно подобрал картинку к слову падает? Ребята, оцените ответ Пети.

- Вова, подойди к доске,  посмотри  внимательно на картинки. Выбери картинку, которая подходит к слову замёрзли. Ребята, оцените ответ Вовы. Помощь по ходу ответов детей, вопросы.

- Опять стало холодно. Давайте покажем Зиме, как можно греться на морозе. Дыхательная гимнастика.

1. «Ладошки». Исходное положение ног. Встаньте прямо. Ноги поставьте на ширине бёдер, устойчиво. Ступни стоят почти параллельно, чуть на разворот. Опора на середину топы.

Исходное положение корпуса. Спина подтянута. Излучающий центр в груди (свободная, крытая грудь излучает солнечный свет).

Исходное положение рук. Приведите руки в позицию «сдаюсь!». Раскрытые ладони подняты на высоту лица.

Ход выполнения. Делаем шумные - «ч!» - вдохи носом в темпе пульса, резко сжимая кисти рук в кулаки. Каждый вдох - хватательное движение. Воздух выпускаем между вдохами через открывающийся рот. Но считаем только вдохи.

2.«Повороты головы». Исходное   положение   ног.   Встаньте   прямо.   Ноги   поставьте   на   ширине   бёдер, устойчиво. Ступни стоят почти параллельно, чуть на разворот. Опора на середину стопы.

Исходное положение корпуса. Спина подтянута. Излучающий центр в груди (свободная, раскрытая грудь излучает солнечный свет).

Исходное положение рук. Руки свободно свешиваются по швам.

Ход выполнения. Мы перешли к очень важной для нас группе из трёх упражнений, активно задействующих шейные мышцы. В «Поворотах головы», которые носят также второе образное название  «Где пожар?», нам предстоит вращать головой вправо-влево или влево - вправо (кому как удобно), выполняя вдохи в крайних точках, как бы принюхиваясь, откуда тянет гарью.

3.« Погончики». И.п. - встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижаты к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются. На выдохе вернутся в И.п. кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки - выдох ушел абсолютно пассивно. Вдох короткий и шумный, как хлопок в ладоши, выдох неслышный, делать подряд 8 вдохов-движений, после чего остановиться, отдохните 3-5 секунд и - снова 8 наклонов - вдохов. Норма - 12 раз по 8 вдохов.

- А теперь поднимите руки вдохните ,опустите руки выдохните.

-Согрелись? Садитесь. Внимание на экран.

На экране картинка с изображением ветра и снеговика

Игра «Путаница».

- Зимой часто дует сильный, холодный ветер. Сегодня ветер залетел к нам и перепутал все слова в предложениях о зиме.   Я буду называть слова, а вы постарайтесь составить из них правильное предложение:

•   Дорожки,   ребята,   от,   чистят,   снега.  Я  вам  подскажу,   начинайте предложение со слова «ребята»

  1. Из, дети, горку, снега, сделали.
  2. Холодная, зима, наступила, снежная.

Составление схемы предложения:

- Возьмите полоску (показываю какую), положите перед собой. Составьте схему предложения «Наступила холодная снежная зима». Напоминаю, что прямоугольники на полоске выкладываем слева направо.

  1. Анализ схемы предложения:
  2. Какое слово первое?
  3. Какое второе?
  4. Сколько всего слов в предложении?

-Внимание на экран. Сравните схему предложения на экране, со своей схемой.

Итог занятия

Звучит музыка, на экране появляются все снеговики

- Посмотрите, со всеми заданиями Зимы вы справились, ответили на все

её вопросы.

-Давайте вспомним какие задания Зимы мы выполняли? (перечисляю)

-Какое задание было самое трудное для тебя Рома? А для тебя Руслан какое самое легкое?

Каждый    из    вас    придумал    красивые    зимние    слова,    составил предложения о зиме. Каждый из вас старался придумать, вспомнить слово, своё предложение.

- А теперь давайте вспомним, Рома ты со всеми заданиями справился? Какого снеговика ты возьмешь?

-Ребята,   Зима   прислала   вам   раскраски  о  зиме,   они   помогут   вам

составить интересный рассказ о зиме.

- Давайте попрощаемся и пойдем в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...