Патриотическое воспитание дошкольников 6-7 лет с ОВЗ ( задержкой психического развития) в процессе проектной деятельности
статья (подготовительная группа) по теме
В статье представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников с ОВЗ в процессе проектного метода в соответствии с ФГОС.
Особенностью проектной деятельности в коррекционном образовании дошкольников является характер сотрудничества, так как ребенок с ОВЗ не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить цель. Кроме того, проектный метод основывается на деятельностном подходе и является одним из наиболее эффективных в достижении образовательных целей детей с особыми потребностями. Отечественные учёные специальной психологии и дефектологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, и др.) огромное значение придавали системно-деятельностному подходу к воспитанию и образованию детей с ОВЗ, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья воспитанников.
Мы представляем Вашему вниманию опыт работы с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития по патриотическому воспитанию дошкольников 6-7 лет с ОВЗ ( задержкой психического развития) в процессе проектной деятельности .
Разделы образовательной деятельности по данному направлению:
1. Я и другие люди. направлен на взаимодействие ребёнка с самим собой и близкими людьми, на формирование у детей представлений о себе как личности, призван помочь понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, формирует толерантное отношение к людям иной национальности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
2. Я и мир природы направлен на формирование начал экологической культуры воспитанников группы, умения взаимодействовать с миром природы.
3. Отношение к Родине направлен на формирование патриотических чувств к Родине, воспитание гордости за своих сограждан – героев и интересных людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пикалова О.В., учитель – дефектолог,
Кузнецова В.В., воспитатель,
МАДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида»
Г. Первоуральск
Патриотическое воспитание дошкольников 6-7 лет с ОВЗ ( задержкой психического развития) в процессе проектной деятельности
В связи с глобальными переменами в социально-политической жизни России происходит смена общественных ценностей, отсюда и новые требования, предъявляемые к личности. В настоящее время востребованы такие качества личности, как инициативность, устойчивая гражданская позиция, умение адаптироваться в современных условиях, способность и готовность выполнять основные социально-ролевые функции. Проблема формирования гражданского самосознания молодого поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Владимир Владимирович Путин неоднократно подчёркивал в своих ежегодных посланиях Федеральному собранию важность формирования в нашей стране гражданского общества. Для решения задач развития гражданского самосознания личности необходимо создать условия: образовательную среду как пространство накопления и обогащения опыта, модели гражданского образования с учётом региональной специфики, планирование взаимодействия с педагогами учреждения и социумом, изучение и внедрение традиционных и инновационных технологий, направленных на формирование нравственных ценностей и гражданских компетентностей.
ФГОС раскрывает целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, один из которых определён следующим образом: «Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».
Личность формируется с раннего возраста на основе опыта, полученного в семье, ДОУ, социальной среде. Средства воспитания гражданского самосознания – это вся окружающая среда, атмосфера дошкольного учреждения, совместные со взрослыми дела и проекты, а так же и реальное участие в жизни своего города, своей страны. Очень важно при этом сотрудничество детей и взрослых в педагогическом процессе, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» (ФГОС, принципы дошкольного образования).
Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между педагогом и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. Педагогическое взаимодействие - одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Основа педагогического взаимодействия - сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении социальных правил. Мы рассматриваем педагогическое взаимодействие как процесс индивидуальный (между педагогом и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе группы) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в ДОУ и социуме).
Для развития гражданского самосознания детей с особыми возможностями здоровья (задержкой психического развития), у которых ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень психофизического развития, несформирована эмоционально-волевая, мотивационная сфера и высшие психические функции, затруднены осознание себя, окружающего мира, социальная адаптация, необходимо создание особых педагогических условий.. «Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для … коррекции нарушений развития и социальной адаптации,…» (ФГОС психолого-педагогические условия реализации образовательной программы).
Большой потенциал для организации педагогического взаимодействия в \процессе патриотического воспитания, формирования гражданского самосознания имеет проектный метод, который является творческим, развивающим, интересным для участников, т.к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и позволяет получить конкретный результат за определённый период времени. «Цель метода проектов – направить познавательную деятельность воспитанников на определённый и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.», - О.В. Толстикова .
Кроме того, проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители, другие члены семьи, социальные партнёры. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают… взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» (ФГОС психолого-педагогические условия реализации образовательной программы.)
Педагоги .Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова считают, что «Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом».
Особенностью проектной деятельности в коррекционном образовании дошкольников является характер сотрудничества, так как ребенок с ОВЗ не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить цель. Кроме того, проектный метод основывается на деятельностном подходе и является одним из наиболее эффективных в достижении образовательных целей детей с особыми потребностями. Отечественные учёные специальной психологии и дефектологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, и др.) огромное значение придавали системно-деятельностному подходу к воспитанию и образованию детей с ОВЗ, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья воспитанников.
Мы представляем Вашему вниманию опыт работы с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития за год (период с декабря 2013 по декабрь 2014 года) по патриотическому воспитанию дошкольников 6-7 лет с ОВЗ ( задержкой психического развития) в процессе проектной деятельности .
Разделы образовательной деятельности
1. Я и другие люди. направлен на взаимодействие ребёнка с самим собой и близкими людьми, на формирование у детей представлений о себе как личности, призван помочь понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, формирует толерантное отношение к людям иной национальности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В процессе реализации социального, информационного, группового проекта «Моя семья», приуроченного к Дню Матери, дети познакомились с семейными традициями и праздниками, они с любовью и гордостью рассказывали о членах своей семьи; Все родители активно участвовали в проектной деятельности, повысили свою педагогическую культуру.
В процессе проектной деятельности у ребят появились новые интересные друзья – работники библиотеки, между всеми участниками установились доверительные партнёрские отношения.
2. Я и мир природы направлен на формирование начал экологической культуры воспитанников группы, умения взаимодействовать с миром природы.
Проект «Столовая для птиц», направленный на формирование социальной активности детей группы посредством взаимодействия с природой, решал также ряд педагогических задач: дети узнали много нового о птицах, вместе с родителями изготовили кормушки и подкармливают птиц на участке.
В соответствии с данным направлением был реализован проект «Развитие экологических представлений детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством ознакомления с природой на участке «В гостях у Лесовичка», активными участниками всех мероприятий которого явились дети. В рамках этого проекта были также реализованы два познавательно-исследовательских подпроекта: «Огород на окне» и «Зелёные друзья Лесовичка» . Знания воспитанников о родном крае и природе Урала были расширены: дети в процессе исследовательской деятельности познакомились с природным миром участка, называют растения, насекомых, животных. Они создали альбом рисунков «Зелёные друзья Лесовичка». Создав огород на окне, мы вместе с детьми и родителями вырастили лук, укроп, цветочную рассаду, создали красоту на участке. Дети знают особенности строения растений, выявили опытным путем условия, необходимые для их роста, учатся вести наблюдения и делают первые выводы, умеют ухаживать за растениями.
В процессе проектной деятельности данного направления воспитанники, педагоги и родители группы создали на территории экологически благоприятную среду, взрослые повысили профессионализм в вопросах экологического воспитания. Но самый главный результат: воспитанники взаимодействовали с природой, со сверстниками и взрослыми. Они проявляли инициативу, гордились своими достижениями, рассказывали о растениях участка, способах ухода за ними, подкармливали птиц. Родители интересуются жизнью и воспитанием детей в ДОУ, активно участвуют в проектной деятельности.
3. Отношение к Родине направлен на формирование патриотических чувств к Родине, воспитание гордости за своих сограждан – героев и интересных людей.
Проект «Малые олимпийские игры познакомил детей с Олимпийским движением, героями-олимпийцами, воспитанники освоили главные правила безопасности жизнедеятельности. .В процессе реализации проекта дети, педагоги ДОУ и родители проявляли инициативу, активно участвовали во всех мероприятиях. Отношения между всеми участниками проекта стали более тёплыми. Реализована деятельность по пропаганде культуры здорового образа жизни в семье. Воспитанники гордятся своими соотечественниками – победителями игр, своей страной.
Педагогический проект «Этих дней не смолкнет слава» был приурочен к Дню памяти и скорби. В процессе реализации проекта педагоги группы и родители познакомили детей с событиями военного времени, с причиной возникновения этого знаменательного трагического события. Реализация проекта позволила задействовать различные виды деятельности детей. Дети вместе с педагогами и самостоятельно изготовили творческие работы , цветы, которые возложили к памятнику, с уважением они рассказывают о военных подвигах ветеранов. Родители - активные участники проекта, совместная деятельность детей, педагогов и родителей сплотила всех участников. В перспективе проекта мы планируем организовать встречу детей с ветеранами в честь Дня Победы.
Ожидаемым результатом реализации, кроме задач проектов, стало воспитание личности ребенка с активной социальной позицией, обладающей нравственными качествами.
Теоретическое значение представленных проектов состоит в том, они позволяют систематизировать работу по развитию гражданского самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Практическое значение состоит в том, что разработанные приемы и методы помогут педагогам грамотно организовать педагогическую деятельность по развитию патриотического самосознания детей 6-7 лет с ОВЗ.
За реализацию проектов педагоги и дети получили 5 дипломов победителей ( 1 место), 1 - лауреатов во Всероссийских конкурсах.
Литература:
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
- Программа социального развития ребенка «Я – человек. Козлова С.А.
-Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста. О.В. Толстикова.Екатеринбург, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий
Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий(Из опыта работы) Актуальность. В данное время внимание многих специалистов из областей педагогики, ...
Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...
"Значение нетрадиционных техник рисования в воспитании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Сборник материалов седьмой Всеросийской научно-практической конференции 2013 года...
Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития в процессе занятий оригами.
Исследование заключается в изучении возможности использования оригами как вспомогательного средства в коррекции недостатков и дальнейшего развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного в...
Формирование готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения (описание диагностических методик).
Мы не ставим цель исследовать готовность ребёнка к школьному обучению во всем объёме, что означает диагностировать различные её компоненты: мотивационную, волевую готовность; сформированность у ребёнк...
Формирование готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения (обзор отечественной и зарубежной научно-методической литературы).
Многочисленные исследования особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление...
Комментарии
Эта статья , мне очень
Эта статья , мне очень помогла в работе по данной теме, Спасибо!