Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Работа по формированию временных преставлений (времена года, названия месяцев, дни недели, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра») велась в ГДОУ № 64 комбинированного вида в группе для детей с ЗПР. Возраст детей – 5 – 6 лет (старшая группа). В группе 15 детей.
В начале работы мной была разработана таблица анализа сформированности временных представлений детей, куда после обследования были занесены результаты. Обследование предполагалось провести в начале учебного года, в середине и в конце.
При формировании временных представлений необходимо использовать очень много наглядного материала, т.к. мышление у детей с ЗПР в основном наглядно-образное, и чтобы в полной мере показать погодные явления, связанные с временами года, необходимо наглядно увидеть.
Так же проводились занятия-экскурсии (экскурсия в зимний парк, экскурсия в осенний парк).
Проводились комплексные занятия с участием музыкального руководителя, психолога, дефектолога («Праздник осени», «Весенняя капель»).
Так же дети регулярно смотрят мультфильмы в соответствии с лексической темой (например, тема «Золотая осень». Дети смотрят мультфильмы по рассказам В. Сутеева «Мешок яблок» и др.).
Поскольку дети с ЗПР часто не дифференцируют понятия «времени года», «частей суток», «дня недели» (например, на вопрос «Какой сегодня день недели?», дети отвечают: «Осень!»), необходимо научить различать эти понятия. В работе необходимо широко использовать такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены времен года, дня и ночи.
Методическая система работы по формированию временных представлений в группе оказала влияние не только на развитие элементарных математических представлений, но и развитие элементов их познавательной деятельности. Занятия с детьми строились на наглядно-практической основе с использованием всех трех групп методов: словесных, наглядных и практических. Вся работа по формированию временных представлений проводилась последовательно и взаимосвязано с опорой на индивидуальные особенности каждого ребенка. Формирование временных представлений проводилось в игровой форме на фронтальных и индивидуальных занятиях с опорой на различные системы анализаторов ( зрительный, слуховой, речедвигательный и т.д.). кроме названных наглядных пособий использовали фланелеграф, наборное полотно, геометрический материал, магнитную доску, словом, все то, что так или иначе целесообразно было применить при формировании временных представлений.
Все полученные знания, умения и навыки закреплялись на занятиях воспитателей по рисованию, лепке, ручному труду, а так же на музыкальных занятиях.
В начале года была разработана таблица по распределению программного материала на учебный год по формированию временных представлений, в соответствии с которой составлялся план коррекционно-воспитательной работы дефектолога.
Время проведения | Содержание |
Сентябрь | Время года – осень (признаки). Название текущего дня недели. Часть суток – утро. |
Октябрь | Время года – лето, осень (признаки ранней осень, отличие от лета). Понятия «раньше – позже», «до – после». Название текущего дня недели, а так же последующего дня недели. Экскурсия в осенний парк. |
Ноябрь | Время года – осень, зима. Признаки поздней осени. Дифференциация поздней и ранней осени. Время суток – утро-день, действия к ним. Дни недели – текущий, предыдущий, последующий. |
Декабрь | Время года – осень – зима (последовательность, понятия «раньше - позже, до – после»). Части суток - утро – вечер; день – ночь. Названия дней недели. |
Январь | Времена года – выстраивание последовательности – лето – осень – зима в прямом и обратном порядке. Последовательность дней недели, выходные и будние дни. Части суток. |
Февраль | Времена года – закрепление признаков осени, зимы, лета; составление рассказов о любимом времени года; рисование времен года. Дни недели в прямой и обратной последовательности. Экскурсия в зимний парк. |
Март | Установление последовательности частей суток. Рассказ о своем дне. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра». |
Апрель | Время года – весна (признаки ранней весны). Закрепление понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Части суток и действия к ним. Дни недели. |
Май | Время года – весна – лето (признаки ранней и поздней весны, признаки лета). Прямая и обратная последовательность времен года. Прямая и обратная последовательность дней недели. |
Учитель-дефектолог Бондаренко Анастасия Ивановна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_rannyaya_vesna.pptx | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
в статье описаны особенности формирования экологических представлений у детей с ЗПР, даны примеры упражнений для занятий с детьми....
Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"
Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...
Проблемы формирования временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
Особенности усвоения знаний, умений и навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны с особенностями развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.У д...
Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития
Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития...
Формирование представлений о временах года у дошкольников с задержкой психического развития
В данной статье представлена система работы по формированию представлений о временах года у дошкольников с задержкой психического развития....
Формирования пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития
Пространственные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде в...
Методические рекомендации по использованию игрового пособия «Считай и проверяй» на коррекционно – развивающих занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
Методические рекомендации по использованию игрового пособия«Считай и проверяй» на коррекционно – развивающих занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошк...