Обследование слоговой структуры слова у ребенка с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
У детей с общим недоразвитием речи почти всегда нарушена слоговая структура слова. Если эту речевую патологию своевременно не устранить, то ребенок в процессе школьного обучения будет испытывать серьезные трудности во время письма и чтения. Раннее выявление нарушений слоговой структуры, проведения направленного обучения в условиях специализированной коррекционной группы детского сада позволяет не только своевременно исправить дефект, но и полностью подготовить детей к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_slogovoy_struktury_sen.2008_g..doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Обследование
слоговой структуры слова
у детей пятилетнего возраста
с нарушениями речи
(по Марковой А.К.)
Подготовила и провела
учитель-логопед МДОУ № 18
Соловцова Л.С.
Городской округ
Орехово-Зуево
Обследование слоговой структуры слова – это часть логопедического обследования ребенка. Выявление степени нарушения слоговой структуры слов позволяет установить уровень, с которого можно начать проводить коррекционную работу.
В процессе обследования ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной слоговой структурой по классификации А.К.Марковой. Виды заданий различны: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с многосложными словами, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом. Все задания даются в игровой форме с использованием картинок, игрушек.
Традиционно принято обследовать слоговую структуру, начиная с первого класса до четырнадцатого, постепенно усложняя слова. Наш опыт показывает, что при организации работы по такой схеме ребенок быстро устает, снижается концентрация внимания и целесообразно предлагать ему вначале трудные классы слов, постепенно переходя к легким.
Словарь:
14 класс – четырехсложные слова со стечениями согласных
(аквариум, земляника, магнитофон, экскаватор).
13 класс – четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (пуговица, пианино).
12 класс – двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, свекла).
11 класс – односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова (гриб, гном, ключ, слон).
10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, лампочка, хлопушка).
9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (вертолет, кузнечик, апельсин).
8 класс – трехсложные слова со стечением согласных (редиска, капуста, яблоко).
7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом (помидор, огурец, барабан).
6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (альбом, тетрадь, чеснок).
5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (сосны, ветки, письма).
4 класс – двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (петух, веник, банан).
3 класс – односложные слова, состоящие из закрытого слога (мак, лес, кот).
2 класс – трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (петуха, веника, банана).
1 класс – двухсложные слова, состоящие из открытых слогов (мака, леса, кота).
Ход обследования
*Беседа
- Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут логопеда? Что делает логопед в детском саду?
*Отраженное произнесение фразы с многосложными словами
- Повтори за мной: «Земляника – вкусная ягода».
*Самостоятельное составление предложения по сюжетной картине
Ребенку показывают картинку с аквариумом, где плавают разноцветные рыбки.
- Что нарисовано на картинке?
*Произнесение слов различной слоговой сложности по классификации А.К.Марковой
14 класс
- Назови, что нарисовано на картинке (земляника, магнитофон, экскаватор).
Если ребенок затрудняется, то дать инструкцию: «Послушай, повтори.»
13 класс
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Ребенку предлагают собрать без образца разрезанные под прямым углом на 4 части две картинки (пуговица, пианино). В случае затруднения показать образец.
- Собери картинку и назови ее.
12 класс
Дидактическая игра «Отгадай загадку» с предъявлением картинок
Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо)
В земле глубоко сидит,
На небо зеленым хвостом глядит.
Из белой – сахар можно добыть,
Из красной – борщ вкусный сварить.
(Свекла)
11 класс
Дидактическая игра «Мишуткины игрушки»
Медвежонок (мягкая игрушка) предлагает посмотреть ребенку игрушки в корзиночке (гном, слон, гриб, ключ).
- Посмотри и назови.
10 класс, 9 класс
Дидактическая игра «Дорожка»
Ребенку предлагают пройти по дорожке и назвать лежащие на ней картинки, игрушки (матрешка, лампочка, хлопушка, вертолет, кузнечик, апельсин).
8 класс
Дидактическая игра «Что выросло в саду и в огороде?»
На столе лежат овощи и фрукты (редиска, капуста,яблоки).
- Посмотри и назови.
7 класс
Дидактическая игра «Третий лишний»
Ребенку предлагают назвать помидор, огурец, барабан и сказать, что является третьим лишним предметом, объяснить почему.
6 класс
Дидактическая игра «Третий лишний»
Аналогично называют альбом, тетрадь, чеснок и исключают лишний предмет.
5 класс
Дидактическая игра «Один – много»
Проводится с картинками (сосна – сосны, ветка – ветки, письмо – письма).
4 класс, 2 класс
Дидактическая игра «Чего нет?»
Проводится с картинками (веник, банан, петух). Ребенок называет картинку, ее закрывают и спрашивают : «Чего нет?»
-Нет веника, банана, петуха.
3 класс, 1 класс
Аналогично проводится работа с картинками: мак, лес, кот.
-Нет мака, леса, кота.
*Логопед прощается с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Обследование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
На материалах А.К. Марковой (используется 14 классов слов с учетом сложности)...
Методики обследования слоговой структуры слова
представлены 3 методики обследования слоговой структуры слова.1-я методика обследования слоговой структуры слов, предложенная Агранович З.Е.2-я методика обследования состояния слоговой структуры слов,...
Презентация "Обследование слоговой структуры слова"
Наглядный материал для обследования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения...
Обследование слоговой структуры слова
Обследование слоговой структуры слова необходимо при логопедическом обследовании детей. Выявление степени нарушения слоговой структуры слов позволяет установить уровень, с которого можно начать ...
Презентация "Обследование слоговой структуры слова"
Презентация может быть использована учителями-логопедами для обследования слоговой структуры слова у детей 5 лет....
Обследование слоговой структуры слова у детей 4-5 лет.
Обследование слоговой структуры слова - часть логопедической работы с детьми. Выявление степени нарушения слоговой структуры слова позволяет установить уровень, с которого можно на...
Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть IV Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов.
Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала....