Методики обследования слоговой структуры слова
методическая разработка по логопедии на тему

Козлова Елена Михайловна

представлены 3 методики обследования слоговой структуры слова.

1-я методика обследования слоговой структуры слов, предложенная Агранович З.Е.

2-я методика обследования состояния слоговой структуры слов, авторы Бабина Г.В. и Сафонкина Н.Ю.

3-я методика по классификации А.К. Марковой

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_slog.struk_.slova_.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методики обследования слоговой структуры слова

  1. Методика обследования слоговой структуры слов, предложенная Агранович З.Е.

Методика обследования детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за учителем-логопедом слова, состоящие из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и так далее), из 3-х слогов (кабина, машина, утята и так далее) 1 слога, например, (мак, сок, дым, и так далее). При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Методика обследования детей 4-5 лет. Детям предлагаются различные типы слов: простые - из открытых слогов без стечения согласных; более сложные - из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим: снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

- назвать предметные картинки;

- повторить слова за логопедом;

- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?).

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

  1. Методика обследования состояния слоговой структуры слов, авторы Бабина Г.В. и Сафонкина Н.Ю.

Методика обследования включает четыре серии заданий. Первая серия состоит из комплекса заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (называние предъявляемых картинок, отраженное произношение слов, завершение словосочетаний и предложений).

Вторая серия включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов.). 
Третья – включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов – динамического и ритмического (при выполнении серийных движений органов артикуляции, рук и ног).

Четвертая серия состоит из комплекса заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве.

  1. Методика по классификации А.К. Марковой

В процессе обследования ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной слоговой структурой по классификации А.К.Марковой. Виды заданий различны: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с многосложными словами, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом. Все задания даются в игровой форме с использованием картинок, игрушек.

Традиционно принято обследовать слоговую структуру, начиная с первого класса до четырнадцатого, постепенно усложняя слова.

Словарь:

14 класс – четырехсложные слова со стечениями согласных

(аквариум, земляника, магнитофон, экскаватор).

13 класс – четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (пуговица, пианино).

12 класс – двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, свекла).

11 класс – односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова (гриб, гном, ключ, слон).

10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, лампочка, хлопушка).

9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (вертолет, кузнечик, апельсин).

8 класс – трехсложные слова со стечением согласных (редиска, капуста, яблоко).

7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом (помидор, огурец, барабан).

6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (альбом, тетрадь, чеснок).

5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (сосны, ветки, письма).

4 класс – двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (петух, веник, банан).

3 класс – односложные слова, состоящие из закрытого слога (мак, лес, кот).

2 класс – трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (петуха, веника, банана).

1 класс – двухсложные слова, состоящие из открытых слогов (мака, леса, кота).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обследование слоговой структуры слова у ребенка с ОНР

У детей с общим недоразвитием речи почти всегда нарушена слоговая структура слова. Если эту речевую патологию своевременно не устранить, то ребенок в процессе школьного обучения будет испытывать серье...

Презентация "Обследование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

На материалах А.К. Марковой (используется 14 классов слов с учетом сложности)...

Презентация "Обследование слоговой структуры слова"

Наглядный материал для обследования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения...

Обследование слоговой структуры слова

Обследование слоговой структуры слова необходимо при  логопедическом обследовании детей. Выявление степени нарушения слоговой структуры слов позволяет установить уровень, с которого можно начать ...

Презентация "Обследование слоговой структуры слова"

Презентация может быть использована учителями-логопедами для обследования слоговой структуры слова у детей 5 лет....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть IV Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов.

Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала....

Методика обследования слоговой структуры слова по З.А.Агранович

Методика обследования слоговой структуры слова по З.А.Агранович...