Обследование слоговой структуры слова у детей 4-5 лет.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Обследование слоговой структуры слова - часть логопедической работы с детьми. Выявление степени нарушения слоговой структуры слова позволяет установить уровень, с которого можно начинать коррекционную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slogovaya_struktura_slova.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Обследование слоговой структуры слова у детей 4-5 лет.
Обследование слоговой структуры слова - часть логопедической работы с детьми. Выявление степени нарушения слоговой структуры слова позволяет установить уровень, с которого можно начинать коррекционную работу. При обследовании ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной слоговой структурой по классификации А.К. Марковой.
Виды заданий: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с многосложными словами, назватъ предметные картинки, повторить слова за логопедом. Все задания даются в игровой форме с использованием картинок, игрушек.
Классы, определяющие слоговую структуру слова:
14-й — четырехсложные слова со стечениями согласных. (аквариум, земляника, магнитофон, экскаватор);
13-й — четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (пуговица, пианино);
12-й —: двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, свекла);
11-й — односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова (гриб, гном, танк, флаг);
10-й — трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, лампочка, избушка);
9-й — трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус, виноград, апельсин);
8-й — трехсложные слова со стечением согласных (редиска, капуста, яблоко);
7-й — трехсложные слова с закрытым слогом (помидор, ананас, самолет);
6-й — двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (альбом, индюк, павлин);
5-й — двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка, письмо);
4-й — двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (петух, веник, банан);
3-й — односложные слова, состоящие из закрытого слога (мак, лес, кот);
2-й — трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (петуха, веника, банана);
1-й — двухсложные слова, состоящие из открытых слогов (мака, леса, кота).
Традиционно принято обследовать слоговую структуру, начиная с первого класса до четырнадцатого, постепенно усложняя слова. Опыт показывает, что при организации работы по такой схеме ребенок быстро устает, снижается концентрация внимания, поэтому сначала целесообразно предлагать ему трудные классы слов, постепенно переходя к легким.
Ход обследования
- Беседа:
- Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут логопеда? Что делает логопед, работая в детском саду?
- Отраженное произнесение фразы с многосложными словами:
Повтори за мной: «Земляника — вкусная ягода».
- Самостоятельное составление предложения по сюжетной картинке. Ребенку показывают картинку с аквариумом, где плавают разноцветные рыбки.
- Что нарисовано на картинке?
- Произнесение слов различной слоговой сложности
14-й класс:
- Назови, что нарисовано на картинке (земляника, магнитофон, экскаватор). Если ребенок затрудняется, дать инструкцию: «Послушай, повтори».
13-й класс: дидактическая игра «Разрезные картинки». Ребенку предлагают собрать без образца разрезанные под прямым углом на четыре части две картинки (пуговица, пианино). В случае затруднения показать образец.
12-й класс: дидактическая игра «Отгадай загадку» с предъявлением картинок.
Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо.)
В земле глубоко сидит,
На небо зеленым
Хвостом глядит.
Из белой — сахар
Можно добыть,
Из красной — борщ
Вкусный сварить.
(Свекла.)
11-й класс: дидактическая игра «Мишуткины игрушки». Медвежонок (мягкая игрушка) предлагает ребенку посмотреть игрушки в корзиночке (гном, флаг, гриб, танк) и назвать их.
10-й и 9-й классы: дидактическая игра «Дорожка». Ребенку предлагают пройти по дорожке и назвать лежащие на ней картинки, игрушки (матрешка, лампочка, избушка, автобус, виноград, апельсин).
8-й класс: дидактическая игра «Что выросло в саду и огороде? » Ребенку предлагают назвать лежащие на столе овощи и фрукты (редиска, капуста, яблоки).
7-й класс: дидактическая игра «Третий лишний». Ребенку называют слова: помидор, ананас, самолет. Просят сказать, какой предмет лишний и объяснить, почему.
6-й класс: дидактическая игра «Третий лишний». Называют слова: альбом, индюк, павлин и просят исключить лишний предмет.
5-й класс: дидактическая игра «Один — много». Проводится с картинками (банка — банки, ветка — ветки, письмо — письма).
4-й и 2-й классы: дидактическая игра «Чего нет?» Проводится с картинками (веник, банан, петух). Ребенок называет картинку, ее закрывают и спрашивают: «Чего нет?» (Нет веника, банана, петуха.)
3-й и 1-й классы: Аналогично проводится работа с картинками: мак, лес, кот. (Нет - мака, леса, кота.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обследование слоговой структуры слова у ребенка с ОНР
У детей с общим недоразвитием речи почти всегда нарушена слоговая структура слова. Если эту речевую патологию своевременно не устранить, то ребенок в процессе школьного обучения будет испытывать серье...
Презентация "Обследование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
На материалах А.К. Марковой (используется 14 классов слов с учетом сложности)...
Методики обследования слоговой структуры слова
представлены 3 методики обследования слоговой структуры слова.1-я методика обследования слоговой структуры слов, предложенная Агранович З.Е.2-я методика обследования состояния слоговой структуры слов,...
Презентация "Обследование слоговой структуры слова"
Наглядный материал для обследования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения...
Обследование слоговой структуры слова
Обследование слоговой структуры слова необходимо при логопедическом обследовании детей. Выявление степени нарушения слоговой структуры слов позволяет установить уровень, с которого можно начать ...
Презентация "Обследование слоговой структуры слова"
Презентация может быть использована учителями-логопедами для обследования слоговой структуры слова у детей 5 лет....
Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть IV Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов.
Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала....