Фронтальное занятие по развитию речи и лексико-грамматических категорий
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

 Фронтальное занятие по развитию речи и лексико-грамматических категорий по теме: "Путешествие в зимнюю сказку". Обобщение по темам "Зима", "Дикие животные зимой". Обучение составлению рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchanie_s_zimney_skazkoy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Прощание с зимней сказкой»

Цели:

Образовательные:

  1. Упражнять в образовании относительных прилагательных и согласовании прилагательных с существительными;
  2. Закрепить понятия признака предмета;
  3. Формировать связную монологическую и диалогическую речь.

Коррекционные:

  1. Развивать память и внимание, учить логически мыслить.
  2. Развивать общую и мелкую моторику и координацию движений.
  3. Развивать речевое дыхание и голос.

Воспитательные:

1. Учить видеть и понимать красоту и богатство родной природы.

Активизация словаря: зима, сугробы, лапы елей, снежная, морозная, вьюжная, сверкающие.

Методические приемы:

  1. Проблемная ситуация;
  2. Путешествие;
  3. Составление целого из частей;
  4. Игры - упражнения;
  1. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса (Вьюга)
  1. Имитация движений
  2. Речевые игры
  3. Музыкальное сопровождение

Предварительная работа:

Изучение тем: «Зимняя одежда», «Времена года», «Дикие животные», «Зимующие птицы».

Изучение грамматических тем: «Понятие признака предмета», «Относительные прилагательные».

Разучивание на занятии по логоритмики игры «Зимние забавы»

1. Организационный момент.

-        Ребята, какой же сегодня прекрасный день, и я очень рада Вас видеть. Какие же вы все сегодня нарядные и веселые. Давайте мы подарим друг другу комплименты.

2. Знакомство с темой занятия.

(На панно выставлены пейзажи с изображением зимы)

  1. Совсем скоро закончится время года, которое мы с вами очень полюбили. Уходит зима. Зима - очень красивое время года. Ребята, а чем красива зима? (Ответы детей: зима снежная красивая, повсюду лежит искрящийся белый снег, деревья окутаны в теплые снежные шубы, зима может быть вьюжная и холодная, светит яркое зимнее солнце).
  2. Зима - чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Но прежде чем отправляться на прогулку, нужно потеплее одеться.
  3. И сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть на картинки и выбрать те, на которых изображена зимняя одежда.

З.Игра « Назови, из чего сделана»

(На панно выставляю картинки с изображением одежды. Дети по очереди подходят к панно, выбирают картинки и отвечают на вопросы логопеда). Логопед: - Саша, что ты выбрала?

Ребенок: - Я выбрала варежки, потому что они шерстяные, теплые, и т.п.

-Молодцы, ребята, вы все хорошо справились с этим заданием и теперь, когда мы все одеты по погоде, я предлагаю вам совершить прогулку в зимний лес. А как же мы туда доберемся? Ведь вьюга засыпала все тропинки. Скажите, на чем можно добраться до леса?

(Ответы детей: на машине, на лыжах, на вертолете, на поезде, на коньках и т.д.)

Звучит музыка.

4. Игра «Зимние забавы»

Мы на лыжи встали, по сугробам побежали. На коньки мы встали, От мороза убежали. Мы на санки сели,

По сугробам полетели.

-        Вот мы и добрались. Ребята, оглядитесь вокруг. Как же красиво в зимнем лесу. А как легко дышать чистым морозным воздухом. Давайте вместе с вами подышим этим лесным воздухом. (Вдох носом, выдох ртом)

Звучит музыка.

5.        Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса «Вьюга»

Старая седая, с ледяной клюкой

Вьюга ковыляет Бабою-Ягой

Вьюга воет: «3- з- з- з- з» (с усилением звука)

Застонал лес от вьюги: «М -м -м -м» (тихим высоким голосом)

Тяжело стонут дубы: «М -м -м -м» (Громко низким голосом)

Стонут берёзы: «У -у -у -у» (Тихо высоким голосом)

Шумят ели: «Ш -ш- ш- ш»

Но вьюга стихает: «С -с -с -с» (С понижением голоса) И лес вновь затих....

-        Красиво зимой! Ничего что все ветки засыпаны снегом, а на широких лапах елок лежат целые сугробы. Заденешь ветку - снег так и сыплется, так и сверкает разноцветными искрами. В поле, в лесу расстелила зима по земле белый теплый пушистый ковер и спрятала под ним от мороза зверей.

6.        Отгадывание загадок.

-        А для того, чтобы вы узнали, кого спрятала зима за лапами елей и деревьев я хочу загадать вам загадки о животных.

Давайте присядем на пенечки и внимательно послушаем загадки.

Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка)

Зимой беленький, А летом серенький. Никого не обижает, А всех сам боится. (Заяц)

Хозяин лесной Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.  (Медведь)

Летом катиться клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.   (Ёжик)

Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.    (Олень)

Маленький рост, Длинный хвост, Серая шубка, Острые зубки.   (Мышь)

Есть на речке лесорубы В серебристо-бурых шубах, Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. (Бобры)

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост - краса. Кто это? (Лиса)

На овчарку он похож. Что ни зуб, то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть.   (Волк)

(Дети отгадывают загадки, за правильные отгадки получают маски животных)

  1. Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием, отгадали все загадки.
  2. Дети, посмотрите, кто-то сидит под елочкой. Это зайчишка спрятался, только он почему-то грустный. Узнаем почему он плачет?

Логопед: -Здравствуй зайка! Мы - ребята из группы «Солнышко», путешествуем по зимнему лесу.

Ушастик: -Здравствуйте! А я живу в этом сказочно красивом лесу. Меня зовут Ушастик.

Логопед: - Ушастик, а почему ты такой грустный? Что случилось? Ушастик: - Большинству животных зимой очень трудно себя прокормить. Лесник попросил меня помочь ему накормить животных и дал карточки, а я

все перепутал. Я не смогу помочь бедным зверям, а это значит что они останутся голодными.

Логопед: Ушастик, не переживай. Наши ребята знают чем питаются лесные жители и с удовольствием помогут тебе. Ребята, мы поможем Ушастику?

7. Игра «Накормим лесных жителей»

Детям раздаются карточки и фломастеры. Логопед: -Ушастик, посмотри, как наши дети правильно справились с заданием! Ребята, расскажите Ушастику чем питаются звери изображенные на ваших карточках.

(Ответы детей: - Медведь питается медом, белочка - орехами, кабан - желудями и т.д.)

Ушастик: - Какие же вы молодцы, ребята! Теперь никто из животных не останется голодным. Спасибо вам большое!

-        Хорошо в лесу, ни шороха..., и птиц почему-то не слышно. Ребята, а почему же птиц не слышно, почему никто не поет песни.

(Ответы детей: Зимой птицы улетают в теплые края, а те, что остаются перебираются поближе к людям)

-        А вы знаете какие птицы остаются на зимовку? (воробей, ворона, голубь, синица, снегирь, сорока, клест)

Ушастик: - Молодцы, дети, вы вспомнили всех зимующих птиц. А в игру со мной вы поиграете? Я приглашаю вас на заснеженную полянку нашего сказочного леса. Давайте встанем в круг.

-        Игра называется «Улетает - не улетает». Я буду бросать вам комочек снега и называть птиц. Если птица улетает - вы должны вернуть мне снежок, а если остается - поймать снежок. Все готовы?

8.        Игра «Улетает - не улетает»

  1. Молодцы, ребята, вы играли лучше всех!
  2. В лесу живут не только птицы, но и животные тоже, и для того, чтобы нам вспомнить животных я предлагаю Вам поиграть в игру «Теремок».

9.        Игра «Теремок»

10.        Физкультминутка.
Шумный Ба-Бах

В очень громких сапогах (Шаги на месте) Ходит по лесу Ба-Бах!

И, заслышав этот звук, (Слушаем, приложив ладонь к уху) В ветках спрятался Тук-тук, (Закрыть лицо ладонями) На сосну взбежал Цок-цок, (Прыжки на месте) В чащу кинулся Прыг-скок, (Присесть) Чик-чиришка в листья порх! (Махи руками)

Шебуршонок в норку порх! (Присесть и делать движения руками) Тихо -тихо все сидят (пригрозить пальцем) И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-Бах {Шаги на месте) В очень громких сапогах!

  1. Вот какая интересная прогулка у нас получилась! А теперь, ребята, пора возвращаться в детский сад. Но для того, чтобы нам туда попасть, нужно выполнить последнее задание.
  2. Во время сегодняшнего путешествия вы много узнали о зиме и её признаках, о поведении животных в зимний период.

11. Составление рассказа с опорой на пиктограммы.

В этом конверте лежат символы. И сейчас, я предлагаю Вам глядя на них составить рассказ о зиме и жизни живой природы в зимний период.

( Сугробы: Зимой повсюду лежит белый искрящийся снег. Вьюга наметает огромные сугробы. Детям нравится играть в мягких, белоснежных сугробах. Солнце: Солнце зимой светит, но не греет.

Дерево и ель: Все деревья стоят голые и лишь елочка раскинула свои зеленые ветки.

Скворечник: Многие птицы улетели в теплые края, а те, что остались перебрались поближе к людям, и живут в скворечниках. Зайка: Животным зимой тяжело. В лесу мало корма, да и от хищников скрываться трудно. Поэтому зайка сменил серую шубку на белую. Многие животные на зиму ложатся в спячку, а некоторые сидят в норках и ждут наступления весны, питаясь припасами на зиму.

Снежинки: Как же красиво зимой! Повсюду искрятся и сверкают снежинки.)

-        Пока мы составляли рассказ, мы и не заметили, как опять очутились в своей группе. Ребята, вам понравилось наше путешествие в зимнюю сказку? Что именно вам понравилось? Вспомните в какие игры мы играли? Какая вам больше всего понравилась? Кого мы встретили в лесу? Давайте мы сделаем аппликацию «Зайца» и подарим её нашему новому другу.

Аппликация «Заяц».

-        Зима прощается с нами, но пройдет время и вновь выпадет снег. Мы сможем опять очутиться в прекрасной зимней сказке. Побродить по заснеженному лесу, помочь животным и узнать ещё много нового. Мы с нетерпеньем будем ждать следующую зиму, а пока скажем ей «До свиданья!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема: звук [Ж].

Конспект фронтального занятия по развитию речи. Тема:звук [Ж]. Цель: познакомить детей со звуком [Ж]. Задачи:1.     Образовательная:·...

Применение здоровьесберегающих технологий на фронтальных занятиях по развитию речи у слабослышащих дошкольников через двигательную активность.

Обобщение накопленного опыта по применению здоровьезберегающих технологий в подготовительной группе слабослышащих дошкольников...

Конспект комплексного фронтального занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Зимние виды спорта.»

Тема: «Зимние виды спорта.» Цели занятия:коррекционно-образовательные:- расширять и уточнять словарь по лексической теме «Зимние виды спорта»;- учить детей давать сравнительную характеристику зву...

Конспект фронтального занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Конспекты фронтального занятия по развитию речи для детей Тема: Составление описательного рассказа по плану-схеме «Овощи – фрукты»Тема: Составление описательного рассказа по плану-схеме «Деревья»...

Фронтальное занятие по развитию речи на тему "Домашние птицы" с детьми дошкольного возраста с нарушенным слухом

Конспект занятия с детьми 4-5 лет по развитию речи, имеющих нарушения слуха. Занятие с глухими детьми....

Практический материал по лексическим темам для занятий по развитию речи дошкольников (лексика грамматического строя)

Ценность этого материала в том, что в каждой теме прорабатывается грамматический строй речи, который очень значим для успешного обучения в школе....

Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Звук [Ж]. «Одежда».

Этот конспект предназначен для логопедов дошкольных образовательных учреждений, которые работают в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....