Практический материал по лексическим темам для занятий по развитию речи дошкольников (лексика грамматического строя)
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Ценность этого материала в том, что в каждой теме прорабатывается грамматический строй речи, который очень значим для успешного обучения в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Овощи»
1. Нарисуй овощи зелёного цвета, круглой формы.
2. Назови ласково морковь- морковочка, свекла- свеколка, укроп- укропчик
помидор- репка- чеснок-
огурец- кабачок- картофель-
перец- кукуруза- салат-
редис- капуста- петрушка-
3. Назови цвет овоща.
Морковь (какая?) оранжевая Помидор (какой?) Укроп (какой?)
Свекла (какая?) бордовая Огурец ( какой?) кабачок
Репа перец чеснок
Кукуруза редис салат
Петрушка картофель лук
Капуста горох патисон
4. Измени слова: один( одна)- много
морковь- моркови свекла- свеклы укроп- укропа
помидор- репа- чеснок-
огурец- кабачок- картофель-
перец- кукуруза- салат-
редис- капуста- петрушка-
5. Где выращивают овощи?
6. Объясни, как собирают овощи.
Морковь дёргают. Помидор срывают. Капусту срезают.
Свеклу Огурец Салат
Редис Перец Картофель
Кабачок Кукурузу Петрушку
Чеснок Укроп Горох
7. Объясни, чем отличается значение слова.
СРЫВАТЬ- СРЕЗАТЬ- ВЫДЁРГИВАТЬ
8. Сравни по вкусу овощи: морковь и лук, репку и жгучий перец.
9. Составь рецепт овощного салата. Расскажи, как его приготовить.
10. Составь рецепт овощного супа. Расскажи, как его приготовить.
11. Объясни, почему так называют. ОВОЩЕХРАНИЛИЩЕ.
12. Сосчитай от 1 до 10. Один огурец, два огурца, три…….
Один помидор,………
13. Составь рассказ о любом овоще по плану.
1. Цвет 2. Форма 3. Размер 4. Вкус. 5. Где он вырос?
6. Что можно приготовить из данного овоща?
Лексическая тема: «Фрукты»
1. Нарисуй фрукты красного цвета, круглой формы, овальной формы.
2. Назови ласково. Яблоко- яблочко вишня- вишенка- абрикос груша- персик- лимон- банан апельсин- слива- грейпфрут- виноград мандарин-
3. Какого цвета фрукт? Яблоко зелёное. Вишня тёмно-красная. Абрикос жёлтый Груша Персик - Лимон Банан
Апельсин Мандарин Грейпфрут
4. Сравни по вкусу, цвету, размеру, форме -- апельсин и лимон, персик, банан..
5. Какой компот будет из фруктов? Из яблок- яблочный. Из груш-
Из вишен… Из персиков.- Из слив.. Из ананаса..
6. Объясни, какой компот так называют АССОРТИ
.
7. Объясни, почему так называется профессия человека САДОВОД.
8. Какое слово лишнее? Почему? РЕПА, КАПУСТА, ЯБЛОКО, МОРКОВЬ.
ЛУК, САЛАТ, ПОМИДОР, ЛИМОН.
СВЕКЛА, ГРУША, БАКЛАЖАН, УКРОП.
9. Какое варенье будет из фруктов?
Из яблок- яблочное, из груш- из слив- из абрикосов- из персиков-
10. Измени слова один (одна) – много. Яблоко- яблок, лимон- апельсин-
ананас- виноград- вишня-
абрикос- грейпфрут- персик-
11. Составь рецепт компота. Расскажи, как его приготовить.
12. Составь рассказ о любом фрукте по плану.
1. Цвет.
2. Форма.
3. Размер.
4. Вкус.
5. Где вырос? ( дерево, куст)
6. Что можно приготовить из него?
Лексическая тема « Семья».
1. Нарисуй семейный портрет.
2. Назови ласково Мама- папа- сестра- брат- дедушка- бабушка- тётя- дядя-
3. Назови имя взрослого Маша- Мария, Даша- Саша- Ваня- Оля-
Лена- Паша- Вова Зина- Галя- Витя- Серёжа-
Настя- Люба- Петя- Дима-
4. Назови ласково Ваня- Ванечка, Таня- Ира- Оля- Вася- Коля-
Настя- Олег- Вера- Люба- Саша- Артём-
5. Подумай и объясни. Кого мы называем ДЕДУШКА, БАБУШКА,
ПРАДЕДУШКА, ПРАБАБУШКА?
6. Назови имена и отчества своих родителей, бабушек, дедушек.
Назови своё имя и отчество.
7. Скажи, мама (какая?) добрая,…… папа (какой?) сильный…
бабушка ….. дедушка ..
8. Объясни, почему так называют качество человека ДОБРОДУШНЫЙ.
9. Скажи наоборот. Молодой- старый, большой- старший- сильный- взрослый-
10. Какую работу в семье выполняют женщины? Какую работу выполняют в семье мужчины?
11. Составь рассказ о семье по плану.
1. Твоё имя 2. Имя родителей и членов семьи. 3. Профессия папы 4. Профессия мамы.
5. Бабушка и дедушка 6. Кто помогает тебе и кому помогаешь ты?
7. Как проводит семья выходные дни? 8. Какая наша семья?
Лексическая тема « Режим дня»
1. Запомни и назови части суток. Запомни и назови дни недели.
2. Расскажи, что обычно ты делаешь утром.
3. Расскажи, что обычно ты делаешь днём, вечером.
4. Зачем нужно утром умываться? Зачем нужно чистить зубы?
5. Зачем нужно утром делать зарядку?
6.Подумай и ответь. Что такое РЕЖИМ ДНЯ?
7. Когда это бывает? Мы обедаем…… . Мы ужинаем….. .
Мы завтракаем….. . Мы приходим в садик….. .
Нас забирают из садика… . Мы ложимся спать…. .
8. Скажи наоборот.
Снимать- надевать, уснуть- , встать- , найти- .
Чистый- грязный, яркий- хороший- красивый-
Высоко- низко, ярко- широко- сухо-
День- ночь, утро- мокро- светло-
9. Объясни, почему так называют время ПОЛНОЧЬ, ПОЛДЕНЬ.
10. Подбери пару правильно. Утро- ужин, день- завтрак,
вечер – обед.
- Составь описательный рассказ о режиме дня по плану.
- Утро.
- Твои действия утром.
- Занятия.
- Игра.
- Приём пищи.
- Сон.
- Для чего нужно соблюдать режим дня?
Лексическая тема « Мебель»
- Нарисуй любой предмет мебели.
- Нарисуй любой предмет мебели для кухни, гостиной, прихожей,
для детской комнаты, спальни.
- Измени слова. Один (одна) – много
Стол- столы стул- кровать- шкаф-
Диван- тумбочка- секретер- кресло-
Стол- столов
Полка- кровать- диван- кресло-
4. Какое слово лишнее? Объясни почему.
ШКАФ, ПЛАТЬЕ, РУБАШКА, ПАЛЬТО.
ЯБЛОКО, СЛИВА, АРБУЗ, КРОВАТЬ.
- Назови детали мебели. У кресла: спинка, подлокотник, ………
У шкафа:…………….
5.Назови ласково. Стул- стульчик, полка- стол- табурет-
шкаф- тумба- кресло- секретер-
- Из какого материала сделана мебель?
Из дерева- деревянная, из сосны- из берёзы- из кедра-
- Сосчитай до 10. Стол- один стол, два стола……..
Стул-
Кресло-
Кровать-
Диван-
7. Расскажи, какая мебель нужна для детской, кухни, кабинета.
8. Объясни, почему так называется предмет мебели КРЕСЛО- КАЧАЛКА,
КРЕСЛО- КРОВАТЬ
- Какого цвета предметы мебели?
Стул кровать кресло полки
Красный красная красное красные
Жёлтый
Белый
- Составь рассказ о предмете мебели по плану.
1. Какого цвета мебель? 2. Части мебели.
3. Из какого материала сделана мебель?
4. Какого размера мебель?
5. Где стоит мебель?
6. Зачем эта мебель человеку?
Лексическая тема «Одежда»
- Нарисуй любую летнюю одежду и зимнюю
- Как называется одежда, которую носят военные, космонавты?
3. Какие застёжки бывают у одежды? ( пуговицы, молнии, …..)
4.Чем отличается значение слов? СШИТЬ- СВЯЗАТЬ.
- 5. Назови детали одежды. У платья: юбка, рукава, манжеты, воротник,…..
6. Назови профессии людей, которые участвуют в производстве одежды.
7.. Назови цвет. Платье кофта носок брюки
красное красная красный красные
белое
жёлтое
коричневое
8. Из какого материала сшита одежда?
Из кожи- кожаная Из замши- Из фланели- Из ситца - Из шёлка-
Из сатина- Из бархата- Из шерсти- Из меха- Из сукна-
Из льна- Из бязи- Из кружев- Из фетра-
9. Сосчитай от 1 до 10. Платье- одно платье, два платья…..
Майка Сарафан-
10. Скажи наоборот. Летняя- зимняя, длинная- грязная-
тонкая- лёгкая- сухая-
11. Объясни, почему так называют ткань ВОДООТТАЛКИВАЮЩАЯ.
12. Составь рассказ о любой одежде по плану.
- 1.Цвет 2. Детали 3.Материал. 4. Для какого времени года эта одежда?
- 5. Эта одежда мужская, женская, детская? 6.Что можно делать с одеждой?
Лексическая тема « Обувь »
- Нарисуй любую обувь.
- Какое слово лишнее? Объясни почему. Нарисуй лишнее.
ТУФЛИ, САПОГИ, КУВШИН, ВАЛЕНКИ.
ТАПКИ, ШУБА, БОТИНКИ, БОСОНОЖКИ,
БОСОНОЖКИ, САНДАЛИИ, ВАЛЕНКИ, ТУФЛИ.
- Для какой погоды нужна резиновая обувь, валенки ?
Какую обувь носят летом, зимой, осенью и весной?
Какую обувь носят спортсмены, военные?
4. Назови ласково. Туфли- туфельки, сапоги- чешки- тапки- валенки-
ботинки- босоножки- кроссовки- сандалии-
- Назови: какая обувь Из кожи- кожаная, из замши- из резины- из меха-
6. Объясни, почему так называется обувь БОСОНОЖКИ.
7.Из чего сшиты пимы и унты- обувь жителей Севера?
- 8.Какого цвета обувь? Ботинок туфелька сапоги
Красный красная красные
Синий
Жёлтый
- 9. Составь рассказ об обуви по плану.
- Цвет. 2. Из какого материала ? 3. Назови части обуви.
4. Кто носит эту обувь? ( мужчина, женщина, ребёнок)
- 5. Для какой погоды эта обувь? 6. Как за ней ухаживать?
Лексическая тема «Игрушки»
- Нарисуй любимую игрушку.
- Какое слова лишнее? Объясни почему. Нарисуй лишнее.
КУКЛА, МЕТРО, САМОЛЁТ, ТАКСИ.
ТАРЕЛКА, МАТРЁШКА, ВИЛКА, ЛОЖКА.
ШАПКА, ПАЛЬТО, МАШИНКА, ВАРЕЖКИ.
- Назови, с какими игрушками играют обычно мальчики. ( девочки)
Нарисуй одну из них.
- Узнай игрушку по описанию.
У игрушки есть кузов, фары….
У игрушки есть туловище, голова, усы, хвост, коготки, полоски на мордочке.
- Покажи на своём лице и у куклы.
Нос- носик, рот- глаз - уши- брови-
Щеки - тело - ноги- голова- ресницы-
6. Назови ласково. Стул- стульчик, платье- ложка- чашка-
посуда- игрушка- кукла- машина-
мяч- пирамида- кровать- дом-
- 7. Измени слова. Один. (одна) – много
Кукла- кукол, машина- мяч- пирамида-
Кровать- платье- ложка- посуда-
- 8. Сосчитай от 1 до 10.
Машина- одна машина, две машины, три….
Кукла –
Мяч-
9. Объясни, почему так называется игрушка САМОКАТ.
10. Из какого материала сделаны игрушки?
Из дерева- деревянные, из резины- из меха-
Из соломы- из кожи- из глины-
11.Составь рассказ о любой игрушке по плану.
1. Какого цвета игрушка?
2. Какой она формы?
3. Какого размера?
4. Назови детали игрушки.
5. Из какого материала она сделана?
6. Как с этой игрушкой можно играть?
Лексическая тема « Посуда»
1. Нарисуй любой предмет чайной посуды., столовой посуды,
любой предмет для приготовления пищи.
- Запомни и назови предметы кофейной посуды, столовой посуды.
- Какое слово лишнее? Объясни почему. Нарисуй лишний предмет.
КАСТРЮЛЯ, САМОЛЁТ, МОТОЦИКЛ, РАКЕТА,
СТОЛ, ТАРЕЛКА, СТУЛ, БУФЕТ.
4. Назови ласково. Тарелка- тарелочка, ложка- вилка-
нож- поварёшка- кастрюля-
сковорода- миска- салатник-
чашка- стакан- блюдце-
5. Из какого материала сделана посуда?
Из стекла- стеклянная, из металла- из стали-
Из пластмассы- из фарфора- из алюминия-
Из глины- из хрусталя-
- Назови профессии людей, которые связаны с приготовлением пищи.
7. Объясни, почему так называется посуда СКОРОВАРКА.
8.Измени слова Один ( одна) – много
Чашка—чашек, нож- вилка- кастрюля-
стакан- ложка- тарелка- миска-
- Сосчитай от 1 до 10.
Тарелка- одна тарелка, две тарелки, три……
Нож-
Блюдце-
Кастрюля-
- Составь рассказ о любом предмете посуды по плану.
- Какого цвета посуда?
- Назови её детали.
- Из какого материала она сделана?
- Для чего она служит?
- Столовая или чайная посуда?
- Что можно делать с посудой?
Лексическая тема « Хлеб»
- Нарисуй своё любимое хлебобулочное изделие.
- Какой хлеб выпекают из ржаной муки, из пшеничной?
- Попроси маме или бабушку рассказать и показать, как замесить тесто.
- Назови ласково. Хлеб- хлебушек, булка- печенье-
Пряник- пирог- блин-
Сушка- плюшка- баранка-
- Назови признаки. Хлеб (какой?) вкусный, мягкий, душистый……
Поле (какое?) широкое, вспаханное, золотое……
- Назови, какая техника помогает людям выращивать и убирать хлеб.
7. Назови профессии. Хлеб- хлебороб, мука- печь-
трактор- комбайн- грузовик-
- Объясни, почему так называется профессия
МУКОМОЛ, ХЛЕБОРОБ, ХЛЕБОПЁК.
- Назови, с какой начинкой бывает сладкий пирог?
С яблоками - яблочный, с ягодами- с клубникой –
С черникой- с малиной-
9. Какое бывает тесто и для каких изделий его используют?
Пельменное – для пельменей, слоёное- дрожжевое- заварное-
10. Скажи наоборот. Сладкий - горький, мягкий- тёплый-
горячий - вкусный- пышный-
11. Сосчитай от 1 до 10. Бублик- один бублик, два бублика, ……
Сушка-
Батон-
- 12. Составь рассказ « Как выращивают хлеб»
- Вспашка земли.
- Посев.
- Свет и вода.
- Сбор урожая.
- Помол зерна.
- Что пекут из муки?
Лексическая тема « Профессии»
1. Назови профессию мамы. Где она работает? Назови профессию папы. Где он работает?
Назови профессии людей, которые работают в детском саду.
2. Измени слова. Один (одна) много. Что они делают?
Врач- врачи, врачи лечат людей. певец- доктор- художник
медсестра-- портной- санитар- инженер-
стоматолог- маляр- хирург- - военный-
строитель- каменщик- стекольщик - шофёр
штукатур плотник
3. Кто, где работает?
Воспитатель - в детском саду, шахтёр- строитель- пилот- машинист- повар
инженер- часовщик акробат- гимнаст- клоун- продавец-
4. Назови профессию человека по его инструментам.
ТОПОР, |
ТОПОР, ПИЛА, МОЛОТОК, РУБАНОК.
СКАЛЬПЕЛЬ, ГРАДУСНИК, ПИНЦЕТ, СТЕТОСКОП.
НОЖНИЦЫ, ФЕН, РАСЧЁСКА, БИГУДИ.
5. Почему так называют профессию СТАЛЕВАР, СТЕКЛОДУВ.
6. Составь рассказ о любой профессии по плану.
1. Название профессии.
2. Какие инструменты нужны для этой профессии?
3. Какую работу выполняют люди этой профессии?
4. Какую профессию ты выберешь, когда вырастешь?
5. Назови профессию человека по его инструментам.ТОПОР, |
Лексическая тема « Домашние животные».
1.Нарисуй домашнее животное.
2.Запомни и назови домашних животных.
3.Объясни, почему животных так называют ДОМАШНИЕ?
4.Кто как кричит?
Кошка- мяукает, собака- корова- свинья-
Лошадь- коза- баран- овца-
5. Ответь на вопросы: Чья морда? Чей хвост?
Кошка - кошачья морда, кошачий хвост.
Собака-
Корова-
Свинья-
Коза-
6. Назови ласково. Лошадь- лошадка, кошка- собака-
коза- овца- баран 7. Кто что ест?
Корова- траву, кошка- лошадь- собака-
Коза- свинья- овца-
8. Объясни разницу в значении слов. ЛАКАЕТ - ГРЫЗЁТ - ЖУЁТ.
9. Измени слова: Один ( одна) - много
кошка- кошек, овца- баран- лошадь- козёл-
10.Расскажи, где служат собаки. ПОЖАРНЫЕ, СПАСАТЕЛИ, ПОВОДЫРИ. ПОГРАНИЧНЫЕ, СЛУЖЕБНО-РОЗЫСКНЫЕ. СОБАКИ- ПАСТУХИ, СОБАКИ – НЯНЬКИ, ОХОТНИЧЬИ.
11.Объясни, почему так называется профессия человека.
СОБАКОВОД, КОНЕВОД.
- Отгадай по описанию домашнее животное.
У него есть голова, уши, копыта, вымя, хвост, тело.
У него есть голова, тело, уши, грива, хвост, копыта.
- Чем полезны животные человеку?
Лошадь возит грузы. Собака……. Кошка……. Корова….. Овца………… Свинья……
- Составь рассказ о домашнем животном по плану.
- Какого цвета животное? 2.Назови части его тела. 3.Где оно живёт?
4. Чем оно питается? 5. Назови его детёныша.
6. Какую пользу приносит человеку?
Лексическая тема «Дикие животные»
- Нарисуй дикое животное наших лесов.
- Запомни и назови диких животных наших лесов.
- Объясни, почему животных так называют ДИКИЕ.
4. Кто как кричит? Лиса- тяф-тяф, Волк--, Медведь--
Кабан Белочка—
5. Кто что ест? Заяц- кору, листья. Волк- Лиса- Ёжик- Медведь- Белка- Лось- Рысь- Бобёр-
6.Ответь на вопросы: Чья морда? Чей хвост?
Лиса- лисья морда, лисий хвост. Волк- Заяц- Белка- Медведь- Лось- Барсук- Куница- Рысь-
7. Кто где живёт? Белка- в дупле, волк- в логове, лиса-
Медведь- заяц- барсук-
8.Чем полезны дикие животные человеку?
Лиса. Из лисьего меха шьют шапки, шубы. Лось. Волк. Белка.
9.Назови одного и несколько детёнышей животного.
Лиса-лисёнок – лисята. Медведь- Волк- Ёж- Заяц- Лось- Белка- Рысь- Бобёр-
10.Какое слово лишнее? Почему?
КОЗА, КОРОВА, БЕЛКА, СОБАКА.
ЛИСА, МЕДВЕДЬ, ДУБ, ЗАЯЦ.
ВОРОНА, ДЯТЕЛ, ЁЖ, СКВОРЕЦ.
11. Скажи наоборот. Хитрый- простодушный, злой-
пушистый- быстрый-
хищный- огромный-
12. Сосчитай от одного до десяти.
Кабан – один кабан, два кабана, три…Белка- Ёж-
13Назови признаки. Волк ( какой?) ловкий, хищный,…..
Лис (какой?)…… . Лиса ( какая?)……. Лисята ( какие?)….
14. Измени слова. Один (одна) – много.
Лиса – лис, медведь - волк - заяц - лось - ёж-
15.Скажи, каких животных называют ХИЩНИКИ, а каких ТРАВОЯДНЫЕ?
16.Составь рассказ о животном по плану.
1. Какого цвета животное? 2. Назови части его тела.
3. Где оно живёт? 4. Чем питается?
5. Назови его детёнышей. 6.Какую пользу приносит?
Лексическая тема «Детёныши диких животных»
- Назови детёныша дикого животного.
У лисы – лисёнок, у волка - у белки - у медведя –
У зайца - у лося - у барсука - у ежа –
2. Назови ласково.
Нос – носик, ухо - лапа - хвост - коготь –
3.Измени слова. Один – много.
Лисёнок – лисята, волчонок - ежонок - медвежонок –
Лосёнок - бельчонок - барсучонок - бобрёнок –
Зайчонок - рысёнок - оленёнок -
4. Назови членов семьи диких животных.
Волк – волчица –волчонок, лось - бобр –
Олень- заяц - медведь-
5. Сосчитай от 1 до 10.
Бельчонок- один бельчонок, два бельчонок, три…
Лисёнок –
Волчонок –
- Назови признаки. Зайчонок ( какой?) маленький, пушистый,…
Медвежонок
Рысёнок
8.Объясни, почему так называется ЗВЕРОФЕРМА.
9.Какое слово лишнее, почему?
ВОЛК, ЛИСА, МЕДВЕЖОНОК, ЁЖ.
МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ, БЕЛЬЧОНОК, КАБАН.
10.Составь рассказ о детёныше дикого животного по плану.
1. Какого цвета детёныш животного?
2. Назови ласково его части.
3. Где живёт детёныш?
4. Чем он питается?
5. Назови членов его семьи.
6.Как человек заботится о них?
Животные Африки.
- Назови животных жарких стран, пустыни.
- Назови животных жарких стран, которые служат человеку. Расскажи о них.
( слон, обезьяны, верблюды,)
- Кто что ест? Слон - побеги, листья, Обезьяны-
Крокодил - Антилопа –
Верблюд –
4. Назови детёныша животного. Слон – слонёнок, бегемот – верблюд -
жираф - лев – варан -
тигр - носорог – крокодил -
черепаха - хамелеон-
5.Расскажи о хамелеонах. Назови их особенности.
( Способность менять цвет, глаза, длинный клейкий язык.)
6. Подумай и ответь, как животные приспособились к жизни в пустыне.
( Окраска, пища, способность обходиться без воды долгое время и т. д.)
7. Назови ласково. Слон – слонёнок, крокодил - бегемот –
тигр - жираф - обезьяна –
гепард –
8. Расскажи о погоде и природе в жаркой пустыни. Начни так. Песок, мало воды и т.д.
9. Расскажи о природе и погоде джунглей. Начни так. Тропические леса, много влаги. ……
Объясни, почему так называется лес. ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЙ
10. Измени слова. Один (одна) – много.
Слон – слонов, бегемот - жираф –
Лев - крокодил - зебра –
Антилопа –
11. Кто чем защищается?
Лев – клыками и когтями, Слон - ….. и ……
Антилопа - …. и … Крокодил - …. и …..
12. Составь рассказ о животном жарких стран по плану.
1. Назови животное.
2. Какого оно цвета?
3. Назови части его тела.
4. Чем оно питается?
5. Назови его детёнышей.
6. Как человек охраняет и как использует этих животных?
Лексическая тема «Транспорт»
1. Нарисуй любой наземный транспорт, подземный транспорт, городской
воздушный водный грузовой
железнодорожный
2.Какое слово лишнее? Почему?
САМОСВАЛ, АВТОБУС, ГРУЗОВИК, БЕНЗОВОЗ.
ТРАМВАЙ, АВТОБУС, КАТЕР, ТАКСИ.
ТРОЛЛЕЙБУС, ТАКСИ, ЛЕСОВОЗ, МЕТРО.
3. Скажи наоборот.
Высоко – низко, далеко - быстро - громко - мелко –
4. Назови ласково. Машина – машинка, самолёт - корабль –
лодка - автомобиль –
Колесо – колёсико, кабина - дверь - окно –
Фонарь –
- Кто чем управляет?
Автомобилем – водитель, шофёр. Кораблём - Трамваем – Самолётом -
Автобусом – Поездом - Троллейбусом - Ракетой –
6. Назови детали самолёта, грузовика, корабля, автомобиля.
7. Сосчитай от 1 до 10. Машина – одна машина, две машины, три.... . Ракета –
Вертолёт - Катер –
8. Какой бывает транспорт?
Поезд – пассажирский, грузовой. Самолёт -
Автомобиль - Корабль –
9.Объясни, почему так называется
водный транспорт ПАРОХОД, локомотив ПАРОВОЗ
летательный аппарат САМОЛЁТ судно АТОМОХОД
автомашина ВЕЗДЕХОД грузовой автомобиль САМОСВАЛ
автомашина МУСОРОВОЗ машина САМОХОДКА
10. Из какого материала сделан предмет?
Из резины – резиновый, из кожи - из стали - из пластмассы-
11. Повтори правила поведения на улице.
12. Составь рассказ о любом виде транспорта по плану.
1. Назови транспорт. Определи его вид. 2. Из какого материала сделан?
3. Назови детали транспорта. 4. Какую пользу он приносит людям?
Ответь на вопросы словосочетаниями Ответь на вопросы словосочетаниями
Один красивый фонтан три маленьких магазина
.
ЧТО?-…… . ЧТО?-……
НЕТ ЧЕГО?-…. НЕТ ЧЕГО?-….
ПОДХОДИМ К ЧЕМУ? -….. ПОДХОДИМ К ЧЕМУ? -…..
ВИДИМ ЧТО?-… . ВИДИМ ЧТО?-….
НАБЛЮДАЕМ ЗА ЧЕМ?- …… ВИДИМ ЧТО?-….
ГОВОРИМ О ЧЁМ?-….. ГОВОРИМ О ЧЁМ?-…..
Расскажи об улице, на которой ты живёшь по вопросам.
1. Где ты живёшь?
2. На какой улице ты живёшь?
3. В каком доме ты живёшь?
4.Что есть на правой и левой сторонах улицы?
5. Какой транспорт есть на улице?
6. Есть ли на твоей улице деревья и цветы?
7. Широкая улица или узкая?
8. Как надо вести себя на улице?
Лексическая тема « Дары леса»
1. Нарисуй съедобный и несъедобный гриб.
2. Назови блюда, которые можно приготовить из грибов.
3. Нарисуй лесные ягоды.
4. Назови блюда, которые можно приготовить из лесных ягод
Варенье (какое?) Компот (какой?)………
5. Измени слова:
Один - много дерево- ягода- гриб-
шляпа- корзина- орех-
белый гриб- подосиновик- опёнок-
подберёзовик- волнушка- мухомор-
маслёнок- поганка- лисичка-
боровик-
6. Назови лишнее. Объясни почему.
Волнушка, подосиновик, мухомор, маслёнок.
Медведь, лиса, лисичка, заяц.
Берёза, осина, подберёзовик, дуб.
Малина, черника, голубика, волнушка.
7. Сосчитай от 1 до 10.
Ягода- одна ягода,. две ягоды,
Гриб-
Корзина-
8. Объясни , почему так называется место в лесу ОПУШКА, ЧАЩА,
ПОЛЯНКА, БУРЕЛОМ.
9. Назови ласково: малина-малинка, черника- ежевика-
костяника- брусника- морошка-
Подосиновик- рыжик- опёнок- маслёнок-
10. Объясни, для чего животным дары леса: грибы, ягоды, орехи, шишки.
11. Составь рассказ о дарах леса
1. Лес.
2. Погода летом, осенью.
3. Дары леса.
4. Зачем они животным?
5. Зачем они человеку?
6. Что можно приготовить их даров леса?
12 Выучи:
Здравствуй осень!
Здравствуй осень, здравствуй осень,
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы осень спросим –
Что в подарок принесла?
Лексическая тема “ Перелётные птицы”.
1. Нарисуй скворца, ласточку.
2. Какая птица лишняя? Объясни почему. Нарисуй лишнее.
2.1. ВОРОНА, КЛЁСТ, ВОРОБЕЙ, ЛЕБЕДЬ.
2.2. ЛАСТОЧКА, СИНИЦА, СНЕГИРЬ, ГОЛУБЬ.
3. Почему так называют птиц? ПЕРЕЛЁТНЫЕ
4. Подумай и расскажи. Когда и почему улетают в тёплые края перелётные птицы?
5. Запомни и назови не меньше 10 перелётных птиц.
6. Измени слова. один- много стриж-
скворец- скворцов жаворонок-
ласточка- аист-
7. Назови членов семьи птиц.
селезень- утка- утёнок, лебедь- аист-
гусь- журавль-
8. Кто как кричит? лебедь – трубит утка- ласточка-
журавль- гусь- соловей-
9. Назови птенца. гусь- гусёнок. лебедь- утка-
аист-
10. Сосчитай от 1 до 10. Скворец- один скворец, два скворца, …….
ласточка-
утка-
11. Расскажи, какую пользу приносят птицы человеку.
12. Объясни, почему так называется птица ВОДОПЛАВАЮЩАЯ.
13. Составь рассказ по плану.
1.Какого цвета оперенье птицы?
2.Назови части её тела.
3. Назови её птенцов.
4. Когда птицы улетают в тёплые края?
5. Чем птицы питаются?
6. Какую пользу приносят птицы человеку?
Лексическая тема “ОСЕНЬ”.
1. Нарисуй осеннюю берёзу.
2. Подумай и объясни, почему мы так называем “осень золотая”
3. Назови ласково. дерево- деревце лист- ветка-
облако- ветер- туча-
дождь- день- солнце-
4. Подумай и объясни, чем отличается погода ранней осени от погоды
поздней осени.
5. Сосчитай от 1 до 10.
Дерево- одно дерево, два дерева, три…….
Ветка-…….
Лист-…….
6. Измени слова: один (одна) - много.
Дерево - деревья, ветка- облако- дождь-
ветер- лист- туча- день-
7. Какой бывает день? Какой бывает погода?
день погода
осенний осенняя
мокрый
холодный
пасмурный
солнечный
тёплый
8. Запомни и назови осенние месяцы
9.. Назови ласково: дерево- гриб- ягода-
шишка- корзина- ведро-
10. Объясни, почему так называется явление природы. ЛИСТОПАД
11. Назови одежду, которую люди носят осенью.
12. Составь рассказ об осени по плану.
1. Солнце (Солнце ярко светит.)
2. Дождь (Часто идут дожди.)
3. Листья. (Листья меняют цвет.)
4. Медведь. (Животные готовятся к зиме.)
5. Птицы. (Птицы улетают в тёплые края.)
6. Овощи, фрукты. (Люди собирают урожай….)
Выучи Октябрь
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор – как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят!
УЧИМ СТИХИ:
Октябрь
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор – как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят!
Здравствуй осень!
Здравствуй осень, здравствуй осень,
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы осень спросим –
Что в подарок принесла?
4. Медведь. ( Животные готовятся к зиме.)
5. Птицы. ( Птицы улетают в тёплые края.)
6. Овощи, фрукты. ( Люди собирают урожай….)
Осень.
Наступила осень. Солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на жёлтый, красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называется « золотой».
Животные готовятся к зиме: некоторые, как ёжи и медведи, впадают в спячку.
А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют- меняют летний мех на тёплый зимний.
Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.
Люди на полях и садах собирают урожай овощей и фруктов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное занятие по развитию речи и лексико-грамматических категорий
Фронтальное занятие по развитию речи и лексико-грамматических категорий по теме: "Путешествие в зимнюю сказку". Обобщение по темам "Зима", "Дикие животные зимой". Обучение составлению рассказа....
КОНСПЕКТ фронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе (II-ой год обучения) ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка» ».
КОНСПЕКТфронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе(II-ой год обучения)ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русск...
Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи.Тема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)
Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речиТема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)...
Конспект занятия образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН и ОНР по теме: «Обувь. Головные уборы».
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ООД: Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.В ходе образовательной деятельности необходимо:Активизировать и расширять словарь по темам: «...
Презентация к конспекту занятия образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ФФН и ОНР по теме: «Обувь. Головные уборы».
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/11/29/konspekt-zanyatiya-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ООД: Активизация и развитие словарного запаса и грамматическ...
Конспект занятия образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ффн и онр по теме: «Моя семья».
ЦЕЛЬ: развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.ЗАДАЧИ: в ходе образовательной деятельности необходимо:расширить знания детей по теме: «Семья»,закрепить понятие о р...
"Использование пособия «Грамматические лупы» для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР"
Городской фестиваль педагогического мастерства«Профессия дальнего действия» Зайчикова Лариса Александровна, учитель - логопедпервая квалификационная категорияМДОУ &l...