проектная деятельность в подготовительной группе для детей с ОНР
материал (логопедия) по теме

     Метод проекта широко используется в детских садах. Мы представляем проект, подготовленых педагогами, родителями и детьми в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме "Модный калейдоскоп" (включил в себя 2 лексические темы тематического планирования: "Одежда", "Головнеы уборы"). Результатом проекта стало логопедическо развлечение "Экскурсия в музей моды". В проекте также приняли участие воспитанники старшей логопедической группы, они подготовили рисунки для тематической выставки, работы в кружке "Домовёнок" (изготовление из бросового материала) и были приглашены на открытое мероприятие в подготовительную группу виде гостей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №385 комбинированного вида

городского округа Самара

Проект

«Модный калейдоскоп»

Разработчики:

Учитель-логопед Мазанова Е.В.,

Участники проекта:

Воспитатель Каськова Л.Н.;

Воспитатель Петина Т.А.;

Воспитатель Мастерова О.В.

Самара

Тип проекта: информационный, межгрупповой, средней продолжительности (2 недели).

Междисциплинарные связи: речевая деятельность, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, игровая деятельность, кружковая работа.

Цель проектной деятельности: узнать, показать и рассказать детям о различных видах одеждах, истории её создания, прививать любовь к своему народу, истории и традициям через знакомство с народным костюмом.

Обоснование выбора темы: Нечасто можно встретить в  группе для детей с нарушением речи тех, кто мог бы хорошо и грамотно рассказать о каком-либо предмете, поделиться своими навыками и умениями на определённую тему и выразить свои мысли по средствам речи. Мы стремимся разнообразить формы и методы работы с детьми с ОНР, поэтому выбрали, одну из самых близких и знакомых, на первый взгляд, и вместе с тем, одну из наиболее обширных по лексическому материалу тем, чтобы увидеть уровень сформированности у детей знаний, умений и навыков, которые будут применяться в повседневной жизни и занятиях в детском саду. Также постараться расширить опыт детей и помочь им в нетрадиционной форме выразить свои умения и навыки при помощи речевой деятельности, совместив её с другими видами: изобразительная деятельность, конструирование, кружковая работа, игровая деятельность. К данной работе мы привлекли родителей, как неотъемлемых участников педагогического процесса.

Задачи:

  1. Формировать обобщенное представление об одежде и головных уборах, поддерживать интерес и любознательность.
  2. Уточнить, обобщить и расширить знания детей об одежде и головных уборах.
  3. Приобщать детей к народному искусству.
  4. Учить бережному обращению к одежде и головным уборам.
  5. Развивать у детей умение фантазировать, обобщать, желание наблюдать, формировать представления детей о видах одежды и головных уборах и способах их изготовления и украшения.
  6. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки (выявление проблемы, самостоятельный поиск решения, анализ полученного результата).
  7. Формировать коммуникативные, интеллектуальные, организаторские навыки и оценочные суждения.

Возраст детей: старшая и подготовительная к школе группы для детей с ОНР.

Планируемые результаты обучения:

  1. Дети будут знать историю создания одежды и головных уборов, их значение, виды, перспективы развития в будущем, составные части и способы изготовления.
  2. Дети будут уметь рассказывать об отдельных видах одежды и обуви, составлять рассказы с опорой на предметные картинки и схемы.
  3. Дети будут уметь различать одежду и головные уборы по различным признакам между собой внутри лексической группы, а также научатся дифференцировать понятия: одежда - головные уборы.
  4. Дети будут уметь подбирать головные уборы к одежде по сезону и конкретной ситуации.
  5. Дети научится рисовать, конструировать, вырезывать различные детали одежды и головных уборов.
  6. Дети научатся работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров, слушать ответы товарищей, осуществлять осознанный самостоятельный выбор.

Этапы работы над проектом:

I этап - подготовительный

Дети задают вопросы: какая одежда появилась самой первой после шкуры первобытного человека, кто придумал первый головной убор, как и где появилась швейная машина? Как человек придумал иголку и спицы? Эти вопросы возникают на первом занятии логопеда при знакомстве с темой недели. Логопед соглашается, что их вопросы интересны, но ответить на них без специальной подготовки, пожалуй, трудно. Тогда дети предлагают отыскать ответы на эти и другие опросы вместе: просмотрев энциклопедии и книги, спросив у родителей, узнать из Интернета, рассмотрев иллюстрации в книгах и т.д. Логопед предлагает выбрать каждому ребёнку интересующую его тему и через 2 недели рассказать о своих находках на празднике в группе.

II этап – планирование проекта

Логопед предлагает детям подумать, что они хотят узнать?

- Что мы знаем об одежде и головных уборах?

 - Что нам нужно ещё узнать?

- Как нам это узнать?

Логопед предлагает искать ответы на вопросы несколькими способами, с привлечением взрослых:

  1. Беседы с воспитателями.
  2. Занятия по различным видам деятельности (конструирование, рисование, лепка, ознакомление с окружающим) и совместная работа по подготовке работ к выставке.
  3. Организация выставки детских работ (по материалам кружковой работы и работ занятий).
  4. Посещение мастерской детского сада по пошиву костюмов к праздникам.
  5. Помощь родителей в поиске материал (из книг, журналов, Интернета и т.д.) и совместная работа при подготовке сообщений и поделок.
  6. Работа кружков групп («Домовёнок», «Волшебная иголка» и «Изонить»).

Возникает идея пригласить на праздник детей из старшей группы и рассказать им о том, что мы узнали об одежде и головных уборах. Логопед поддерживает инициативу детей и предлагает им придумать задание для детей старшей группы. Ребята предлагают провести среди воспитанников старшей группы конкурс рисунка и включить их работы в общую выставку.

Дети решают разбиться на несколько групп:

  1. Группа исследователей (они будут готовить сообщения на различные темы). С помощью логопеда и воспитателей они намечают план работы и темы исследований.
  2. Творческая группа (те, кто будут участвовать в изготовлении поделок, рисунков, подборе и разучивании стихов и т.д.).
  3. Группа экспертов (те, что будут в составе жюри оценивать работы детей).

III этап – реализация проекта

Старшая группа:

Подготовительная группа:

1. Утренние беседы

1 неделя:

«История создания русского сарафана» «Откуда пришла одежда?»

«Одежда разная нужна, одежда всякая важна» (об одежде некоторых представителей профессий)

«Путь одежды от белошвейки до швеи на фабрике»

«Национальные костюмы других народов»

«Расскажи мне, узор, что ты скрываешь?»

2 неделя:

«Откуда к нам пришёл берет?»

«Почему ушанку назвали ушанкой?»

«Что такое бескозырка?»

«Косынка, шаль, платок»

2. Игры

 1 неделя:

С/р.игры: «Поездка в магазин»

                 «У предмета нет чего…?»

Д/игры: «4-ый лишний»

              «Сшей по образцу»

              «Подбери лоскутик к платью»

С\р игра: «Универсальный магазин» (ткани, одежда)

Д/игры: «Ателье»

 «Четвёртый лишний»

2 неделя:

Д/игры: «Часть и целое»

    «Угадай, что в мешочке?»

    «Найди, что опишу»

    «Угадай предмет по частям»

Д/игры:  «Эхо»

            «Что из чего – какое?

            «Один – много»

            «Подбери признак к предмету»

  «Кто это?»

3. Развитие речи

1 неделя:

Составление рассказа - описания одежды по опорным наглядным схемам

Составление сравнительного описания двух предметов одежды

2 неделя:

Составление рассказа - описания головного убора по опорным наглядным схемам

Составление сравнительного описания двух головных уборов

4. Рисование и лепка

1 неделя:

«Украсим костюм для сказочного героя»

Декоративное рисование - «Украсим фартук кукле»

«Дымковская игрушка»

 (роспись силуэтов дымковской игрушки)

2 неделя:

«Шляпа для Великана и Мальчика-с-Пальчика»

«Необычная шляпа»

Итог: подготовка выставки «Салон модной одежды»

5. Аппликация

1 – 2 неделя:

«Необычная роспись»

 (украшение платья макаронными изделиями)

«Одежда для куклы – барышни»

6. Кружковая работа

1 – 2 неделя:

Подготовка работ: «Испанка»

                                 «Гномик»

                                   «Солдатик»

                                      «За грибами»

                                           «Курочка-Ряба»

Итог: составление альбома из работ детей для выставки

Подготовка работ: «Матрёшка»

                         «Косынка»

Итог: составление альбома из работ детей для выставки

7. Читаем детям

1 неделя:

Т.А. Шорыгина С. Маршак «Рассеянный» «Одежда, какая она?»

сказки Ш.Перро «Золушка», воспитательной сказки «Самый красивый наряд на свете»,

Г.Х. Андерсена «Новый наряд короля», Г.Снегирёва «Верблюжья варежка».

2 неделя:

Т.А. Шорыгина «Головные уборы»

сказка Ш. Перро «Красная Шапочка»

Н.Носов «Шляпа»

Т.А. Шорыгина «Головные уборы» 

9. Конструирование и ручной труд

1 – 2 неделя:

Оригами - «Шляпа»

Изготовление узора для кофточки (плетение – соединение)

IV этап – презентация проекта

Презентация проходит в конце второй недели проекта:

  1. Логопеды и воспитатели старшей и подготовительной группы организуют праздник, на который приглашаются дети, их родители.
  2. В музыкальном зале организуется выставка всех детских работ, выполненных в процессе проектной деятельности.

1. Праздник начинается с прихода директора музея одежды, который жалуется, что в его сказочном музее давно нет никаких новых работ. Посетители музея отказываются приходить к нему, так как там скучно и не интересно. Все экскурсоводы разбежались, и он не знает, что ему делать? (2-3 мин.)

Воспитатели предлагают ему послушать детей, которые приготовили свои сообщения. Может он выберет себе новых экскурсоводов из детей нашего сада. А другие покажут ему свои работы, наверняка они прекрасно подойдут для волшебного музея одежды в виде новых экспонатов!

2. Представление проектов исследования:

  1. «История русского костюма» (4 минуты).
  2. «Костюмы сказочных героев» (5 минут).
  3. «Карнавальные костюмы» (5 минут).
  4. Презентация постера подготовительной группы  «От первой иголки до швейной машины» (5 минут).
  5. Игра-развлечение «Костюм для воспитателя» (3 минуты)
  6. Презентация постера старшей группы «Так появляется наша одежда» (7 минут)

3. Награждение детей (директор музея благодарит ребят и награждает каждого ребёнка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в подготовительной группе "Уроки на дороге"

Входе работы по проекту в нашей группе пополнилась предметно-развивающая среда...родители былиактивными участниками...этот проект мне показал хороший результатна курсах повышения квалификации и имел п...

Презентация проектной деятельности в подготовительной группе "Все работы хороши"

Презентация проекта "ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ", проведенной в подготовительной группе для детей с ОНР. Проект был проведен при активном участии родителей. В ходе проектной деятельности дошкольники получили н...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей (с применением проектной деятельности) в подготовительной группе.

Исследования Н.Г. Лаврентьевой, С.Н. Николаевой, Н.П. Рыжовой, П.Г. Саморуковой, И.А. Хайдуровой, И.В. Цветкова и др. свидетельству­ют о том, в период дошкольного детства в процессе целена...

«Засветись – стань заметнее на дороге»» Конспект НОД по обучению детей ПДД с использованием проектной деятельности в подготовительной группе

laquo;Засветись – стань заметнее на дороге»»  Конспект НОД  по обучению детей ПДД  с использованием проектной деятельности в подготовительной группе...

Проектная деятельность в подготовительной группе группе Проект «Птицы - наши друзья»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...

Проектная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Люблю я город мой, Петропавловск-Камчатский наш родной»

При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки. В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безыниц...

Опыт работы на тему «Приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям малой Родины через разные виды деятельности», в рамках проектной деятельности в подготовительной группе «Капелька»

формирование у детей нравственно-патриотических чувств отражены в нашем проекте "Россия - Родина моя!"который реализовывался с 30.10.22 - 16.11.22...