Проектная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Люблю я город мой, Петропавловск-Камчатский наш родной»
проект по логопедии (подготовительная группа)
При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки. В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Для детей с задержкой психического развития характерна эмоционально-волевая незрелость, обусловленная своеобразием формирования их поведения и личностных особенностей. У детей страдает сфера коммуникации: уровень коммуникативной деятельности находится на более низкой ступени развития. Дети с нарушениями в развитии иначе, чем нормативно развивающиеся, воспринимают социальный мир и функционируют в нем: часто инфантильно, не всегда адекватно, некритично. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания приобретает актуальность. Задача специалистов и педагогов выстроить коррекционно-образовательный процесс таким образом, чтобы к достижению школьного возраста максимально приблизить их к возрастной норме развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 комбинированного вида»
Проектная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
«Люблю я город мой, Петропавловск-Камчатский наш родной»
Автор проекта:
учитель-логопед Топычканова Т.Н.
г. Петропавловск-Камчатский, 2019 г.
Тип проекта:
Информационный; по содержанию: ребенок и семья; внутри одной возрастной группы, долговременный.
Актуальность темы:
При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки. В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Для детей с задержкой психического развития характерна эмоционально-волевая незрелость, обусловленная своеобразием формирования их поведения и личностных особенностей. У детей страдает сфера коммуникации: уровень коммуникативной деятельности находится на более низкой ступени развития. Дети с нарушениями в развитии иначе, чем нормативно развивающиеся, воспринимают социальный мир и функционируют в нем: часто инфантильно, не всегда адекватно, некритично. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания приобретает актуальность. Задача специалистов и педагогов выстроить коррекционно-образовательный процесс таким образом, чтобы к достижению школьного возраста максимально приблизить их к возрастной норме развития.
Цель проекта:
Формирование первоначальных представлений о родном городе и крае, воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Родине, родному городу Петропавловску-Камчатскому.
Задачи проекта:
Коррекционно-образовательные: стимулировать познавательную активность детей; формировать представления об историческом прошлом и культурном облике родного края; формировать представления дошкольников о макросоциальном окружении историческом, культурном, географическом, природно-экологическим своеобразием родного региона; расширять знания детей об особенностях труда взрослых нашего края; расширять и уточнять словарный запас детей, связанный с содержанием эмоционального и бытового опыта.
Коррекционно-развивающие: Развивать внимание детей к различным видам социальных отношений, развивать стремление детей передавать различные эмоции в процессе моделировании социальных отношений; развивать память, диалогическую и монологическую речь; общую и мелкую моторику; творческие способности дошкольников.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к достопримечательностям города, культурным ценностям, природе, уважение к жителям, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта: дети 6-7лет с задержкой психического развития, родители, педагоги, специалисты сопровождения.
Срок реализации проекта: 1 год
Планируемые результаты:
Дети обладают начальными знаниями о себе и социальном мире, об истории города и его культурных ценностях, географических особенностях родного края. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы. Дети осваивают некоторые моральные нормы и правила поведения; оценивают поступки других людей, литературных персонажей. Дети осваивают сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации в сюжетно-ролевых играх. В рисунках дети отражают региональные особенности родного края, специфику профессии моряков и военных. Дети владеют различными средствами межличностного взаимодействия. У детей продолжает развиваться связная речь, речь становится грамотной, . Повышается родительская компетенция по взаимодействию с детьми по представленной работе.
Реализация проекта.
Планирование по реализации проекта:
1 этап. Накопительный (информационный, подготовительный)
Включает в себя: анкетирование родителей знаний и представлений о крае и родном городе, истории, достопримечательностях; диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений об истории и культуре родного города; подбор литературного и дидактического материала.
2 этап. Практический (организационный, реализация проекта)
Включает в себя: мероприятия с детьми в соответствии с перспективным планом, совместные мероприятия с семьями воспитанников, совместные мероприятия с детьми разного возраста, экскурсию-путешествие по городу, в библиотеку, посещение музея «Вулканариум», пополнение развивающей среды, выставки детских работ, семейных коллекций, фотоматериалы, просмотр видеофильмов.
Октябрь: Тема «Моя малая Родина»
Цель: Знакомство с родным городом и краем.
1. Путешествие «О чем расскажут памятники», для дошкольников 6-7 лет с ЗПР .
2. «Путешествие в страну вулканов». Знакомство детей подготовительной группы ЗПР с миром вулканов родного края в музее «Вулканариум».
3. Беседа с детьми «Национальные костюмы и украшения народов Камчатского края»;
4. Плетение браслетов с родителями из бисера;
5. Выставка работ «Украшения собственными руками».
Ноябрь: Тема «Природа родного края»
Цель: Формирование представлений о водоёмах, растительном и животном мире.
1. Беседа с детьми о флоре и фауне Камчатского края, презентация «Флора и фауна Камчатки»;
2. Чтение художественной литературы о природе;
3. Изготовление из бисера поделок символизирующих природный мир Камчатки;
4. Рассматривание книги В. Гуменюк "Очарование камчатки" (фоторепортажи), «Живая азбука Камчатки» К. Алейников
Декабрь: Тема «Символика России и нашего города, края»
ЦЕЛЬ: Знакомство с символами и оберегами родного края.
1 Беседа «Земля Кутха».
2. Конкурс работ «Пеликен -оберег моей семьи»;
Январь: Тема «Зимние вида спорта»
Цель: Знакомство с особенностями спортивной жизни города.
1. История проведения соревнований по зимним видам спорта;
2. Спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»;
3. Детская спартакиада «Малышок».(проводится совместно с инструктором по физической культуре)
Февраль: Тема «Военная история города»
ЦЕЛЬ: Знакомство с историческими событиями родного города.
1. Конкурс поделок и рисунков «Памятники Петропавловска-Камчатского»;
2. Беседы о памятных военных событиях нашего города.
3. Спортивная игра «Защитники Отечества».(проводится совместно с инструктором по физической культуре)
Март: Тема «Дружная семья»
Цель: Формирование привязанности к семье, любви и заботливого отношения к её членам.
1. Подготовка к празднику «8 марта» (проводится совместно с музыкальным руководителем)
2.Выставка рисунков «Семейные традиции».
3. Консультация педагога-психолога «Семья это…»
Апрель: Тема «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель: Формирование интереса дошкольников к трудовой жизни города.
1.Экскурсия в библиотеку;
2. Беседа о важности всех профессий нашего края;
3. Презентация «Профессия рыбака»
4. Выставка детских рисунков «Все профессии Камчатки важны…»;
5. Сюжетно-ролевая игра «Моряки»
Май: Тема «Боевая слава города»
Цель: Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с историческими событиями.
1.Изготовление праздничных открыток;
2. Беседа о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны. Просмотр мультфильма «Солдатская сказка»;
3. Песни военных лет (совместно с музыкальным руководителем).
3 этап. Заключительный (завершающий, результативный)
Выставка работ воспитанников группы компенсирующей направленности с ЗПР, созданных в ходе проекта «Люблю я город мой, Петропавловск-Камчатский наш родной» для всех воспитанников МАДОУ «Детский сад №50»
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:
Список использованных источников
1. Вайнштейн И.В., Петров А.В.
Петропавловск-Камчатский, Двенадцать месяцев: фотоальбом.– Петропавловск-Камчатский: «Камчтпресс», 2010.-268с.
2. Город над Авачинской бухтой:(история города Петропавовска-Камчатского)/Ирина Виттер, Александр Смышляев-Петропавловск-Камчатский: холд.комп. «Новая книга», 2011.-312с.
3. Памятники Петропавловска-Камчатского, Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания «Новая книга», 2007,-96с.
4. Пирагис, Александр. Петропавловск-Камчатский. Улицы города рассказывают/Александр Прагис.-Петропавловск-Камчатский: холд.комп. «Новая книга», 2000.-128с.
5. И. Шпиленк "Камчатка, которую я люблю. Истории в кадре и за кадром",
6. «Сказочная Камчатка» А. Агафонова
Интернет-ресурсы:
https://kamchatkaland.ru/note/interesnye-fakty-kamchatki
https://your-kamchatka.com/history
Другие ресурсы: Для успешного проведения проекта необходима организация поддержки родителей и других сотрудников детского сада: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, заместитель заведующей по ВМР, воспитатели.
Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста [Текст] // Под ред. В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема: Путешествие за солнышком.(проводится на улице по «Дорожке движения» логопедом и инструктором по физической культуре)Цели: Коррекционно-образ...
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в Африку»
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в Африку»...
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР III ур р р.). Тема: "Зимующие птицы".
Методическая разработка образовательной деятельности детей 6-7 лет с ОНР. Тема: "Зимующие птицы"....
Конспект непосредственно организованной логопедической образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи по подготовке к обучению грамоте. Тема: Лыжная прогулка.
НОД по обучению грамоте в рамках лексической темы "Здоровей-ка" с развернутым звукослоговым анализом слова "лыжы"....
Занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Путешествие в Город Мастеров"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности по лексической теме «Профессии&r...
"Русские народные сказки" Проектная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности
В наше время русская народная сказка неоправдано забыта. а сколько поколений русских людей выросло на русских сказках. в них глубокий смысл и огромная воспитательная сила. Постоянно сталкиваясь в рабо...