Занятие лексико-грамматическое "Посуда" в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Цели:
- Уточнение, расширение, активизация словаря по теме, умение называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду, уметь называть части ПОСУДЫ и внешние признаки;
- Образование существительных родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными, составление предложений с предлогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posuda.docx | 16.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Посуда»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнение, расширение, активизация словаря по теме, умение называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду, уметь называть части ПОСУДЫ и внешние признаки;
- Образование существительных родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательных от существительных; согласование числительных с существительными, составление предложений с предлогами.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие внимания, умения видеть средства решения проблемы (ТРИЗ)
- Повышение речевой активности
- Развитие речевого общения, диалогической речи, зрительного восприятия, пространственного мышления,творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.
Оборудование: демонстрационный материал - посуда и картинки с изображением посуды; раздаточный материал - сюжетные картинки.
Xoд занятия
1. Организационный момент
- Сядет тот, кто назовет несколько предметов (множественное число существительных): чашка, блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка, селедочница, сковородка, солонка и т.д.
Например: чашка - чашки, бокал - бокалы и т.д.
2. Беседа о посуде
- Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда.)
- Какие предметы посуды вы еще знаете?
- Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож.)
- В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)
- Как называется эта посуда? (Кухонная.)
- Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)
- Как называется эта посуда? (Чайная.)
- А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая.)
- Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница,' салатница, солонка, селедочница и т.д.)
Выставляются предметы посуды:
а) кастрюля с крышкой.
- Из каких частей состоит кастрюля? (Стенка, донышко, крышка, ручки.)
(Аналогично рассматриваются чайник и стакан.)
б) Сравнение предметов посуды: сковородка и кувшин.
3. Игровое упражнение «Подбери слова-действия к предметам»
а) Чайник - стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят.
б) Сахарница - кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают.
в) Кастрюля - закрывают, ставят, чистят, наливают и т.д.
г) Чашка - пьют, наливают, разливают, выпивают и т.д.
Логопед выставляет картинки с изображением посуды.
- Назовите предметы посуды, которые сделаны из металла? Значит, они какие? (Металлические.)
(Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, алюминия, дерева, чугуна глины и т.д.)
4. Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принес.
5. Игра с мячом (Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом)
Чашка - чашечка, ложка - ложечка и т.д.
6. Дидактическая игра «Сосчитай».
Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием предлогов.
7. Рассказ логопеда
Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадет труд человека, который ее делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из нее приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пиши, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем ее основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф.
8. Игра «Маша-растеряша» (Развитие внимания, умения видеть средства решения проблемы).
(Сначала рассказать детям о том, что бывают очень невнимательные люди, которые все теряют и путают. И предложить помочь этим Машам-растеряшам. Роль Маши может выполнять ведущий, или же она может предоставляться всем детям по очереди). Разыгрывается диалог:
— Ой!
— Что с тобой?
— Я потеряла (называет какой-то предмет, например, чашку). С чего же я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, пить чай)?
(Дети должны помочь Маше найти средство выполнения данной функции. Например, пить чай с тарелки, ведра, ладошек.
Игру можно так же начать с диалога, когда Маша просит помочь вспомнить название предмета. Например, чем хлеб делят на кусочки?)
9. Итог занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Наш друг – вода». «Область познание». Расширение кругозора. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Цели:· Образовательные: познакомить детей с понятием «вода», ее тремя состояниями: твердое, жидкое, газообразное, объяснить такие явления, как дождь, сн...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.
Цели:· Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.
Цели:· Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Дни недели». «Область познание». Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Цели: 1. Образовательные:· Закрепить знания детей о днях недели и их последовательности.·...
Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"
В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово". Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата; проводится работа по формиров...
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема занятия «Отряд юных гагаринцев»
Совершенствование знаний детей о космосе и космонавтах....