Организация комплексного подхода в формировании пространственных представлений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Комплексный подход в формировании пространственных представлений у детей с дизартрическим компонентом старшего дошкольного возраста должен строиться в соответствии с последовательностью их формирования в онтогенезе. Развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abrosimova_e.a._kutukova_e.a.docx | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация комплексного подхода в формировании пространственных представлений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Абросимова Е.А., Кутукова Е.А.
МБДОУ «Детский сад №28 «Золотой петушок», г. Тамбов,
МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка», г. Тамбов,
ekaterina.abrosimova2013@yandex.ru, katya241294@mail.ru
Организация взаимодействия различных специалистов в логопедических группах дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции речевой деятельности ребенка с тяжелыми нарушениями речи с учетом его актуальных и потенциальных возможностей.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение определяется как совместная профессиональная деятельность специалистов ДОУ, которая направлена на создание педагогических и социально-психологических условий для успешного обучения и развития данного контингента детей независимо от уровня их способностей и уровня развития речи.
Совместная профессиональная деятельность специалистов требует акцента в ходе коррекционного процесса на некоторые значимые факторы:
– приложение максимальных усилий специалистов на этапе диагностики и в период адаптации детей в дошкольном учреждении;
– привлечение к коррекционно-педагогической работе медицинских работников ДОУ и высоко квалифицированных специалистов в области медицины;
– организация четкого взаимодействия профильных специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с учетом рекомендаций врачей, логопеда, психолога;
– необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;
– внесение изменений в индивидуальные планы (программы) коррекционно-педагогического обучения в зависимости от динамики и возможностей ребенка;
– включение родителей в комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи [3].
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, медицинских работников, психолога, музыкального руководителя, преподавателей по физической культуре и изобразительной деятельности, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых умений и навыков у детей, в развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
В результате анализа научно-методической литературы мы выяснили, что одним из условий успешного обучения ребенка в школе является овладение им пространственными представлениями и свободное ориентирование в пространстве. Поэтому, чтобы в школе у ребенка не было проблем при обучении, необходимо обязательно проводить работу по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста [1].
Основные задачи коррекционной работы:
1) определение основных направлений коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом по развитию пространственных представлений;
2) подбор и систематизация дидактического материала для занятий с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом по развитию пространственных представлений;
3) составить комплексное планирование коррекционной работы по развитию пространственных представлений для профильных специалистов ДОУ;
Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться логопедом совместно с профильными специалистами ДОУ.
В процессе обучения нет ни одного вида деятельности детей, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков и умений, развития мышления детей. Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность, поэтому формирование как пространственных, так и временных представлений эффективно осуществлять через предложенные в системе работы игры и упражнения.
Работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с дизартрическим компонентом должна строиться с учетом недостаточности речевого развития.
Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет четкая организация их жизни в дошкольном учреждении. Соблюдение определенного режима, правильное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи по формированию пространственных представлений у дошкольников.
Таким образом, комплексный подход в формировании пространственных представлений у детей с дизартрическим компонентом старшего дошкольного возраста должен строиться в соответствии с последовательностью их формирования в онтогенезе. Развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми.
Литература
- Ананьев Б.Г. Пространственное различение. СПб.: Издательство ленинградского университета, 2010.
- Боровцова Л.А Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Тамбов, 2007.
- Калягин В.А. Логопсихология. М.,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"
Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р" можно проводить как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой, а элементы ...
Статья: «Применение изобразительной деятельности в процессе формирования многозначности слов у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.»
Как известно, речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Умение человека выразить свои мысли зависит от объема его словаря. Научную значимость избранн...
Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) старшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...
"Особенности организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста".
К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Но особое значение это и...
Наглядные модели в формировании эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Методическая разработка на тему: "Наглядные модели в формировании эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста"...
Трансляция своего опыта работы по теме: Содействие формированию пространственных представлений у дошкольников начиная со средней группы и старшего дошкольного возраста
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. Мой опыт в формировании ориентации в пространстве используя современные технологии квест, триз, робототехнику....