Конспект занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом в подготовительной к школе группе «Космическое путешествие»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Тема: Дифференциация звуков [C-Cь-З-Зь]. Буквы С, З.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Закреплять знания о звуках [C-Cь-З-Зь] и буквах С и З; понятия «гласный – согласный звук», «твердый – мягкий согласный звук», соотнесение звуков с цветовым обозначением; навыки звукового анализа на материале слов со звуками [С], [Cь] и [З],[Зь]; образы букв С и З.
- Формировать умение составлять развернутые предложения и небольшие описательные рассказы; умение правильно использовать пространственные предлоги над и под.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, просодическую сторону речи, фонематические процессы.
- Стимулировать речевую активность.
3. Коррекционно-воспитательные:
- Обогащать эмоциональную сферу.
- Развивать коммуникативные качества.
- Формировать доброжелательное отношение к сверстникам и мультипликационным персонажам.
- Формировать желание к новым познаниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия | Примечание | |
Организационный момент |
Дети рядом с логопедом - Отгадайте загадку: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? (Солнце). Покажем насколько важно оно для нас. Упражнение «Солнышко» - Солнышка нет, нам холодно, мы замёрзли – напряжение (ёжимся). - Появилось солнышко – расслабление – руки перед собой, как лучи солнца – Тепло проливается на нас, мы подставляем ему свои лица, ладошки. Повернитесь в круг, улыбнитесь друг другу. Настроение отличное! - А вы знаете, что мы с вами живём в Солнечной системе? Кто из вас может назвать планеты, вращающиеся вокруг Солнца? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). А мы живем на планете… Земля. Мы – земляне. | Дети стоят спиной в круг, руки опущены. Слайд «Солнечная система» |
Введение детей в игровую ситуацию.сообщение |
- Наш друг Юпик приглашает сегодня вас совершить вместе с ним. Хотите? Готовы? Юпик узнал, что 12 апреля на Земле отмечают день Космонавтики. 50 лет назад русский человек Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый полёт в космос. Скажите, как называются люди, путешествующие в космос? (космонавты, астронавты). Космонавты проход перед полетом особую физическую подготовку. А ещё они должны многое знать и уметь. А вы знаете: - откуда взлетают космические корабли? (с космодрома в г. Плесецк) - как можно добраться туда? (на самолёте) - как называется костюм космонавта? (скафандр) - как ещё можно назвать ракету? (космический корабль, звездолёт) – почему? (летает в космосе, летает к звёздам) | Слайды: Юпик, Ю.А.Гагарин, Космодром, Скафандр, Космический корабль |
Сообщение темы занятия |
- Что-то Юпик у нас загрустил… Он не может разобраться, столько новых слов услышал. Правильно говорит Юпик: свестолёт, замолёт, козмодром, зкафандр? (дети правильно произносят слова) Какие звуки перепутал Юпик? (С и З) - Давайте совместим полезное с приятным: полетим в путешествие и научим Юпика различать звуки С, Сь, З, Зь - Для начала оденем наших звуковичков-помощников. | Слайды: Юпик, Звуковички |
Звуковой анализ и синтез. |
- Слышите сигнал: СССССС, СьСьСьСьСь, ЗЗЗЗЗЗ, ЗьЗьЗьЗьЗь? Это Юпик просит взять с собой некоторые предметы с Земли, чтобы показать их звёздным обитателям. (Дети несут картинки к тому звуковичку, какой звук слышится в этом слове). С – абрикос, кокос, сыр, мясо, масло, стакан, соль, … Сь – апельсин, сирень, сети, синица, кисель, письмо, … З – зонт, замок, заяц, коза, ваза, забор, … Зь – зебра, корзина, обезьяна, зефир, изюм, земляника, … | картинки |
Словообразование. |
- То, что мы взяли с собой можно назвать одним словом: ГРУЗ. - Что мы с ним сделаем? (погрузим) - В космическом корабле есть отсек для груза. Как он называется? (грузовой) - В грузовом отсеке есть замок – закроем, замкнём, защёлка – защелкнём, задвижка – задвинем. Всё готово? | |
Физминутка. |
Звездолёт мы смастерили. К звёздам путь открыть решили. Все уселись в звездолёт? Отправляемся в полёт! - Дети «надевают скафандры», берутся за руки в плотном кругу и приседают. Обратный отсчёт: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, взлёт! - «Преодоление земного притяжения» - напряженно поднимаемся, поднимаем руки вверх, изображая ракету. - «Преодолели земное притяжение. Невесомость» - балансировка на одной ноге. Пилот в космической ракете На Землю глянул с высоты. Ещё никто, никто на свете Такой не видел красоты. Ах, какая красота! Не страшна нам высота! Пролетаем над лесами, Над высокими горами! | Музыкальное сопровождение Эмоциональное чтение стихотворения хором |
Синтез предложения |
- Займите свои места, наденьте наушники. Выходим на связь с Землёй. Нас просят передать правильно радиограммы из следующих слов: Полюс, северный, пролетать, над Пролетать, пустыня, над, Сахара Нами , Тихий, под, океан Гора, Эльбрус, нами, под - Передайте своим близким, какое у вас настроение, есть ли опасность в космосе. | Слайд Вид из космоса |
Звуковой анализ и синтез слов |
Из Центра Управления полётом получен сигнал. Необходимо проверить одно место на реке Енисей. Вот зашифрованное слово: О С М Т 2 3 1 4 мост - Передаём шифровку обратно, что всё в порядке, составляем схему этого слова. - Нас спрашивают, правда ли, что там ещё А М И З 4 3 2 1 зима - Подтверждаем прогноз, передаем шифровку обратно в виде схемы. Молодцы! | Слайды: мост, зима, схемы слов |
Фонематический слух, просодия |
- Слышу странные сигналы. Юпик объясняет, что мы подлетаем к планете, нам разрешат приземлиться, если мы повторим пароль. За – зо – зу. Зя – зё- -зе!!! Зви - звя – зве??? Со – су- сы. Си – се – ся??? Сти – стю – стя!!! - Нам разрешили посадку. | Слайд неизвестной планеты |
Артикуляционная гимнастика |
- Вот жители этой чудной планеты. Но как же мы познакомимся с ними, ведь мы не понимаем друг друга? Кажется, что говорить очень легко. Звуки, слова, целые фразы так и выпрыгивают сами изо рта. В действительности все не так просто. В нашем организме работает целый «завод» по производству звуков. Трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Им всем хватает работы. - Покажем инопланетянам, как мы тренируемся, чтобы красиво говорить. | Слайд инопланетяне |
Познавательная активность |
- Юпик хочет познакомить нас со своими собратьями. Это - непоседы Сусик и Зусик, а это - любознайки Заник и Саник, весельчаки Супик и Зупик, а это - грустная Аза, а это добрый Зон. - А вы знаете, если к слову Зон добавить букву О в начале, то получится.. (дети читают) – ОЗОН. Это такой газ, который находится вокруг Земли, обволакивает планету. Он не пропускает на Землю смертоносные солнечные лучи, которые могут сжечь всё живое. Озон нужно беречь. А как его беречь, вы спросите у ваших родителей, а потом поделимся полученной информацией. | Слайд инопланетяне, озон |
Связная речь |
- Ребята, мы привезли с собой много разных предметов. Давайте расскажем нашим друзьям, для чего они нужны, и как мы их используем в жизни (дети берут любую картинку и составляют предложения). Например: Это зонт. Он бывает разноцветный. Его используют во время дождя. Им закрываются от дождя или яркого солнца. Это абрикос. Абрикос – это фрукт… Синичка – это зимующая птица… Зебра – животное жарких стран… | Слайды картинок |
Итог занятия |
- Подошло время прощаться, нас ждут дома. Я приготовила нашим друзьям сюрприз (ребус ЗЕМЛЯНИКА) - Почему так называется ягода? (растет близко к земле, на земле) Угощения ИЗЮМ и ЗЕФИР. - Ну что, Юпик, ты научился различать звуки С, Сь, З, Зь. Но ты еще не все звуки и буквы выучил с нашими детьми, поэтому ты возвращаешься с нами. Итак, вперёд! Летим домой! | Слайды Слайд «зрительная гимнастика» |
Конспект занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом в подготовительной к школе группе
«Космическое путешествие»
Тема: Дифференциация звуков [C-Cь-З-Зь]. Буквы С, З.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- Закреплять знания о звуках [C-Cь-З-Зь] и буквах С и З; понятия «гласный – согласный звук», «твердый – мягкий согласный звук», соотнесение звуков с цветовым обозначением; навыки звукового анализа на материале слов со звуками [С], [Cь] и [З],[Зь]; образы букв С и З.
- Формировать умение составлять развернутые предложения и небольшие описательные рассказы; умение правильно использовать пространственные предлоги над и под.
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, просодическую сторону речи, фонематические процессы.
- Стимулировать речевую активность.
- Коррекционно-воспитательные:
- Обогащать эмоциональную сферу.
- Развивать коммуникативные качества.
- Формировать доброжелательное отношение к сверстникам и мультипликационным персонажам.
- Формировать желание к новым познаниям.
Оборудование: мультимедийное оборудование, цветные «звуковички», полоски для звукового анализа слов, картинки с изображениями предметов, животных и птиц, в названиях которых есть звуки [С], [Cь] и [З],[Зь], угощение для гостей.
Предварительная работа: чтение и заучивание стихов, беседа на тему «Космос», рассматривание картинок, журналов, энциклопедий о космосе, игры и упражнения со звуками [С], [Cь] и [З],[Зь].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/14/picture-527056-1415949169.jpg)
Конспект ННОД для детей подготовительной к школе группы "Космическое путешествие".
Математическое развитие дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/02/picture-343509-1427993557.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической подготовительной к школе группе
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической подготовительной к школе групп...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/03/picture-842433-1643879492.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП и развитию речи с применением ИКТ в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в Изумрудный город»
Задачи: Обучающие: • Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до 1 часа.• Совершенствовать умение ориентироваться по клеткам, выполнять задания по словесной инструкции.З...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/03/picture-1272303-1601722593.jpg)
Конспект интегрированного занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной к школе группе "Космическое путешествие"
Непосредственно образовательная деятельность по теме "Космос"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/01/picture-213387-1633091877.jpg)
Конспект музыкально-тематического занятия с детьми старшей и подготовительной к школе группы «Космическое путешествие»
Отличное тематическое мероприятие. Дети были в восторге. Огромной подготовки не требует....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/06/picture-1504055-1704532663.jpg)
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в сфере трудового воспитания (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе № 6 «Путешествие в Школу экономики»
Как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине – это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег...