Конспект открытого индивидуального логопедуческого занятия в средней группе для детей с ОНР "Весной в гостях у зверят"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме
Логопедическое занятие в средней группе (4-5 лет) направлено на уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, заяц, белка, детеныш, линять, кормить, маленький). Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят, притяжательных прилагательных (волчьи, лисьи, беличьи, медвежьи, заячьи); а также глаголов (линяет, питается). Автоматизацию звука "С" в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Vesnoy_v_gostyah_u_zveryat.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад компенсирующего вида № 85
Конспект логопедического занятия
в средней группе для детей с ОНР
Тема «Весной в гостях у зверят»
подготовила
учитель-логопед
Савченко Светлана Геннадьевна
г. Хабаровск
2011г.
Тема «Весной в гостях у зверят»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение сло варя по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, заяц, белка, детеныш, линять, кормить, маленький). Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят, притяжательных прилагательных (волчьи, лисьи, беличьи, медвежьи, заячьи); а также глаголов (линяет, питается). Закрепление знаний о признаках весны, представлений об изменениях в жизни диких животных весной. Автоматизация звука (С) в словах;
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематического восприятия и фонематических представлений, умения отвечать на вопросы полными ответами, составлять рассказ по мнемотаблице, логического мышления – умения отгадывать загадки, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, мимики, интонационной выразительности речи;
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само стоятельности, инициативности, ответственности. Развитие творческих способностей — умения передавать в движении походку и характер животного. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Мнемотаблица «Весна в лесу»; указка; предметные картинки и игрушки «Дикие животные»; «Детеныши диких животных»; демонстра ционная картинка «Где чьи следы?», звуковой домик.
Предварительная работа. Рассказ детям о том, что все лесные звери рады весне: «Зимой было голодно и холод но, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики — надоело им за зиму ветки да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. На прогретую землю начали выползать жуки, червяки, все чаще из своих норок выходят полевые мыши. Значит, и ежам будет, чем подкрепиться.
Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть — мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а вес ной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.
Белка тоже наряд меняет — зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу и заметишь».
Рассказ детям, что весной у всех диких животных появляются детеныши. Показ малышам картинки с изображенными детенышами этих животных и на зывание их: у зайца — зайчонок; у лисы — лисенок; у белки — бельчонок; у волка — волчонок; у ежа — ежонок; у медведя — медвежонок. Рас сматривание картин из альбома «Мир природы. Животные».
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня мы побываем в весеннем лесу. Путешествовать мы будем по следам, которые оставили дикие животные.
- Каких диких животных ты знаешь? (Я знаю лису, волка, белку, зайца, медведя…)
- В лесу мы будем вести себя тихо, чтобы не испугать зверят. А ещё весной у диких животных появляется кто? (Весной у диких животных появляются детёныши).
- Посмотри, это следы, которые оставили дикие животные, пойдём по ним.
2. Упражнение «Заюшкина избушка». [Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания. Автоматизация звука [с] в словах].
- Кто оставил эти следы? (Эти следы оставил заяц).
- Чьи это следы? (Это заячьи следы).
- Пойдём по ним, вспомним как зайка прыгает.
- Это зайкина избушка. У неё непростые окна, нужно подуть правильно (открыть окошко), запомнить картинку и назвать её правильно.
Выполняется работа по автоматизации свистящего звука в словах.
- Зайчик доволен, ему понравилось, как ты выполнила задание. Молодец! Отправляемся дальше.
3. Упражнение «Отгадаем и расскажем».
- Кто оставил эти следы? (Эти следы оставил медведь).
- Чьи это следы? (Это медвежьи следы).
- Пойдём по ним, вспомним как ходит мишка-косолапый.
- Медведь приготовил загадки, а отгадать их тебе помогут картинки, на которых изображены дикие животные.
Загадывая загадки, иллюстрируем их соответствующими артикуляционным движениями или звукоподражаниями.
Этот зверь живет в бору, (поднимите верхнюю губу, обнажив зубы; покажите
У стволов грызет кору. движения, имитирующие, как заяц грызет кору)
Летом в шубке серенькой, А зимою — в беленькой.
(Заяц)
- Что весной кушает заяц? (траву, листочки).
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Проснулся весной медведь да как начал реветь: «Э-э-э... есть хочу!»
-Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев).
Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, И в рыжей шубке — летом.
(Белка)
«Цик-цик-цик»,— говорит белочка.
— «Это я! Пуста кладовочка моя.
Надо из дупла выбираться
— За едой отправляться».
- Чем кормится белка? (шишками, орехами).
Всю зиму между елками
Проспал мешок с иголками.
«Ф-ф.ф — хватит спать,
Пора вставать!»
(Еж)
- Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами).
Серый и зубастый.
Воет в день ненастный:
«У-у-у.,.»
(Волк)
- Какую пищу ест волк? (мясо — ловит мышей, зайцев, овец).
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
- Кого еще ловит лиса? (мышей, зайцев).
4. Упражнение «Где же мои детки?». [Развитие речевого слуха, памяти, интонационной выразительности речи, мимики.]
- Кто оставил эти следы? (Эти следы оставил волк).
- Чьи это следы? (Это волчьи следы).
- Пойдём по ним, вспомним как рыщет серый волк.
Говорит медведь: «Где мой медвежонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего медвежонка. (С печалью в голосе.)»
Говорит волк: «Где мой волчонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего вол чонка. (С печалью в голосе.)»
Говорит лиса: «Где мой лисенок? (Вопросительная интонация.) Нет моего лисенка. (С печалью в голосе.)»
Говорит заяц: «Где мой зайчонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего зай чонка. (С печалью в голосе.)»
Говорит белка: «Где мой бельчонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего бель чонка. (С печалью в голосе.)»
Говорит еж: «Где мой ежонок? (Вопросительная интонация.) Нет моего ежонка. (С печалью в голосе.)»
.
5. Дидактическая игра «Мамы и дети».
- Кто оставил эти следы? (Эти следы оставила лиса).
- Чьи это следы? (Это лисьи следы).
- Пойдём по ним, вспомним как крадётся хитрая лиса.
- Посмотри, где здесь мама, а где детёныши7
- Как ты догадалась? (Мама большая, а детёныши маленькие).
«У лисы нос, а у лисенка носик.
У лисы рот, а у лисенка ротик.
У лисы уши, а у лисенка ушки.
У лисы усы, а у лисенка усики.
У лисы лапы, а у лисенка лапки.
У лисы хвост, а у лисенка хвостик.
У лисы спина, а у лисенка спинка.
У лисы живот, а у лисенка животик».
- Рассказ «Весна в лесу». [Составление рассказа по мнемотаблице.]
- Кто оставил эти следы? (Эти следы оставила белка).
- Чьи это следы? (Это беличьи следы).
- Пойдём по ним, вспомним как прыгает шустрая белочка.
- Белочка приготовила для нас вот такие картинки, которые помогут тебе рассказать о весне в лесу.
Рассказ: «Весной ярко светит солнце. Вес ной тает снег. Весной вырастает трава и листочки на деревьях. Весной просыпаются медведь и еж. Весной животные линяют. Весной у диких животных появляются детеныши ».
Молодец! Ты справилась со всеми заданиями, которые приготовили для тебя зверята. Они очень тебе благодарны и приготовили угощение.
(Сюрпризный момент).
9. Подведение итогов занятия, оценка работы.
Список использованной литературы
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет.М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Слободняк Н.П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. М.: Сфера, 2008.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР (в контексте формирования универсальных учебных действий)
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подхода...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в средней группе «Колобок».
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия для средней группы "Колобок"...
Конспект открытого игрового интегрированного занятия в средней группе для детей с ЗПР "Весна идёт, весне дорогу!"
Цель занятия: формирование представлений детей о весенних изменениях в природе. В ходе занятия решаются различные образовательные, воспитптельные и коррекционно-развивающие здачи. Занятие проводит вос...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР «На помощь Белоснежке и 7 гномам».
Закрепление знаний по разделам "Звукопроизношение", "Лексико-грамматические категории" "Связная речь" "Звуко-буквенный анализ и синтез"Интеграция образовательны...
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «Приключения Совы Сони», «Автоматизация звука «С»
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [С] в словах и предложениях.Цель: автоматизировать звук [С] в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- з...
Конспект открытого выпускного логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в страну знаний».
Вашему вниманию предлагается конспект выпускного логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. По ходу занятия происход...