Развитие грамматического строя речи и звукопроизношения детей.
презентация к занятию по логопедии (подготовительная группа) по теме
Развитие грамматического строя речи и звукопроизношения дошкольников значимая проблема, требующая высокого уровня профессионализма, особенных средств обучения, но она может быть решена если спроектирована система работы и осуществляется личностро-ориентированный подход к проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Kopiya_Chupahina_konferenciya.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ И ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.
Автор: Чупахина Т.Н. , учитель-логопед
Актуальность проблемы.
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) характеризуются развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.
Для преодоления данной проблемы и достижения положительного результата в обучении и воспитании детей, как одного из составляющих, мы решили познакомить детей с рыбами и подводным миром. В процессе познавательно-продуктивной деятельности ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Таким образом, усиливается интерес к данной проблеме. Мы разработали проект «Монетки в аквариуме».
Считаем, что работа по данной проблеме будет доступна и интересна детям 5-7 лет с ООП.
Гипотеза.
Развитие грамматического строя речи и звукопроизношения дошкольников значимая проблема, требующая высокого уровня профессионализма, особенных средств обучения, но она может быть решена, если:
- выявлены индивидуальные особенности грамматического строя речи детей;
- разработаны методы и приемы развития грамматического строя речи и звукопроизношения дошкольников;
- спроектирована система работы по развитию грамматического строя речи и звукопроизношения детей;
Проблема.
Узнать, для чего нужны рыбы в природе.
Цель.
Развитие грамматического строя речи и звукопроизношения детей, на основе метода проекта.
Особенности проекта.
По составу участников : детско-взрослый;
По виду: творческий;
По типу: познавательно-развивающий;
По сроку реализации: долгосрочный.
Участники проекта.
Дети подготовительной группы КРС, родители воспитанников, воспитатели группы.
Задачи проекта.
- Коррекционно-развивающие.
Развивать:
- психические процессы: внимание, память восприятие, воображение;
- анализаторы: зрительный, слуховой, речедвигательный, кинестетический;
- моторику: координацию, целенаправленность движений;
- эмоционально-волевую сферу, фонетико-фонетические процессы.
2. Коррекционно-образовательные:
- расширять и углублять знания детей в процессе решения проблем;
- совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение и выразительность речи;
- учить управлять своим эмоциональным состоянием;
3. Коррекционно-воспитательные:
- создавать у детей эмоционально- познавательное настроение;
- прививать стремление познавать новое;
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;
Для реализации задач разработана технологическая карта проекта (Приложение №1), календарно-тематическое планирование деятельности на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности (Приложение № 2).
Критерии оценки ожидаемых результатов.
Методы психодиагностики являются ведущими при определении результативности работы. Отслеживаются начальные и итоговые данные.
Методы диагностики результатов работы.
1. Диагностический материал И.Д. Коненковой.(«Обследование речи дошкольников с ЗПР» М.:2005). Данная диагностика позволяет выявить уровень развития лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Результаты выполнения заданий оценивается по пятибальной системе.
2. Методика Д. Векслера.
Проводится с целью определения уровня интеллектуального развития, эмоционально-волевой и личностной сферы, степень выраженности которых вычисляется по единой двадцати бальной шкале.
Метод анализа продуктов деятельности.
Анализ рисунков и конструктивной деятельности детей для исследования понимания ребенком метафоричности загадки.
Метод опроса.
Беседы с детьми с целью выявления уровня развития речи. Оценивается понимание возникшей проблемы и ее решение.
Распределение работы по этапам проекта:
1 этап - Моделирование ситуации, выявление проблемы.
- Задача. Подвести детей к проблеме.
2 этап – Подготовительный.
- Задача. Определение цели и темы.
На данном этапе дети занимаются поиском ответов на возникшие вопросы.
Узнают у родителей: «Для чего существуют рыбы, ведь на земле и так много животных?»
3 этап - Практический.
- Задача: Подведение детей к решению проблемы.
Занятия.
- «Кто живет в аквариуме?»
- «Условия жизни морских обитателей»
- «Как отличить рыб от других животных?»
- «Я рыбка, ты рыбка!»
- «Я рыбка, ты рыбка!»
- «Расскажем о рыбках в загадках» (Приложение № 3).
4 этап - Презентация проекта.
Дать детям возможность почувствовать собственную значимость для окружающих и удовольствие от самостоятельно выполненной работы.
Оформление группы.
Организация вернисажа детских поделок и рисунков.
5 этап – Анализ проективной деятельности.
Оценка показателей речевого развития детей дошкольного возраста с ЗПР по И. Д. Коненковой.
Мониторинг психического развития детей дошкольного возраста с ЗПР, по Д. Векслера.
Совместная деятельность по проекту не только улучшила речевые компетенции детей, но и создала атмосферу доверия и творчества, а творчество возникает и живет там, где есть уважение к личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусм...
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.
План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР. Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели"....
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Зоопарк" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.
НОД у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе с использованием игровых технологий....
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Рекомендации по развитию грамматического строя речи для родителей детей с ОНР"
Материал содержит рекомендации для развития детей с ОНР....
Влияние дидактических игр на развитие грамматического строя речи у детей с диагнозом "Общее недоразвитие речи"
Своевременное овладение правильной речью имееет важное значение для последующего обучения . Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлений и устранения речевых нарушений. Поэтом...
Комментарии
Проект "Монетки в аквариуме".
Я взяла за основу решения проблемы рыб и морских обитателей. Кому будет интересно, то позже могу добавить подробные конспекты и фотографии по результатам работы с детьми.