"Инклюзивное и интегрированное образование детей с ЗПР"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Цветкова Екатерина Владимировна

При коррекционной работе (в результате правильно организованной коррекции некоторые черты должны исчезать или сглаживаться, а другие - трансформироваться). Понимание общей логики поведения этих детей, знание их психолого-педагогических особенностей, позволяет правильно выстроить консультативную и коррекционную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_i_integrirovannoe_obrazovanie_detey_s_zpr.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

 "Инклюзивное и интегрированное образование детей с ЗПР"

Сопровождение детей с задержкой психического развития

При коррекционной работе (в результате правильно организованной коррекции некоторые черты должны исчезать или сглаживаться, а другие - трансформироваться). Понимание общей логики поведения этих детей, знание их психолого-педагогических особенностей, позволяет правильно выстроить консультативную и коррекционную работу.

Сегодня в образовании детей с ЗПР достигнуты свои результаты:

  • созданы учебные планы и программы;
  • определено содержание обучения, включая пропедевтические разделы по всем основным и коррекционным предметам;
  • разработаны методы и приемы коррекционного обучения;
  • определены задачи диагностико-консультативной работы;
  • разработаны рекомендации по проведению индивидуально-групповой коррекционной работы.

Особенности и содержание сопровождения учащихся с ЗПР в условиях инклюзии 

Масштаб и острота существующих проблем в сфере детства, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Современное общеобразовательное учреждение - важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития,  учитывающие  его  индивидуальные   образовательные потребности и способности.

Такой помощью может стать педагогическое сопровождение развития ученика в школе. Идеи сопровождения и педагогического сопровождения, в частности, активно развиваются в работах Л.В. Байбородовой, Н.Г. Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, Н.В. Клюевой и др. Термин «сопровождение» является новым в педагогическом образовании и для его осмысления необходимо провести анализ данного понятия.

Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого.

Педагогическое сопровождение - процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой, участии педагога (С.В. Сильченкова). Результатами научных изысканий становится разработка концепции сопровождения учеников с ЗПР в условиях  инклюзивного обучения и оказания коррекционно- педагогической помощи. Для анализа особенностей развития детей с ЗПР необходимо знать природу нарушений и четко представлять возможные направления коррекционно-педагогической поддержки, которые можно реализовать в условиях инклюзивного обучения. Теоретической базой данного направления исследования являются положения Л.С. Выготского, которые легли в основу выделяемых патопсихологических параметров, определяющих  характер психического дизонтогенеза.

 Первый параметр дизонтогенеза

связан с функциональной локализацией нарушения. В зависимости от нее различают два основных вида дефекта:

  •     частный, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи;
  •     общий, связанный с нарушением регуляторных систем, как подкорковых, так и корковых.

У детей с ЗПР специалисты отмечают только частные дефекты, им присуща парциальность поражения с недостаточностью корко-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, что определяет хороший прогноз и динамику развития.

Второй параметр дизонтогенеза

связан со временем поражения. Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Временной фактор определяется не только хронологическим моментом возникновения, но и длительностью периода развития данной функции в онтогенезе

Третий параметр дизонтогенеза

определяет взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Исходя из идеи о системном строении дефекта Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные - нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера дефекта, и вторичные - возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития.

Коррекционно-педагогическая помощь детям

Коррекционно-педагогическая помощь детям  – это система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития у детей, на решение их индивидуальных проблем, связанных с физическим или психическим здоровьем, с воспитанием и обучением, с дальнейшей адаптацией и социализацией в обществе. Развитие ребенка, его способности к адаптации в обществе, его уровень социализации - это не саморазвитие унаследованных способностей. Это результат организации и воздействия среды.

При организации процесса обучения необходимо опираться на структуру учебной деятельности, в которой мы вслед за Е.А. Екжановой выделяем три стороны, проявляющиеся в деятельности детей младшего школьного возраста разных категорий и нозологических групп:

  1. мотивационно-потребностная;    
  2. эмоционально-волевая;   
  3. организационно-деятельностная.

Мотивационно-потребностная сторона учебной деятельности проблемного ребенка базируется на его коммуникативных потребностях. Она наряду с игровой и речевой деятельностью формируется в ходе совместного функционирования ребенка со взрослым, при котором взрослый как бы «заражает» ребенка своей увлеченностью процессом обучения, формируя у него сначала непроизвольный, а затем и произвольный интерес к получению знаний.

Произвольность познавательных интересов формируется за счет включения в деятельность эмоционально-волевой составляющей, значимой для закрепления в учебной дея- тельности умений и навыков и для длительного удержания внимания ребенка на образовательном процессе.

Организационно-деятельностная составляющая обеспечивает постоянство формирования и закрепления конкретных навыков и умений как в совместной со взрослым, так и в самостоятельной деятельности детей, в том числе в свободной учебной деятельности .

Ослабления дефектов у учащихся с ЗПР можно достичь путем осуществления системы коррекционно-педагогических мероприятий с детьми в условиях общеобразовательной школы.

Определяя структуру нарушения или выставляя функциональный диагноз, специалист должен знать, что можно развивать, какой потенциал накапливать у ребенка с ЗПР, другими словами, определить зону актуального и зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).
От этого зависит и определение перспектив сопровождения ребенка: либо мы акцентируем внимание на преодолении черт, не вписывающихся в социально-нормативные рамки, либо способствуем активной интеграции ребенка в социальное сообщество за счет формирования новых функциональных возможностей. Этот вопрос связан с осознанием реальных пределов инклюзии. Значит, следует определить ту среду, в которой данный ребенок с психофизическими отклонениями может стать значимой частью пространства, и сформировать соответствующие механизмы адаптации.

Главное в инклюзивном обучении детей с ЗПР -  это «подтягивание» их потенциала до уровня соответствия нормативным требованиям среды. Основным критерием эффективности этого процесса при школьном обучении является степень сформированности знаний, умений и навыков, определенных образовательной программой. Однако при этом упускается то обстоятельство, что образовательное учреждение - это один вариант среды, искусственно созданный педагогами и родителями. А жить выпускнику, сложившейся личности предстоит в другой среде, более вариативной, где царят совершенно иные, чем в школе, законы. Таким образом, ребенок в процессе инклюзивного обучения должен получить тот потенциал, с помощью которого он сможет стать активным и самостоятельным вне стен образовательного учреждения, занять собственную жизненную позицию, самореализоваться.

Принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими задержку психического развития

Коррекционно-развивающие задачи обучения:
1.    Развитие познавательной активности детей (принцип доступности учебного материала, эффект «новизны»)
2.    Расширение общеинтеллектуальных умений
3.    Нормализация учебной деятельности (формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки)
4.    Развитие словаря, устной монологической речи в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности
5.    Логопедическая коррекция нарушений речи
6.    Социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения

Особенности организации обучения детей с ЗПР

•    Интегрированное обучение эффективно для детей с ЗПР имеющих сохранные возможности интеллектуального развития
•    Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором базовых учебных предметов
•    Максимальное погружение ребенка в активную речевую среду
•    Особые методы обучения (акцент на наглядные и практические)
•    Служба сопровождения (психолог, логопед, соц. педагог)
•    Обязательные коррекционно-развивающие занятия

Инклюзивное обучение детей, ограниченных в своих возможностях, предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Такое обучение эффективно, когда дети находятся в обычных школах. В инклюзивном обучении меняется подход, принцип, а не ребенок. Подход включает в себя использование различных методов реагирования на различные детские потребности, возможности и темпы развития. Как в интегрированное, так и в инклюзивное обучение включены дети с ОВЗ.

Интегрированное обучение – это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов – специалистов.

Интегрируемый ребёнок – ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему «Роль тьютора в реализации технологий инклюзивного и интегрированного образования».

Тьюторство ‒ важный ресурс для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы образования. Введение тьюторского сопровождения в инклюзивную практику должно способствовать перестройке...

Проект образовательной программы детского сада с учётом инклюзивного и интегрированного образования

Паспорт и пояснительная записка к образовательной программе детского сада с учётом инклюзивного и интегрированного образования...

Эссе на тему:«Роль тьютора в реализации технологий инклюзивного и интегрированного образования»

Девиз хорошего ученика: « Я хочу увидеть это, я хочу научиться этому, я хочу делать это сам!» Девиз хорошего наставника:  «Смотри, как я это делаю, давай сделаем это вместе...

Инклюзивное и интегрированное образование.

Фрагмент индивидуальной образовательной программы для ребенка с тяжелым нарушением речи (ТНР)....

Инклюзивное и интегрированное образование детей с нарушениями умственного развития и расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения

Презентация для родителей и педагогов по теме: "Инклюзивное и интегрированное образование детей с нарушениями умственного развития и расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения"...