"Инклюзивное и интегрированное образование детей с ЗПР"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
При коррекционной работе (в результате правильно организованной коррекции некоторые черты должны исчезать или сглаживаться, а другие - трансформироваться). Понимание общей логики поведения этих детей, знание их психолого-педагогических особенностей, позволяет правильно выстроить консультативную и коррекционную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
"Инклюзивное и интегрированное образование детей с ЗПР"
Сопровождение детей с задержкой психического развития
При коррекционной работе (в результате правильно организованной коррекции некоторые черты должны исчезать или сглаживаться, а другие - трансформироваться). Понимание общей логики поведения этих детей, знание их психолого-педагогических особенностей, позволяет правильно выстроить консультативную и коррекционную работу.
Сегодня в образовании детей с ЗПР достигнуты свои результаты:
- созданы учебные планы и программы;
- определено содержание обучения, включая пропедевтические разделы по всем основным и коррекционным предметам;
- разработаны методы и приемы коррекционного обучения;
- определены задачи диагностико-консультативной работы;
- разработаны рекомендации по проведению индивидуально-групповой коррекционной работы.
Особенности и содержание сопровождения учащихся с ЗПР в условиях инклюзии
Масштаб и острота существующих проблем в сфере детства, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Современное общеобразовательное учреждение - важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.
Такой помощью может стать педагогическое сопровождение развития ученика в школе. Идеи сопровождения и педагогического сопровождения, в частности, активно развиваются в работах Л.В. Байбородовой, Н.Г. Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, Н.В. Клюевой и др. Термин «сопровождение» является новым в педагогическом образовании и для его осмысления необходимо провести анализ данного понятия.
Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого.
Педагогическое сопровождение - процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой, участии педагога (С.В. Сильченкова). Результатами научных изысканий становится разработка концепции сопровождения учеников с ЗПР в условиях инклюзивного обучения и оказания коррекционно- педагогической помощи. Для анализа особенностей развития детей с ЗПР необходимо знать природу нарушений и четко представлять возможные направления коррекционно-педагогической поддержки, которые можно реализовать в условиях инклюзивного обучения. Теоретической базой данного направления исследования являются положения Л.С. Выготского, которые легли в основу выделяемых патопсихологических параметров, определяющих характер психического дизонтогенеза.
Первый параметр дизонтогенеза
связан с функциональной локализацией нарушения. В зависимости от нее различают два основных вида дефекта:
- частный, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи;
- общий, связанный с нарушением регуляторных систем, как подкорковых, так и корковых.
У детей с ЗПР специалисты отмечают только частные дефекты, им присуща парциальность поражения с недостаточностью корко-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, что определяет хороший прогноз и динамику развития.
Второй параметр дизонтогенеза
связан со временем поражения. Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Временной фактор определяется не только хронологическим моментом возникновения, но и длительностью периода развития данной функции в онтогенезе
Третий параметр дизонтогенеза
определяет взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Исходя из идеи о системном строении дефекта Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные - нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера дефекта, и вторичные - возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития.
Коррекционно-педагогическая помощь детям
Коррекционно-педагогическая помощь детям – это система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития у детей, на решение их индивидуальных проблем, связанных с физическим или психическим здоровьем, с воспитанием и обучением, с дальнейшей адаптацией и социализацией в обществе. Развитие ребенка, его способности к адаптации в обществе, его уровень социализации - это не саморазвитие унаследованных способностей. Это результат организации и воздействия среды.
При организации процесса обучения необходимо опираться на структуру учебной деятельности, в которой мы вслед за Е.А. Екжановой выделяем три стороны, проявляющиеся в деятельности детей младшего школьного возраста разных категорий и нозологических групп:
- мотивационно-потребностная;
- эмоционально-волевая;
- организационно-деятельностная.
Мотивационно-потребностная сторона учебной деятельности проблемного ребенка базируется на его коммуникативных потребностях. Она наряду с игровой и речевой деятельностью формируется в ходе совместного функционирования ребенка со взрослым, при котором взрослый как бы «заражает» ребенка своей увлеченностью процессом обучения, формируя у него сначала непроизвольный, а затем и произвольный интерес к получению знаний.
Произвольность познавательных интересов формируется за счет включения в деятельность эмоционально-волевой составляющей, значимой для закрепления в учебной дея- тельности умений и навыков и для длительного удержания внимания ребенка на образовательном процессе.
Организационно-деятельностная составляющая обеспечивает постоянство формирования и закрепления конкретных навыков и умений как в совместной со взрослым, так и в самостоятельной деятельности детей, в том числе в свободной учебной деятельности .
Ослабления дефектов у учащихся с ЗПР можно достичь путем осуществления системы коррекционно-педагогических мероприятий с детьми в условиях общеобразовательной школы.
Определяя структуру нарушения или выставляя функциональный диагноз, специалист должен знать, что можно развивать, какой потенциал накапливать у ребенка с ЗПР, другими словами, определить зону актуального и зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).
От этого зависит и определение перспектив сопровождения ребенка: либо мы акцентируем внимание на преодолении черт, не вписывающихся в социально-нормативные рамки, либо способствуем активной интеграции ребенка в социальное сообщество за счет формирования новых функциональных возможностей. Этот вопрос связан с осознанием реальных пределов инклюзии. Значит, следует определить ту среду, в которой данный ребенок с психофизическими отклонениями может стать значимой частью пространства, и сформировать соответствующие механизмы адаптации.
Главное в инклюзивном обучении детей с ЗПР - это «подтягивание» их потенциала до уровня соответствия нормативным требованиям среды. Основным критерием эффективности этого процесса при школьном обучении является степень сформированности знаний, умений и навыков, определенных образовательной программой. Однако при этом упускается то обстоятельство, что образовательное учреждение - это один вариант среды, искусственно созданный педагогами и родителями. А жить выпускнику, сложившейся личности предстоит в другой среде, более вариативной, где царят совершенно иные, чем в школе, законы. Таким образом, ребенок в процессе инклюзивного обучения должен получить тот потенциал, с помощью которого он сможет стать активным и самостоятельным вне стен образовательного учреждения, занять собственную жизненную позицию, самореализоваться.
Принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими задержку психического развития
Коррекционно-развивающие задачи обучения:
1. Развитие познавательной активности детей (принцип доступности учебного материала, эффект «новизны»)
2. Расширение общеинтеллектуальных умений
3. Нормализация учебной деятельности (формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки)
4. Развитие словаря, устной монологической речи в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности
5. Логопедическая коррекция нарушений речи
6. Социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения
Особенности организации обучения детей с ЗПР
• Интегрированное обучение эффективно для детей с ЗПР имеющих сохранные возможности интеллектуального развития
• Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором базовых учебных предметов
• Максимальное погружение ребенка в активную речевую среду
• Особые методы обучения (акцент на наглядные и практические)
• Служба сопровождения (психолог, логопед, соц. педагог)
• Обязательные коррекционно-развивающие занятия
Инклюзивное обучение детей, ограниченных в своих возможностях, предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Такое обучение эффективно, когда дети находятся в обычных школах. В инклюзивном обучении меняется подход, принцип, а не ребенок. Подход включает в себя использование различных методов реагирования на различные детские потребности, возможности и темпы развития. Как в интегрированное, так и в инклюзивное обучение включены дети с ОВЗ.
Интегрированное обучение – это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов – специалистов.
Интегрируемый ребёнок – ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему «Роль тьютора в реализации технологий инклюзивного и интегрированного образования».
Тьюторство ‒ важный ресурс для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы образования. Введение тьюторского сопровождения в инклюзивную практику должно способствовать перестройке...

Проект образовательной программы детского сада с учётом инклюзивного и интегрированного образования
Паспорт и пояснительная записка к образовательной программе детского сада с учётом инклюзивного и интегрированного образования...

Реализация инклюзивного подхода в образовании детей с ОВЗ на дошкольном уровне образования
Презентация к педагогическому совету в ДОУ...

Реализация инклюзивного подхода в образовании детей с ОВЗ на дошкольном уровне образования
Презентация к педагогическому совету в ДОУ...

Эссе на тему:«Роль тьютора в реализации технологий инклюзивного и интегрированного образования»
Девиз хорошего ученика: « Я хочу увидеть это, я хочу научиться этому, я хочу делать это сам!» Девиз хорошего наставника: «Смотри, как я это делаю, давай сделаем это вместе...
Инклюзивное и интегрированное образование.
Фрагмент индивидуальной образовательной программы для ребенка с тяжелым нарушением речи (ТНР)....

Инклюзивное и интегрированное образование детей с нарушениями умственного развития и расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения
Презентация для родителей и педагогов по теме: "Инклюзивное и интегрированное образование детей с нарушениями умственного развития и расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения"...