Проект образовательной программы детского сада с учётом инклюзивного и интегрированного образования
проект по логопедии ( группа) на тему
Паспорт и пояснительная записка к образовательной программе детского сада с учётом инклюзивного и интегрированного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_i_poyasnitelnaya_zapiska_proekta_dlya_zapolneniya_1.docx | 39.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Разработка образовательной программы детского сада с учётом инклюзивного и интегрированного образования |
Основания для разработки проекта |
|
Автор – разработчик | Администрация МДОУ |
Исполнители | Сотрудники МДОУ |
Сроки реализации | 2 года |
Цель проекта | Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. |
Задачи: |
Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме. |
Объемы и источники финансирования проекта | Федеральный бюджет Муниципальный бюджет |
Система контроля | Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация детского сада. Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет заведующий детского сада. |
Пояснительная записка
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разыми возможностями.
Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена объективными факторами:
1. Рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины.
2. Обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;
3. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или полный день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.
4. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:
- взаимное уважение;
- толерантность;
- осознание себя частью общества;
- предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
- взаимопомощь;
- возможность учиться друг у друга;
- возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.
5. Конституционное право родителей выбора модели образования для своего ребенка.
Как показали исследования, семьи выбирают инклюзивное образование по множеству причин, но главным образом, они надеются на более широкие возможности общения их детей с их типично развивающимися сверстниками. Обычно цели семьи таковы:
- Больше возможностей перенять адекватные образцы для подражания;
- Больше возможностей развивать и упражнять базовые навыки, например, коммуникативные;
- Больше возможностей завязать дружеские и другие общественные отношения с типичными сверстниками;
- Возможность доступа к основной программе обучения;
- Доступ к многообразию способов обучения.
Введение
Актуальность проекта.
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Наша новая школа») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг. Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения. Данный проект направлен на оказание поддержки в МДОУ «ДЕтмкий сад»Сказка» в котором развивается инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются вместе с обычными детьми.
Цель и задачи проекта
Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Задачи:
1.Создать условия для открытия инклюзивной группы для детей с разными возможностями.
2.Разработать нормативно-правовую базу по проблеме.
3.Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного процесса.
4.Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.
Этапы реализации проекта
этап | Задачи | сроки |
Подготовительный
| разработка программы системы поиска и поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с ОВЗ и детей-инвалидов | 01.01.2016г. – 31.08.2016г |
Основной этап развертывания проекта(реализация) | непосредственная работа с детьми ОВЗ и детей-инвалидов. На этом этапе планируется организация и проведение семинаров, консилиумов, педсоветов, заседания , организация конкурсов, олимпиад для детей. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка детей с ОВЗ и детей-инвалидов | 01.09. 2016г – 05.2017г. |
Завершающий этап проекта Контрольно-диагностический | контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении. | 05.2017- 09.2017г |
Ожидаемые результаты:
После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:
· психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
· оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении;
· условие организации дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательные учреждения;
· различных возможностей для самореализации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды социальной деятельности;
· уровни мотивации обучающихся.
В реализации проекта примут участие сотрудники ДОУ
№ п./п. | Ф.И.О. | Должность | Образование | Стаж работы | Роль в проекте |
1. | Богомолова Валентина Леонидовна | Заведующий МДОУ | высшее | 15л | руководитель: организует работу по реализации проекта, подбирает специалистов, контролирует текущую работу специалистов, составляет отчеты по реализации проекта. |
2. | Петрова Надежда Васильевна | Старший воспитатель | высшее | 25 л | координатор: координирует действия специалистов, осуществляет сбор и анализ информации об образовательном процессе в рамках проекта, осуществляет научно-методическое руководство реализацией проекта. |
3. | Пудкова Галина Александровна | педагог-психолог | высшее | 7 лет | педагог-психолог: осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса с детьми, педагогами и родителями. |
5. | Штучкина Анастасия Михайловна | руководитель ФИЗО | высшее | 2 г | проектирует и осуществляет работу по физкультурной и оздоровительной работе в инклюзивной группе. |
6. | Ефимова Алла Петровна | Воспитатель | высшее | 27 | Воспитатель консультирует родителей и специалистов о содержании и методах педагогического процесса. |
7. | Кадыкова Оксана Викторовна | учитель-логопед | высшее | 5 л | учитель-логопед: консультирует и обучает родителей и специалистов о ходе и методах речевого развития дошкольников.. |
В системе взаимодействия членов рабочей группы мы определили цели и методы работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в следующей таблице:
Участник сопровождения | Цели | Методы работы |
Администрация | Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагогов, повышения социально - педагогической грамотности родителей. |
|
Методическая служба | Профессиональная подготовка и помощь педагогу в разрешении проблем профессиональной деятельности. Проектирование и реализация педагогического сопровождения развития детей инклюзивной группы. |
|
Психологическая служба | Повышение психологической компетентности педагогов и родителей. |
|
Педагог (воспитатели, специалисты) | Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме. |
Работа по самообразованию. |
Анализ условий, имеющихся в ДОУ для открытия инклюзивной группы.
Условия | Способствующие | Препятствующие | Возможные пути решения проблем |
Материально-технические |
( психолога, изодеятельности), залов ( музыкальный, физкультурный, тренажерный), медицинского блока ( массажный кабинет)
|
для детей раннего возраста. |
|
Кадровые | Наличие в ДОУ специалистов:
|
|
( с 12 до 15 часов). |
Научно-методические | Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с особыми детьми. Успешно реализуются разные формы интеграции. Разработана система диагностики развития детей с ограниченными возможностями. Разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития дошкольников. | Отсутствие стандартов специального образования. Отсутствие коррекционно-развивающих программ для детей с ДЦП. | Разработать индивидуальные программы развития детей. |
I этап реализации проекта
( организационный)
Цель: Выявление и создание условий в ДОУ для разработки и внедрения модели инклюзивного образования.
Задачи | Мероприятия, действия | Ответственный | Предполагаемый результат |
в образовательных услугах ДОУ в форме инклюзивной группы
4. Провести рекламную акцию по открытию инклюзивной группы.
5.Сформировать группу детей с разными возможностями |
( выявить потребности в специальном оборудовании).
( изыскать среда для курсовой подготовки педагогов; приобретения и установки специального оборудования; )
( разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса ) * Скорректировать паспорт образовательной услуги МДОУ
| Заведующий, , социальный педагог Заместитель заведующего Воспитатель Заведующий, заместители по УВР и АХР Заведующий Старший воспитатель., воспитатель Временная творческая группа Заведующий, Старший воспитатель., воспитатель воспитатели | Создание банка данных о семьях, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке. Выявление потенциальных партнеров ДОУ в плане организации инклюзивного образования. Определение контингента детей и родителей для дальнейшего сотрудничества. Выделено помещение для группы инклюзивного образования. Определен состав педагогов , скоординирована их деятельность. Разработано образовательная программа и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в инклюзивной группе. Нормативно-правовая база ДОУ соответствует Законодательству РФ по инклюзивному образованию Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в инклюзивной группе. Договоры с родителями Сформирована группы, определены основные направления работы с детьми и родителями. |
Прогнозируемый результат:
- Устойчивое продвижение детей в развитии.
- Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей.
- Рост профессионального мастерства педагогов.
- Расширение образовательного пространства ДОУ, повышение его социального статуса в посёлке.
Модель сотрудничества с семьей
Формы сотрудничества | Цели, задачи | Содержание |
Групповые формы: * Консультации. * Семинары - практикумы. * Групповые собрания. * Конференции. Наглядные формы просвещения |
1.Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин., препятствующих развитию. 2. Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта. 3. Обсуждение проблем родителей в вопросах воспитания. 1. Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы. Оказание психолого-педагогической помощи в решении проблем развития личности ребенка. Формирование воспитательной компетентности родителей через расширение круга их дефектологических знаний и представлений. Изменение родительской позиции и отношения к своему ребенку. Выработка общей стратегии и тактики в вопросах воспитания и развития особых детей. |
По запросам родителей.
* Навыки наблюдения за ребенком. * Развивающие игры в коррекционной работе. * Грамматика общения. * Коррекция эмоциональной сферы средствами психогимнастики.
Выпуск групповой газеты, рекомендаций для педагогов и родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа детского сада.
Пример образовательной программы детского сада с перечислением используемых программ, предоставляемых услуг, анализом педагогического состава итд....
Образовательная программа детского сада комбинированной направленности
Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части, которая обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В группе комбинированной направленности обязательная час...
Образовательная программа детского сада
Образовательная программа составлена в соответствии с ФГТ...
Региональный компонент в образовательной программе детского сада
Доклад к семинаруРегиональный компонент в образовательной программе детского садаМДОАУ детский сад «Солнышко с. Томское Чиркина Т.В.2014г.Дошкольный возраст – важнейший период становления личнос...
открытое занятие "4 КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА".
Не пропустите сегодня, 30 октября в 13:00 (по мск), открытую лекцию-семинар "4 КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА".Адрес проведения указан на сайте h...
Рабочая программа по реализации образовательной программы детского сада в младшей группе
Рабочая программа по реализации образовательной программы детского сада в младшей группе (от 3 до 4 лет) на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа подготовительной к школе (речевой) группы составлена на основе основной образовательной программы детского сада
Рабочая программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности...