Презентация проекта развития инклюзивных компетенций педагога / проекта развития инклюзивной культуры в образовательной организации
проект по коррекционной педагогике

Панщанная Елена Валерьевна

Инклюзивная система образования на сегодняшний день является новаторским явлением. Внедрение и распространения инклюзии на территории Российской Федерации – процесс длительный и постепенный.

Учитывая территориальную протяженность Российской Федерации, её технико-экономические показатели и положение в мировой экономике, процесс внедрения инклюзивной системы образования на сегодняшний день, не может быть стремительным и динамичным. Необходимо последовательное, плавное внедрение, больше в виде апробации, без резких движений, пропаганды и принуждения. Коррекционное (специальное) образование должно продолжать функционировать как отдельная, параллельная массовому образованию, система, специализированные учебные учреждения не должны упраздняться.

Инклюзивное образование – (от франц. inclusif – включающий в себя, термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации, что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции. Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями. Термин «инклюзивное образование» является более современным, отражающим новый взгляд не только на систему образования, но и на место человека в обществе. Инклюзия предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства, школьной среды к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, (перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, необходимые средства обучения согласно типу отклонения развития ребенка, психологическую и методическую готовность учителей, и другое). Таким образоминклюзия предполагает включение детей со специальными образовательными потребностями в массовые учреждения, где считается важным снять все барьеры на пути к полному участию каждого ребенка в образовательном процессе.

 

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в образовательную систему и обеспечить их равноправие.

1. Ценность человека зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

5. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

6. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

7. Все люди нуждаются друг в друге;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнение и презентация проекта развития инклюзивных компетенций педагога / проекта развития инклюзивной культуры в образовательной организации

МБДОУ Детский Сад «Зоренька», Московская область, г. Лобня, Научный городок, д. 7а

Инклюзивная система образования на сегодняшний день является новаторским явлением. Внедрение и распространения инклюзии на территории Российской Федерации – процесс длительный и постепенный.

Учитывая территориальную протяженность Российской Федерации, её технико-экономические показатели и положение в мировой экономике, процесс внедрения инклюзивной системы образования на сегодняшний день, не может быть стремительным и динамичным. Необходимо последовательное, плавное внедрение, больше в виде апробации, без резких движений, пропаганды и принуждения. Коррекционное (специальное) образование должно продолжать функционировать как отдельная, параллельная массовому образованию, система, специализированные учебные учреждения не должны упраздняться.

Инклюзивное образование – (от франц. inclusif – включающий в себя, термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации, что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции. Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями. Термин «инклюзивное образование» является более современным, отражающим новый взгляд не только на систему образования, но и на место человека в обществе. Инклюзия предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства, школьной среды к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, (перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей, необходимые средства обучения согласно типу отклонения развития ребенка, психологическую и методическую готовность учителей, и другое). Таким образоминклюзия предполагает включение детей со специальными образовательными потребностями в массовые учреждения, где считается важным снять все барьеры на пути к полному участию каждого ребенка в образовательном процессе.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в образовательную систему и обеспечить их равноправие.

1. Ценность человека зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

5. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

6. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

7. Все люди нуждаются друг в друге;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.

Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.

Краткая аннотация проекта.

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В результате реализации проекта педагоги дошкольного учреждения освоят технологию создания организации и содержания среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации к школе. Дошкольники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды. Проект будет реализован через вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания вокруг дошкольников соответствующей среды и условий.

В будущем, это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в школу, а дальнейшем в современное общество.

Актуальность проекта.

С каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Все дошкольники обучаются интегрировано в группе по общеобразовательной программе + блок образовательной программы для компенсирующей группы детей с ОВЗ, разработанной на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. Специалисты работают по программе речевой коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида. Специалисты находится в штате.

Инклюзия дошкольников с ОВЗ в образовательное пространство сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы дошкольникам и педагогам для достижения успеха.

Дошкольников со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется:

- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки;

- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.

Цель и задачи Программы.

Целью программы является создание условий для получения образования по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально- образовательной программы дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

• повышение степени реализации принципов доступности и качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста с особыми нуждами;

• разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного образования в рамках региональной образовательной системы;

• организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках включения их в среду общеобразовательного дошкольного учреждения;

• создание специальных условий реализации образовательных потребностей дошкольников;

• организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образовательного учреждения, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

• создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими дошкольного образования.

Ресурсное обеспечение проекта.

Обеспечение успешности реализации «Модели дошкольного учреждения инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:

• материально-техническая база:

- здание кирпичное двухэтажное, рассчитанное на 320 воспитанников. Имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль; помещения:

- общего образования, включающее игровые комнаты и спальни для воспитанников, полностью оборудованы и укомплектованы.

- кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;

- физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами). Музыкальный зал. Оборудована спортивная площадка, участки для прогулок детей;

- административно – бытовые (кабинет заведующего, старшего воспитателя, логопедов, бухгалтерия;

- хозяйственного обслуживания.

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски в актовом зале и группах.

Санузлы оборудованы перегородками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника.

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение, тревожная кнопка.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:

• учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Дошкольное учреждение обеспечено в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2023-2024 учебный год.

• кадровый состав.

Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%. Имеют: Высшее образование – 76 % Среднее специальное – 24 %. Из них: С высшей категорией – 33% С первой категорией – 47 % Без категории – 20 % Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Стратегия достижения поставленной цели. Контроль 33над реализацией проекта осуществляет администрация дошкольного учреждения в рамках внутри садиковского контроля и инициативная группа.

Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год, заседаниях МО воспитателей (два раза в год, заседаниях инициативной группы.

Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

• Первый этап (с 08.05.2023-31.07.2024) - создание инициативной группы воспитателей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.

• Второй этап (с 01.08.2024-30.10.2024) – диагностические мероприятия, создание группы воспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри дошкольного учреждения, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.

• Третий этап (с 31.10.2024-28.05.2025) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии воспитателей, использование здоровье сберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Сбор материала для мониторинга результатов обучения воспитанников данной категории.

План реализации проекта «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении» на 2023-2024 учебный год

Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

1. повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

2. материально-техническое и организационное обеспечение;

3. создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

4. создание в дошкольном общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Дошкольное образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:

1) создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;

2) обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации дошкольников с особенностями развития на этапе дошкольного воспитания и обучения;

3) организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

4) преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

5) постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

6) охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья дошкольников;

7) социально-трудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными потребностями.

№/№ Мероприятия Исполнители 2023/2024

1. Внесение изменений в уставы и локальные акты дошкольного учреждения Администрация Август 2023

2. Внесение изменений в штатное расписание ДОУ Заведующий Август 2023

3. Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития дошкольного образовательного учреждения Администрация Август 2023

4. Создание компьютерной базы данных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год Администрация Сентябрь 2023

5. Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДОУ Старший воспитатель Сентябрь 2023

6. Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития дошкольников, нуждающихся в инклюзивном образовании, Старший воспитатель, учитель-логопед 2023-2024 уч. год

8. Создание и организация работы творческой группы по инклюзивному образованию Администрация, педагогический коллектив май - август 2023

МБДОУ Детский Сад «Зоренька», Московская область, г. Лобня, Научный городок, д. 7а

Командные роли

Краткое описание роли

ФИО участника команды

Руководитель

Управление проектной работой, организация взаимодействием и коммуникацией в команде

 Панщанная Елена Валерьевна

Координатор

Способствует принятию конструктивных решений.

 Абляева Ирина Алексеевна

Коллективист

Гармонизирует работу команды, снижает напряжение

 Красильникова Алена Сергеевна

Идейный вдохновитель

Новатор. Источник идей. Творческий, нестандартный подход к проектным решениям

 Козак Ирина Павловна

Мотиватор

Стимулирует команду, продвигает работу

 Абляева Ирина Алексеевна

Критик

Критический, беспристрастный анализ проектных решений

 Порошенко Ольга Владимировна

9. Организация и проведения педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в дошкольном общеобразовательной учреждении», мастер-классы по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации воспитательно-образовательного процесса» Администрация, педагоги групп учитель-логопед январь- май 2024

10. Изучение и обобщение опыта работы воспитателей по системе инклюзивного образования Администрация, воспитатели. 2023-2024 уч. год

11. Проведение заседаний дошкольных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ДОУ Администрация, руководители МО 2023-2024 уч. год

12. Организация досуговой деятельности с детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (кружковая работа) Педагоги ДОУ 2023-2024 уч. год

13. Анализ годового плана ДОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами. Администрация, воспитатели Март 2024

14. Укрепление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования Администрация 2023-2024 уч. год

15. Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями Администрация, педагоги, учитель-логопед Сентябрь 2023

16. Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью выверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте, Администрация 2023-2024 уч. год

17. Участие педагогической и родительской общественности в мероприятии «Голубая планета добра» в рамках программы инклюзивного образования Администрация, воспитатели, логопеды 2023-202024 уч. год

18. Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии. Администрация, педагоги, учитель-логопед 2023-2024 уч. год

19. Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования Администрация, педагоги 2023-2024 уч. год

20. Организация работы по информированию родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Администрация, педагоги, учитель-логопед Декабрь 2023- апрель 2024

21. Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования Администрация 2023-2024 уч. год

22. Организация работы дошкольного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПК) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, мед. сестра 2023-2024 уч. год

23. Участие в конкурсах творчества воспитанников на различных уровнях. Старший воспитатель 2023-2024 уч. год

24. Составление индивидуальных программ сопровождения воспитанников с особенностями психофизического развития. Педагоги, учитель-логопед Август – сентябрь 2023

25. Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Учитель-логопед, воспитатели 2023-2024 уч. год

26. Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий. Учитель-логопед, педагоги Сентябрь 2023 – январь 2024

Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью диагностики и динамики развития воспитанников. В практической деятельности планируется взаимодействие с дошкольными учреждениями СП 1 и СП 2.

Практическая значимость результатов проекта.

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.

4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих проблемы в здоровье.

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

В заключение можно отметить, что проект развития инклюзивных компетенций или инклюзивной культуры у сотрудников образовательной организации является неотъемлемой частью процесса создания инклюзивной среды. Это требует совместного участия сотрудников, руководителей и родителей, а также систематического анализа и оценки результатов. Однако, реализация такого проекта может привести к созданию инклюзивной среды, где каждый участник имеет равные возможности для обучения и развития, что является важным фактором успеха образовательной организации.

     

                                                                                                                                       Панщанная Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

В настоящее время отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребе...

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье представлена трактовка понятия «инклюзивная культура» и ее роль в образовательном пространстве образовательной организации; обозначена важность формирования готовности к толерантн...

«Развитие профессиональных компетенций педагога посредством использования технологии «Сказкотерапия» в образовательном процессе»

Профессиональная компетентность педагога обуславливается свойствами его личности, а ключевыми ее компонентами выступают обучение и субъективный опыт. Педагог дошкольного образования должен обладать оп...

Развитие инклюзивной культуры участников образовательного процесса.

Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с ...

Проект развития инклюзивной культуры в образовательной организации

Проект направлен на развитие инклюзивной культуры в образовательных учреждениях, которая помогает включить в процесс обучения всех детей на равных условиях....