Индивидуальный образовательный маршрут по психолого-педагогическому сопровождению для детей с умственной отсталостью
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Индивидуальный образовательный маршрут по психолого-педагогическому сопровождению для детей с умственной отсталостью
Составитель: Злыгостева О.А.
педагог - психолог
с. Яр- Сале, 2022 г
Цель: создание коррекционно-педагогических условий для всестороннего развития личности ребенка, а также уменьшения недостатков в познавательной, коммуникативной, речевой, двигательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и компенсация нарушений в поведенческой сфере.
Задачи:
Общие:
• создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;
• создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
• целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка - дошкольника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
• выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта.
Специальные:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формирование положительных личностных качеств;
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка к жизни в современном обществе;
- формирование предпосылок к учебной деятельности и самостоятельности в быту;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.
Средства реализации:
- организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
- материальное обеспечение;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
- организация атмосферы творчества и мотивация задания;
- доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
- активная педагогическая деятельность.
Методы реализации:
- метод целостного восприятия
- метод убеждения
- метод приучения, упражнения
- метод побуждения к сопереживанию
- метод проблемных ситуаций
- методы, которые связаны с формированием навыков художественной деятельности - показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.
Методы обучения:
• Словесные
• Практические
• Наглядные
• Стимулирующие
• Игровые.
Формы обучения:
• Индивидуальные
• Подгрупповые
• Групповые
Планируемые результаты коррекционно-развивающей деятельности.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Не владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих.Слова плохо проговариевыми, становится полноценным средством общения с другими детьми.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Не умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичныеценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Психолого-педагогическое сопровождение
На основании заключения ПМПК в детском саду «Солнышко» с воспитанницей проводится индивидуальная коррекционно-развивающая работа. Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью - 25 минут каждое занятие. Длительность занятий зависит от специфики заболевания ребенка, но не превышает установленных возрастных норм для здоровых детей.
Индивидуальные занятия проводятся в сенсорной комнате, в которой ребенок может свободно располагаться и передвигаться.
Предварительная работа:
Реализация программы предполагает проведение предварительной диагностической работы по определению уровня психомоторного развития, с целью построения индивидуального образовательного маршрута и по диагностике эмоционально-личностной сферы, для определения задач коррекционно-развивающих мероприятий.
Диагностическая работа с ребенком включает в себя:
- первичное обследование;
- динамическое наблюдение;
-контрольное обследование.
Дополнительно: по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
По результатам проведенного диагностического обследования проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, затем заполняется индивидуальная карта психологического развития ребенка Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:
- особенности контакта ребенка;
- эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
- реакция на одобрение;
- реакция на неудачи;
- эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
- эмоциональная подвижность;
- особенности общения;
- реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
- наличие и стойкость интереса к заданию;
- понимание инструкции;
- самостоятельность выполнения задания;
- характер деятельности (целенаправленность и активность);
- темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
- работоспособность;
- организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:
- особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
- особенности моторной функции.
Структура занятий и наполняемость программным содержанием выстраиваются индивидуально для ребенка, с учетом зоны ближайшего развития, его актуальных потребностей и особенностей развития (постановка задач осуществляется на этапе предварительной диагностики).
Каждое занятие состоит из нескольких частей.
1 часть Вводная.
Цель–настроить ребенка на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. В вводную часть входит ритуал приветствия, пальчиковая гимнастика.
2 часть. Основная.
На эту часть приходится основная работа. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы ребенка. В этой части используются элементы сказкотерапии, психодраммы, рисование, музыкотерапия, элементы песочной терапии.
3 часть Заключительная.
В этой части занятия происходит закрепление положительных эмоций от проведенной совместной работы, обучение ребенка приемам само расслабления и саморегуляции. Каждое занятие включает в себя игры и упражнения, способствующие саморегуляцииребенка: - развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения) - упражнения на мышечную релаксацию (снятие напряжения); - дыхательная гимнастика (успокаивает нервную систему); - аутотренинг; -игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц – рук, ног, шеи, лица, туловища; - слушание музыки; - рисование; - чтение художественных произведений.
Календарно-тематическое планирование
Месяц, неделя | Тема | Содержание | Программа содержания | Методическое обеспечение |
1 неделя сентября | Первичная диагностика познавательной сферы: Диагностируемые параметры: Общая осведомленность, внимание. | Методики: «Времена года», «Найди такую же картинку»
|
| Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Дидактический материал: картинки (времена года, парные картинки)
|
2 неделя сентября | Первичная диагностика познавательной сферы: Диагностируемые параметры: память, мышление | Методики: «10 предметов», «Найди «семью», «Рыбка»
|
| Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Дидактический материал: картинки из 10 предметов для запоминания, геометрические фигуры, картинки для обобщения слов (мебель, посуда, овощи, фрукты, транспорт, одежда)
|
3 неделя сентября | Первичная диагностика познавательной сферы: Диагностируемые параметры: восприятие | Методика «Разрезные картинки»
|
| Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Дидактический материал: разрезные картинки 4 – 5 составные |
4 неделя сентября | Первичная диагностика познавательной сферы: Диагностируемые параметры: мелкая моторика, эмоциональное состояние | Методики: Рисунок человека»
|
| Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.,2006 Стимульный материал: лист бумаги А4, карандаши цветные |
1 неделя октября | Занятие 1-2 «Знакомство»
|
| Наладить эмоциональный контакт с ребенком.
| Радужный песок набор для творчества Космический пластичный песок |
2 неделя октября | Занятие 3-4 «Времена года»
|
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Интерактивная песочница Дидактический материал: картинки с временами года, перепутанные картинки. |
3 неделя октября | Занятие 5-6 «Овощи» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Фиброоптическая тактильная панель Дидактический материал: муляжи овощей, пластилин, музыкальное сопровождение |
4 неделя октября | Занятие 7-8 «Фрукты» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорная тропа Дидактический материал: муляжи фрукты, цветная бумага.
|
1 неделя ноября | Занятие 9-10 «Посуда» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорной интерактивный стол Дидактический материал: предметные картинки с изображением посуды, карточки с отгадками, карандаши. |
2 неделя ноября | Занятие 11-12 «Одежда» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорной интерактивный стол Дидактический материал: карточки с изображением предметов одежды, цветные карандаши. |
3 неделя ноября | Занятие 13-14 «Игрушки» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорная тропа Дидактический материал: разрезные картинки по теме «Игрушки», игрушки из различных материалов (кубики, матрёшка, машина, мяч), кинестетический песок, цветные карандаши. |
4 неделя ноября | Занятие 15-16 «Мебель» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорная цветовая панель Дидактический материал: предметные картинки, мяч, цветные карандаши |
1 неделя декабря | Занятие 17-18 «Транспорт» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Настенное панно кривое зеркало Дидактический материал: картинки по теме «транспорт», карточки с заданиями, цветные карандаши. |
2 неделя декабря | Занятие 19-20 «Домашние животные» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорная тропа Дидактический материал: Разрезные картинки домашних животных, волшебная коробка, игрушки домашних животных, цветные карандаши |
3 неделя декабря | Занятие 21-22 «Дикие животные» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Интерактивная песочница Дидактический материал: предметные картинки зверей и их детёнышей, мяч, цветные карандаши. |
4 неделя декабря | Занятие 23-24 «Птицы» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Фиброоптическая тактильная панель Дидактический материал: фонограмма с голосами птиц, картинки птиц, разрезные картинки |
1 неделя января | Праздничные дни | |||
2 неделя января | Занятие 25-26 «Рыбы» |
«Рыбка плавает в водице»
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Интерактивная песочница Дидактический материал: картинки с изображением рыб, коктейльные трубочки, стаканы с водой, разрезные картинки (рыбы), листы белой бумаги формата А4, простые и цветные карандаши. |
3 неделя января | Занятие 27-28 «Насекомые» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Настенное панно кривое зеркало Дидактический материал: картинки насекомых магнитные, разрезные картинки из 5-6 частей, , карточки с изображением насекомых, лабиринты. |
4 неделя января | Занятие 29-30 «Семья» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Фиброоптическая тактильная панель Дидактический материал: кубики, человечки, конструктор, цветные карандаши. |
1 неделя февраля | Занятие 31-32 «В стране геометрических фигур» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорная тропа Дидактический материал: раздаточный: набор геометрических фигур разной величины и цвета, большие геометрические фигуры, карточки с фигурами для выкладывания в ряд по величине, цветные карандаши |
2 неделя февраля | Занятие 33-34 «Круг» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Интерактивная песочница Дидактический материал: круги разной величины и цвета, картинки с изображением круглых предметов, пластилин. |
3 неделя февраля | Занятие 35-36 «Квадрат» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорной интерактивный стол Дидактический материал: квадрат разной величины и цвета, картинки с изображением квадратных предметов, цветные карандаши. |
4 неделя февраля | Занятие 37-38 «Треугольник» |
|
побуждать к любознательности.
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорной интерактивный стол Дидактический материал: картинки треугольной формы, шаблоны треугольника, лист бумаги А4, клей. |
1 неделя марта | Итоговая диагностика познавательной сферы: Диагностируемые параметры: Общая осведомленность, внимание. | Методики: «Времена года», «Найди такую же картинку»
|
| Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Дидактический материал: картинки (времена года, парные картинки)
|
2 неделя марта | Итоговая диагностика познавательной сферы: Диагностируемые параметры: память, мышление | Методики: «10 предметов», «Найди «семью», «Рыбка»
|
| Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Дидактический материал: картинки из 10 предметов для запоминания, геометрические фигуры, картинки для обобщения слов (мебель, посуда, овощи, фрукты, транспорт, одежда)
|
3 неделя марта | Итоговая диагностика познавательной сферы: Диагностируемые параметры: восприятие | Методика «Разрезные картинки»
|
| Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Дидактический материал: разрезные картинки 4 – 5 составные |
4 неделя марта | Итоговая диагностика познавательной сферы: Диагностируемые параметры: мелкая моторика, эмоциональное состояние | Методики: Рисунок человека»
|
| Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н. В мире детских эмоций. М.,2006 Стимульный материал: лист бумаги А4, карандаши цветные |
1 неделя апреля | Занятие 39-40 «Весна» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорной интерактивный стол Дидактический материал: сюжетные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, тающих сосулек (капели), сюжетные картины по теме «Весна» и «Что перепутал художник? аудиозапись «Музыка весеннего леса» |
2 неделя апреля | Занятие 41-42 «Космос» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Интерактивная песочница Дидактический материал: макет плаката космос, песок, клей. |
3 неделя апреля | Занятие 43-44 «Я и мое настроение»
|
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Настенное панно кривое зеркало Дидактический материал: картинки эмоций, цветные карандаши, бумага фА4. |
4 неделя апреля | Занятие 45-46 «Развивай-ка» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорная тропа Дидактический материал: музыка для релаксации, парные картинки. |
1 неделя мая | Занятие 47-48 «Необычные фигуры» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Фиброоптическая тактильная панель Дидактический материал: счетные палочки, пластилин |
2 неделя мая | Занятие 49-50 «Песочная фантазия» | 1.Пальчиковая гимнастика с использованием массажного мяча. 2. Упражнение «Солнечный зайчик» 3. Игра «Нарисуй на песке» 4. Игры с кинестетическим песком
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Интерактивная песочница Дидактический материал: кинестетический песок, массажный мяч. |
3 неделя мая | Занятие 51-52 «В мире цветов» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Интерактивная песочница Дидактический материал: -одуванчики желтые, белые (живые, искусственные); -картины цветы ( садовые, луговые, комнатные) карточки, краска желтая, клей |
4 неделя мая | Занятие 53-54 «Лето» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Интерактивная песочница |
Список использованной литературы:
«Социально-коммуникативное развитие».
Методическое обеспечение:
1. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка, М., «Школьная пресса», 2004.
2. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Д/игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет, М., АЙРИС-дидактика, 2004.
3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3- 4 лет, М., СФЕСО, 2006.
4. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника, М., «Линка-Пресс», 2006.
5. Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии, С-Пб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
6. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами в интеллектуальном развитии, С-Пб, «СОЮЗ», 2001.
7. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду, М., «Мозаика-Синтез, 2010.
8. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду, М., «Мозаика-Синтез, 2010. 9.«Учим детей общению: характер, коммуникабельность», Н. Клюева, Ю. Касаткина, Ярославль, «Академия развития», 1997
Образовательная область «Познавательное развитие».
Методическое обеспечение:
1. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир, М., Мозаика-Синтез, 2010
2. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР, М., «Школьная Пресса», 2005.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной 31 действительностью, М., ЦГЛ, 2004.
4. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений, М., Мозаика-Синтез, 2010.
5. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта, М., ВЛАДОС, 2001.
6. Божкова И.Г. Обучение ирге (конспекты коррекционно-развивающих занятий по математике), Волгоград, «Учитель», 2007.
7. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста, М., Мозаика-Синтез, 2009.
8.«Предметы вокруг нас», С. Шевченко, Г. Капустина, Смоленск, «Ассоциация XXI век», 1998. 9.«Развивающие игры для дошкольников», Н. Васильева, Н. Новотворцева, Ярославль, «Академия», 1996
Микляева Н.В., Ю.В. Микляева, Н.П. Слободянин. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду.-Москва-2008.
10. Можейко А. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. ТЦ Сфера, 2009
11. Павлов Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко, 2008г.
12.Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.: АРКТИ. – 2010 – 72с.
13. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. –144 с.
Приложение 1.
Психологическое развитие ребенка
1. Ф.И.О. ребёнка: _________________________________________________________________
2. Дата рождения: __________________________________________________________________
3. Дата поступления в детский сад ____________________________________________________
4. Воспитатель ____________________________________________________________________
Сведения о семье
- Состав семьи ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5.1. Фамилия, имя, отчество матери, год рождения, образование, место работы и телефон
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
5.2. Фамилия, имя, отчество отца, год рождения, образование, место работы и телефон
__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Состояние здоровья ребенка
6.1. Диагноз врача. _________________________________________________________________
6.2. Общее соматическое состояние. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.3. Группа здоровья. ________________________________________________________________
6.4. Особые сведения. ________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Приложение 2
Динамический лист наблюдения
Диагностируемые параметры | Начало 2022 уч. года | Промежуточные результаты | Конец 2023 уч. года |
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ | |||
Восприятие |
|
|
|
Мышление: |
|
|
|
-наглядно-действенное
|
|
|
|
-наглядно-образное
|
|
|
|
-логическое |
|
|
|
Внимание: |
|
|
|
-устойчивость
|
|
|
|
-распределяемость
|
|
|
|
- концентрация
|
|
|
|
Память: |
|
|
|
-слуховая
|
|
|
|
-зрительная
|
|
|
|
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ | |||
Самооценка
|
|
|
|
Уровень агрессии
|
|
|
|
Уровень тревожности
|
|
|
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ | |||
Особенности поведения
|
|
|
|
Особенности общения: |
|
|
|
С взрослыми
|
|
|
|
Со сверстниками |
|
|
|
Общий вывод
|
|
|
|
Рекомендации: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Приложение 3.
Карта развития ребенка
Дата | Цель | Содержание | Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Индивидуальный образовательный маршрут по психолого-педагогическому сопровождению для детей с умственной отсталостью
Составитель: Злыгостева О.А.
педагог - психолог
с. Яр- Сале, 2022 г
Цель: создание коррекционно-педагогических условий для всестороннего развития личности ребенка, а также уменьшения недостатков в познавательной, коммуникативной, речевой, двигательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и компенсация нарушений в поведенческой сфере.
Задачи:
Общие:
• создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;
• создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
• целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка - дошкольника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
• выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;
• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта.
Специальные:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формирование положительных личностных качеств;
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка к жизни в современном обществе;
- формирование предпосылок к учебной деятельности и самостоятельности в быту;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.
Средства реализации:
- организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
- материальное обеспечение;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
- организация атмосферы творчества и мотивация задания;
- доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
- активная педагогическая деятельность.
Методы реализации:
- метод целостного восприятия
- метод убеждения
- метод приучения, упражнения
- метод побуждения к сопереживанию
- метод проблемных ситуаций
- методы, которые связаны с формированием навыков художественной деятельности - показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.
Методы обучения:
• Словесные
• Практические
• Наглядные
• Стимулирующие
• Игровые.
Формы обучения:
• Индивидуальные
• Подгрупповые
• Групповые
Планируемые результаты коррекционно-развивающей деятельности.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Не владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих.Слова плохо проговариевыми, становится полноценным средством общения с другими детьми.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Не умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичныеценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Психолого-педагогическое сопровождение
На основании заключения ПМПК в детском саду «Солнышко» с воспитанницей проводится индивидуальная коррекционно-развивающая работа. Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью - 25 минут каждое занятие. Длительность занятий зависит от специфики заболевания ребенка, но не превышает установленных возрастных норм для здоровых детей.
Индивидуальные занятия проводятся в сенсорной комнате, в которой ребенок может свободно располагаться и передвигаться.
Предварительная работа:
Реализация программы предполагает проведение предварительной диагностической работы по определению уровня психомоторного развития, с целью построения индивидуального образовательного маршрута и по диагностике эмоционально-личностной сферы, для определения задач коррекционно-развивающих мероприятий.
Диагностическая работа с ребенком включает в себя:
- первичное обследование;
- динамическое наблюдение;
-контрольное обследование.
Дополнительно: по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
По результатам проведенного диагностического обследования проводится качественный анализ, который предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, затем заполняется индивидуальная карта психологического развития ребенка Качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:
- особенности контакта ребенка;
- эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
- реакция на одобрение;
- реакция на неудачи;
- эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
- эмоциональная подвижность;
- особенности общения;
- реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
- наличие и стойкость интереса к заданию;
- понимание инструкции;
- самостоятельность выполнения задания;
- характер деятельности (целенаправленность и активность);
- темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
- работоспособность;
- организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:
- особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
- особенности моторной функции.
Структура занятий и наполняемость программным содержанием выстраиваются индивидуально для ребенка, с учетом зоны ближайшего развития, его актуальных потребностей и особенностей развития (постановка задач осуществляется на этапе предварительной диагностики).
Каждое занятие состоит из нескольких частей.
1 часть Вводная.
Цель–настроить ребенка на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. В вводную часть входит ритуал приветствия, пальчиковая гимнастика.
2 часть. Основная.
На эту часть приходится основная работа. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы ребенка. В этой части используются элементы сказкотерапии, психодраммы, рисование, музыкотерапия, элементы песочной терапии.
3 часть Заключительная.
В этой части занятия происходит закрепление положительных эмоций от проведенной совместной работы, обучение ребенка приемам само расслабления и саморегуляции. Каждое занятие включает в себя игры и упражнения, способствующие саморегуляцииребенка: - развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения) - упражнения на мышечную релаксацию (снятие напряжения); - дыхательная гимнастика (успокаивает нервную систему); - аутотренинг; -игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц – рук, ног, шеи, лица, туловища; - слушание музыки; - рисование; - чтение художественных произведений.
Календарно-тематическое планирование
Месяц, неделя | Тема | Содержание | Программа содержания | Методическое обеспечение |
1 неделя сентября | Первичная диагностика познавательной сферы: Диагностируемые параметры: Общая осведомленность, внимание. | Методики: «Времена года», «Найди такую же картинку» |
| Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Дидактический материал: картинки (времена года, парные картинки) |
2 неделя сентября | Первичная диагностика познавательной сферы: Диагностируемые параметры: память, мышление | Методики: «10 предметов», «Найди «семью», «Рыбка» |
| Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Дидактический материал: картинки из 10 предметов для запоминания, геометрические фигуры, картинки для обобщения слов (мебель, посуда, овощи, фрукты, транспорт, одежда) |
3 неделя сентября | Первичная диагностика познавательной сферы: Диагностируемые параметры: восприятие | Методика «Разрезные картинки» |
| Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Дидактический материал: разрезные картинки 4 – 5 составные |
4 неделя сентября | Первичная диагностика познавательной сферы: Диагностируемые параметры: мелкая моторика, эмоциональное состояние | Методики: Рисунок человека» |
| Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.,2006 Стимульный материал: лист бумаги А4, карандаши цветные |
1 неделя октября | Занятие 1-2 «Знакомство» |
| Наладить эмоциональный контакт с ребенком. | Радужный песок набор для творчества Космический пластичный песок |
2 неделя октября | Занятие 3-4 «Времена года» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Интерактивная песочница Дидактический материал: картинки с временами года, перепутанные картинки. |
3 неделя октября | Занятие 5-6 «Овощи» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Фиброоптическая тактильная панель Дидактический материал: муляжи овощей, пластилин, музыкальное сопровождение |
4 неделя октября | Занятие 7-8 «Фрукты» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорная тропа Дидактический материал: муляжи фрукты, цветная бумага. |
1 неделя ноября | Занятие 9-10 «Посуда» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорной интерактивный стол Дидактический материал: предметные картинки с изображением посуды, карточки с отгадками, карандаши. |
2 неделя ноября | Занятие 11-12 «Одежда» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорной интерактивный стол Дидактический материал: карточки с изображением предметов одежды, цветные карандаши. |
3 неделя ноября | Занятие 13-14 «Игрушки» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорная тропа Дидактический материал: разрезные картинки по теме «Игрушки», игрушки из различных материалов (кубики, матрёшка, машина, мяч), кинестетический песок, цветные карандаши. |
4 неделя ноября | Занятие 15-16 «Мебель» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорная цветовая панель Дидактический материал: предметные картинки, мяч, цветные карандаши |
1 неделя декабря | Занятие 17-18 «Транспорт» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Настенное панно кривое зеркало Дидактический материал: картинки по теме «транспорт», карточки с заданиями, цветные карандаши. |
2 неделя декабря | Занятие 19-20 «Домашние животные» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорная тропа Дидактический материал: Разрезные картинки домашних животных, волшебная коробка, игрушки домашних животных, цветные карандаши |
3 неделя декабря | Занятие 21-22 «Дикие животные» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Интерактивная песочница Дидактический материал: предметные картинки зверей и их детёнышей, мяч, цветные карандаши. |
4 неделя декабря | Занятие 23-24 «Птицы» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Фиброоптическая тактильная панель Дидактический материал: фонограмма с голосами птиц, картинки птиц, разрезные картинки |
1 неделя января | Праздничные дни | |||
2 неделя января | Занятие 25-26 «Рыбы» |
«Рыбка плавает в водице» |
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Интерактивная песочница Дидактический материал: картинки с изображением рыб, коктейльные трубочки, стаканы с водой, разрезные картинки (рыбы), листы белой бумаги формата А4, простые и цветные карандаши. |
3 неделя января | Занятие 27-28 «Насекомые» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Настенное панно кривое зеркало Дидактический материал: картинки насекомых магнитные, разрезные картинки из 5-6 частей, , карточки с изображением насекомых, лабиринты. |
4 неделя января | Занятие 29-30 «Семья» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Фиброоптическая тактильная панель Дидактический материал: кубики, человечки, конструктор, цветные карандаши. |
1 неделя февраля | Занятие 31-32 «В стране геометрических фигур» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорная тропа Дидактический материал: раздаточный: набор геометрических фигур разной величины и цвета, большие геометрические фигуры, карточки с фигурами для выкладывания в ряд по величине, цветные карандаши |
2 неделя февраля | Занятие 33-34 «Круг» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Интерактивная песочница Дидактический материал: круги разной величины и цвета, картинки с изображением круглых предметов, пластилин. |
3 неделя февраля | Занятие 35-36 «Квадрат» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорной интерактивный стол Дидактический материал: квадрат разной величины и цвета, картинки с изображением квадратных предметов, цветные карандаши. |
4 неделя февраля | Занятие 37-38 «Треугольник» |
|
побуждать к любознательности. | Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорной интерактивный стол Дидактический материал: картинки треугольной формы, шаблоны треугольника, лист бумаги А4, клей. |
1 неделя марта | Итоговая диагностика познавательной сферы: Диагностируемые параметры: Общая осведомленность, внимание. | Методики: «Времена года», «Найди такую же картинку» |
| Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Дидактический материал: картинки (времена года, парные картинки) |
2 неделя марта | Итоговая диагностика познавательной сферы: Диагностируемые параметры: память, мышление | Методики: «10 предметов», «Найди «семью», «Рыбка» |
| Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Дидактический материал: картинки из 10 предметов для запоминания, геометрические фигуры, картинки для обобщения слов (мебель, посуда, овощи, фрукты, транспорт, одежда) |
3 неделя марта | Итоговая диагностика познавательной сферы: Диагностируемые параметры: восприятие | Методика «Разрезные картинки» |
| Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Дидактический материал: разрезные картинки 4 – 5 составные |
4 неделя марта | Итоговая диагностика познавательной сферы: Диагностируемые параметры: мелкая моторика, эмоциональное состояние | Методики: Рисунок человека» |
| Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н. В мире детских эмоций. М.,2006 Стимульный материал: лист бумаги А4, карандаши цветные |
1 неделя апреля | Занятие 39-40 «Весна» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорной интерактивный стол Дидактический материал: сюжетные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, тающих сосулек (капели), сюжетные картины по теме «Весна» и «Что перепутал художник? аудиозапись «Музыка весеннего леса» |
2 неделя апреля | Занятие 41-42 «Космос» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Интерактивная песочница Дидактический материал: макет плаката космос, песок, клей. |
3 неделя апреля | Занятие 43-44 «Я и мое настроение» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Настенное панно кривое зеркало Дидактический материал: картинки эмоций, цветные карандаши, бумага фА4. |
4 неделя апреля | Занятие 45-46 «Развивай-ка» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Сенсорная тропа Дидактический материал: музыка для релаксации, парные картинки. |
1 неделя мая | Занятие 47-48 «Необычные фигуры» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Фиброоптическая тактильная панель Дидактический материал: счетные палочки, пластилин |
2 неделя мая | Занятие 49-50 «Песочная фантазия» | 1.Пальчиковая гимнастика с использованием массажного мяча. 2. Упражнение «Солнечный зайчик» 3. Игра «Нарисуй на песке» 4. Игры с кинестетическим песком |
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Интерактивная песочница Дидактический материал: кинестетический песок, массажный мяч. |
3 неделя мая | Занятие 51-52 «В мире цветов» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Интерактивная песочница Дидактический материал: -одуванчики желтые, белые (живые, искусственные); -картины цветы ( садовые, луговые, комнатные) карточки, краска желтая, клей |
4 неделя мая | Занятие 53-54 «Лето» |
|
| Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016 Интерактивная песочница |
Список использованной литературы:
«Социально-коммуникативное развитие».
Методическое обеспечение:
1. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка, М., «Школьная пресса», 2004.
2. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Д/игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет, М., АЙРИС-дидактика, 2004.
3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3- 4 лет, М., СФЕСО, 2006.
4. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника, М., «Линка-Пресс», 2006.
5. Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии, С-Пб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
6. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами в интеллектуальном развитии, С-Пб, «СОЮЗ», 2001.
7. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду, М., «Мозаика-Синтез, 2010.
8. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду, М., «Мозаика-Синтез, 2010. 9.«Учим детей общению: характер, коммуникабельность», Н. Клюева, Ю. Касаткина, Ярославль, «Академия развития», 1997
Образовательная область «Познавательное развитие».
Методическое обеспечение:
1. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир, М., Мозаика-Синтез, 2010
2. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР, М., «Школьная Пресса», 2005.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной 31 действительностью, М., ЦГЛ, 2004.
4. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений, М., Мозаика-Синтез, 2010.
5. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта, М., ВЛАДОС, 2001.
6. Божкова И.Г. Обучение ирге (конспекты коррекционно-развивающих занятий по математике), Волгоград, «Учитель», 2007.
7. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста, М., Мозаика-Синтез, 2009.
8.«Предметы вокруг нас», С. Шевченко, Г. Капустина, Смоленск, «Ассоциация XXI век», 1998. 9.«Развивающие игры для дошкольников», Н. Васильева, Н. Новотворцева, Ярославль, «Академия», 1996
Микляева Н.В., Ю.В. Микляева, Н.П. Слободянин. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду.-Москва-2008.
10. Можейко А. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. ТЦ Сфера, 2009
11. Павлов Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко, 2008г.
12.Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.: АРКТИ. – 2010 – 72с.
13. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. –144 с.
Приложение 1.
Психологическое развитие ребенка
1. Ф.И.О. ребёнка: _________________________________________________________________
2. Дата рождения: __________________________________________________________________
3. Дата поступления в детский сад ____________________________________________________
4. Воспитатель ____________________________________________________________________
Сведения о семье
- Состав семьи ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5.1. Фамилия, имя, отчество матери, год рождения, образование, место работы и телефон
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
5.2. Фамилия, имя, отчество отца, год рождения, образование, место работы и телефон
__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Состояние здоровья ребенка
6.1. Диагноз врача. _________________________________________________________________
6.2. Общее соматическое состояние. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.3. Группа здоровья. ________________________________________________________________
6.4. Особые сведения. ________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Приложение 2
Динамический лист наблюдения
Диагностируемые параметры | Начало 2022 уч. года | Промежуточные результаты | Конец 2023 уч. года |
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ | |||
Восприятие | |||
Мышление: | |||
-наглядно-действенное | |||
-наглядно-образное | |||
-логическое | |||
Внимание: | |||
-устойчивость | |||
-распределяемость | |||
- концентрация | |||
Память: | |||
-слуховая | |||
-зрительная | |||
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ | |||
Самооценка | |||
Уровень агрессии | |||
Уровень тревожности | |||
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ | |||
Особенности поведения | |||
Особенности общения: | |||
С взрослыми | |||
Со сверстниками | |||
Общий вывод |
Рекомендации: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Приложение 3.
Карта развития ребенка
Дата | Цель | Содержание | Результат |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Представлена форма составления индивидуального образовательного маршрута на воспитанника группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью.
Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью (легкая и умеренная)...

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены...
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа тьюторского сопровождения для детей с умственной отсталостью легкой степени 5-6 лет на 2021-2022 уч.год
Данная программа разработана в соответствии со всеми нормативными документами , касающиеся образования детей с ОВЗ .Коррекционно-развивающая образовательная программа направлена на индивидуальное, все...

Индивидуальный образовательный маршрут "Сказкотерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Индивидуальный образовательный маршрут по теме "Сказкотерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога на тему: «Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
laquo;Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

Индивидуальный образовательный маршрут по психолого-педагогическому сопровождению для детей с умственной отсталостью
Цель: создание оптимальных условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка, обеспечивающих усвоение ей социального и культурного опыта....