Индивидуальный образовательный маршрут "Сказкотерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Индивидуальный образовательный маршрут по теме "Сказкотерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИОМ Сказкотерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста» | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 8 п. Золотково
Индивидуальный образовательный маршрут по самообразованию
Тема: «Сказкотерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Воспитатель: Александрова Марина Михайловна
Информационная справка об авторе ИОМ
Занимаемая должность: воспитатель
Квалификационная категория: высшая
Образование: средне-специальное, Покровское педагогическое училище, 1986г
Дата прохождения аттестации: 2020г.
Дата прохождения курсов повышения квалификации:
Общий стаж: 35 лет
Педагогический стаж: 35 лет
Дата начала работы над темой: 2021 год.
Предполагаемая дата окончания работы: 2024 год.
Цель:
Повысить уровень собственной компетенции о применении сказка - терапии в работе с детьми. Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Совершенствование звуковой стороны речи детей в сфере произношения, восприятия и выразительности.
- Развитие диалогической и монологической речи детей.
- Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
- Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий;
- Овладение новыми формами, методами и приемами работы;
- Расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников.
\
Что такое сказкотерапия?
• Это уникальная возможность пережить жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы.
• Сказкотерапия –это метод повышения детской самооценки, увеличения словарного запаса детей, развитие речи , воображения и мышления.
Актуальность:
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом ФГОС.
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.
Предполагаемый результат:
- Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, должно стать-повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы.
Форма самообразования: индивидуальная.
Разработка и внедрение ИОМ
* Изучение литературы, связанной с темой самообразования
⮛ Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010
⮛ Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.
⮛Н.А. Сакович "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
⮛Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
⮛В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
⮛Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
⮛Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
⮛Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.
⮛Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007
⮛Интернет ресурсы
- Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме
- Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу
- Проведение открытых просмотров в МБДОУ
- Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях
- Активное участие в работе методического объединения МБДОУ;
- Участие в конкурсах педагогического мастерства в МБДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;
- Обучение на курсах повышения квалификации;
- Обобщение опыта работы по самообразованию.
Перспективные задачи по самообразованию:
1. Разработать перспективный план работы с детьми.
2. Провести анкетирование семей на начало и конец учебного года.
3. Подготовить памятки для родителей по формированию традиций ежедневного чтения и обсуждения сказок.
4. Составить список рекомендованных сказок.
5. Подготовить памятки-рекомендации семьям для закрепления достигнутых результатов.
6. Оформить выставку с фото - и печатными материалами.
7. Подготовить презентацию для педагогов и родителей.
8. Провести консультацию для педагогов по теме: «Сказкотерапия».
9. Создать презентацию «Волшебная сказка» по фото- и видео- материалам по итогам учебного года.
Сентябрь – ноябрь
- Теоретическое и практическое исследование сказкотерапии: изучение методической и научно-популярной литературы, обзор публикаций в журналах и Интернет-ресурса.
- Подбор дидактических игр и упражнений;
- Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
- Активизация и обогащение словарного запаса детей.
- Составить список рекомендованных сказок.
Форма работы с детьми:
☺ Занятия по сказкотерапии, беседы, инсценировка сказки в подготовке к празднику осени, просмотр поучительных мультфильмов.
☺Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Форма работы с родителями:
☺Памятки для родителей по обучению связной речи.
☺Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
☺Анкетирование родителей воспитанников «Сказка в воспитании ребенка».
☺памятка «Что такое сказкотерапия?».
Декабрь – февраль
- Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии:«Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».
- Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.
- Побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов.
- Активизировать в речи фразеологизмы.
- Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.
- Обучение сочинению сказок.
Форма работы с детьми:
☺ Игры и упражнения для развития связной речи.
☺Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов.
☺Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.
Форма работы с родителями:
☺Привлечение родителей к изготовлению оборудования к новогоднему представлению.
☺Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие связной речи детей.
☺Подготовка памяток в помощь родителям «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
☺Проведение индивидуальных консультаций и бесед для родителей.
Март-май
- Работа над развитием речи по средствам сказкотерапии. Инсценировка сказок.
- Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа;
- Развитие речи детей, эмоциональной направленности.
- Раскрытие творческих способностей детей.
- Показ фото- и видеоматериалов, по итогам учебного года.
- Диагностика воспитанников в конце учебного года.
- Создать презентацию «Волшебная сказка» по итогам учебного года.
- Составить список сказок, рекомендованных к самостоятельному прочтению детей совместно с родителями.
Форма работы с детьми:
☺ Занятия по сказкотерапии, беседы, инсценировка сказки в подготовке к новогоднему утреннику, просмотр поучительных мультфильмов.
☺ Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
☺ Побуждать детей к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний.
☺ Развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов.
Форма работы с родителями:
☺ Папка – передвижка «Памятка для родителей «Как читать детям сказки».
☺Индивидуальные беседы с родителями.
☺ Продолжать разработку рекомендаций для родителей по принципам работы со сказками.
☺Анкетирование родителей воспитанников «Сказка в воспитании ребенка».
☺ Предоставить список сказок, рекомендованных к самостоятельному прочтению детей совместно с родителями.
☺ Подготовить памятки-рекомендации семьям для закрепления достигнутых результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»
Современная модель образования предполагает высокие технологии развития компетентности детей в сфере отношений к миру, к людям, к себе.Дошкольный возраст является сенситивным периодом для фундам...
Индивидуальный план саморазвития по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".
Театральная деятельность - это самый рапространённый вид детского творчества, и театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат....
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....
«Театрализованные игры в образовательном процессе как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Презентация системы работы по театрализованной деятельности с детьми от младшей до подготовительной группы.В работе отражена актуальность, цели, задачи и принцыпы построения работы с детьми. Для...
Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...
Индивидуальный план по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Благода...
«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...