Индивидуальный образовательный маршрут "Сказкотерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Александрова Марина Михайловна

Индивидуальный образовательный маршрут по теме "Сказкотерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 8 п. Золотково

Индивидуальный образовательный маршрут по самообразованию

Тема: «Сказкотерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы  войти  в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение». 
Д. Родари.

Воспитатель: Александрова Марина Михайловна

Информационная справка об авторе ИОМ

Занимаемая должность: воспитатель

Квалификационная категория:  высшая

Образование: средне-специальное, Покровское педагогическое училище, 1986г

Дата прохождения аттестации: 2020г.

Дата прохождения курсов повышения квалификации:

Общий стаж: 35 лет

Педагогический стаж:  35 лет

 Дата начала работы над темой: 2021 год.

Предполагаемая дата окончания работы: 2024 год.

Цель:

Повысить уровень собственной компетенции о применении сказка - терапии в работе с детьми. Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Совершенствование звуковой стороны речи детей в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Развитие диалогической и монологической речи детей.
  • Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
  •  Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий;
  •  Овладение новыми формами, методами и приемами работы;
  • Расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников.

\

Что такое сказкотерапия?

 Это уникальная возможность пережить жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы.

 Сказкотерапия –это метод повышения детской самооценки, увеличения словарного запаса детей, развитие речи , воображения и мышления.

Актуальность:

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом ФГОС.

Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.

Предполагаемый результат:

- Результатом применения методов сказкотерпии в обучении и воспитании детей, должно стать-повышение качественного уровня речевого развития и речевого творчества детей группы.

Форма самообразования: индивидуальная.

Разработка и внедрение ИОМ

* Изучение литературы, связанной с темой самообразования

 Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010

 Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.

Н.А. Сакович  "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь

В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь

Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.

Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.

Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007

Интернет ресурсы

  • Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме
  • Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу
  • Проведение открытых просмотров в МБДОУ
  • Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях
  • Активное участие в работе методического объединения МБДОУ;
  •  Участие в конкурсах педагогического мастерства в МБДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;
  • Обучение на курсах повышения квалификации;
  • Обобщение опыта работы по самообразованию.

 Перспективные задачи по самообразованию:

1. Разработать перспективный план работы с детьми.

2. Провести анкетирование семей на начало и конец учебного года.

3. Подготовить памятки для родителей по формированию традиций ежедневного чтения и обсуждения сказок.

4. Составить список рекомендованных сказок.

5. Подготовить памятки-рекомендации семьям для закрепления достигнутых результатов.

6. Оформить выставку с фото - и печатными материалами.

7. Подготовить презентацию для педагогов и родителей.

8. Провести консультацию для педагогов по теме: «Сказкотерапия».

9. Создать презентацию «Волшебная сказка» по фото- и видео- материалам по итогам учебного года.

Сентябрь – ноябрь

- Теоретическое и практическое исследование сказкотерапии: изучение методической и научно-популярной литературы, обзор публикаций в журналах и Интернет-ресурса.

- Подбор дидактических игр и упражнений;

- Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

- Активизация и обогащение словарного запаса детей.

- Составить список рекомендованных сказок.

Форма работы с детьми:

 Занятия по сказкотерапии, беседы, инсценировка сказки в подготовке к празднику осени, просмотр поучительных мультфильмов.

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Форма работы с родителями:

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Анкетирование родителей воспитанников «Сказка в воспитании ребенка».

памятка «Что такое сказкотерапия?».

Декабрь – февраль

- Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии:«Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».

- Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.

- Побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов.

- Активизировать в речи фразеологизмы.

- Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

- Обучение сочинению сказок.

Форма работы с детьми:

 Игры и упражнения для развития связной речи.

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов.

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Форма работы с родителями:

Привлечение родителей к изготовлению оборудования к новогоднему представлению.

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими  на развитие связной речи детей.

Подготовка памяток в помощь родителям «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Проведение индивидуальных консультаций и бесед для родителей.

Март-май

- Работа над развитием речи по средствам сказкотерапии. Инсценировка сказок.

- Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа;

- Развитие речи детей, эмоциональной направленности.

- Раскрытие творческих способностей детей.

- Показ фото- и видеоматериалов, по итогам учебного года.

- Диагностика воспитанников в конце учебного года.

- Создать презентацию «Волшебная сказка» по итогам учебного года.

- Составить список сказок, рекомендованных к самостоятельному прочтению детей совместно с родителями.

Форма работы с детьми:

 Занятия по сказкотерапии, беседы, инсценировка сказки в подготовке к новогоднему утреннику, просмотр поучительных мультфильмов.

 Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

 Побуждать детей к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний.

 Развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов.

Форма работы с родителями:

 Папка – передвижка «Памятка для родителей «Как читать детям сказки».

Индивидуальные беседы с родителями.

 Продолжать разработку рекомендаций для родителей по принципам работы со сказками.

Анкетирование родителей воспитанников «Сказка в воспитании ребенка».

 Предоставить список сказок, рекомендованных к самостоятельному прочтению детей совместно с родителями.

 Подготовить памятки-рекомендации семьям для закрепления достигнутых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста»

Современная  модель образования предполагает высокие технологии развития компетентности детей в сфере отношений к миру, к людям, к себе.Дошкольный возраст является сенситивным периодом для фундам...

Индивидуальный план саморазвития по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Театральная деятельность - это самый рапространённый вид детского творчества, и театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат....

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....

«Театрализованные игры в образовательном процессе как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Презентация системы работы  по театрализованной деятельности с детьми от младшей до подготовительной группы.В работе отражена актуальность, цели, задачи и принцыпы построения работы с детьми. Для...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

Индивидуальный план по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.  Благода...

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...