Участие тифлопедагога в семейном воспитании детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
статья по коррекционной педагогике

Участие тифлопедагога в семейном воспитании ребенка с нарушением зрения начинается задолго до его поступления в детский сад – в период выявления ребенка с нарушением зрения в семье. Основная роль работы тифлопедагога в этот период заключается в том, чтобы подготовить детей к посещению детского сада, к жизни в коллективе сверстников. Реализация этой цели значительно сокращает «адаптационный» период пребывания дошкольника с сенсорной недостаточностью в детском саду и обеспечивает условия его воспитания по действующей программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Участие тифлопедагога в семейном воспитании детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Участие тифлопедагога в семейном воспитании ребенка с нарушением зрения начинается задолго до его поступления в детский сад – в период выявления ребенка с нарушением зрения в семье. Основная роль работы тифлопедагога в этот период заключается в том, чтобы подготовить детей к посещению детского сада, к жизни в коллективе сверстников. Реализация этой цели значительно сокращает «адаптационный» период пребывания дошкольника с сенсорной недостаточностью в детском саду и обеспечивает условия его воспитания по действующей программе.

Участие тифлопедагога в решении поставленной цели выражается в том, чтобы:

1.Сформировать положительное отношение родителей к той деятельности, которую им предстоит выполнить по подготовке ребенка к детскому саду.

 2. Научить родителей ребенка с нарушением зрения приемам и методам его воспитания с учетом особенностей и потенциальных возможностей развития.

3.Оказать квалифицированную поддержку родителям.

4.Помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду.

5. Создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка.

6. Формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

 В условиях семьи родители приучают ребенка к выполнению того режима , в котором ему предстоит находиться в детском саду, к элементарным бытовым навыкам, к потребностям в перцептивных действиях, к общению со сверстниками . Тифлопедагог в этот период общения с родителями не ограничивается консультациями и посещениями семьи ребёнка. Родителей приглашают понаблюдать жизнь дошкольников в группе. Такое посещение оказывает существенное влияние на осознание родителями своей роли по отношению к  ребёнку, имеющему нарушения зрения, вселяет уверенность  и надежду в перспективы всестороннего развития своего малыша.

При поступлении детей с нарушением зрения в детский сад начинается систематическая и целенаправленная работа тифлопедагога с их  родителями. Одним из важных направлений его работы является обучение родителей методам и приёмам воспитания детей с нарушением зрения в семье. Целям обучения родителей служат собрания, на которых рассматриваются  общие вопросы, проблемы воспитания и обучения, и развития дошкольников с нарушением зрения, и где выступают заведующая детским садом, врач- офтальмолог, педиатр, тифлопедагог, учитель-логопед. Темы выступления – самые разнообразные, например: «Некоторые особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения», «Перспективы восстановления  детей с амблиопией и косоглазием», «Особенности логопедической работы с детьми с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) в условиях детского сада», а также презентации для родителей на темы: «Ребенок и его зрение», «Если ребенок плохо видит» и другие.

Родителей систематически приглашают на индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия (в которых участвует их ребёнок). Целью этих показов является обучение родителей приёмам взаимодействия с ребёнком, оказания ему действенной помощи в выполнении определённых (трудных для него) видов деятельности, приёмам коррекции имеющихся у детей нарушений в развитии зрительного восприятия, в психическом и физическом развитии.

Большое значение  в ознакомлении родителей с работой по развитию и воспитанию детей с нарушением зрения  имеет оформление родительских уголков, которые имеются в каждой возрастной группе и систематически обновляются. В них размещают различную информацию для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения она включают в себя различные консультации, советы, рекомендации воспитателей, тифлопедагога, учителя-логопеда; например такие консультации как: «Как ребёнок с остаточным зрением воспринимает окружающий мир», «Требования к игрушкам слабовидящих детей», «Учите детей с амблиопией и косоглазием видеть цвет, форму в окружающем мире», « Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения», «Зрение. Общие рекомендации для детей с нарушениями зрения», «Ителлектуально-познавательное развитие дошкольников с нарушением зрения»  и т. п. А также для родителей организуются выставки специальной литературы, они включают в себя доступную пониманию родителей литературу по семейному воспитанию детей с нарушением зрения. Каждые книга или статья сопровождаются аннотацией и словарём встречающихся специальных терминов. Тифлопедагог также организует выставки игр и специальных пособий для родителей, которые они могут использовать  в занятиях с детьми дома, данные игры и пособия сопровождаются описанием игровых действий и задач. Для родителей также организуются выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога, целью данного мероприятия является необходимость показать родителям имеющиеся у детей трудности в выполнении различных видов работ (рисовании, аппликации, лепки, конструировании и др.) и динамику развития их умений.

В воспитании и обучении детей с нарушением зрения необходимо использовать дифференцированный подход, который в свою очередь предполагает  широкое использование такой формы контакта родителей и тифлопедагогов, как индивидуальная консультация и беседа. На этих консультациях тифлопедагог затрагивает вопросы, рассматривает проблемы, касающиеся конкретного ребёнка. Тифлопедагог даёт родителям рекомендации, знакомит с приёмами коррекционного воздействия, приемлемыми и эффективными именно в отношении их ребёнка.

Одной из интересных форм связи детсада с родителями является ведение дневников о поведении ребёнка в семье, в кругу сверстников. Периодически родители знакомят тифлопедагогов с содержанием дневников. Анализ наблюдений, сделанных мамой и папой ребёнка, позволяет установить эффективность воспитательной работы, указывает на уровень сформированности  тех или психических процессов.

Не всегда родители охотно приступают к ведению дневника наблюдений, но постепенно начинают осознавать его значение в воспитании ребёнка. В конце года тифлопедагог использует дневник наблюдений для анализа своей работы.

Наряду с индивидуальными формами эффективной также является групповая форма работы с родителями – организация родительских клубов. В таких клубах людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку. Вся система клубной работы в дошкольном учреждении проводится под рубриками: «Домашний психолог»; «Формирование привычек к здоровому образу жизни»; «Поверь в своё дитя»; «Лечение с увлечением»; «Игры для детей и взрослых». Групповая форма работы с родителями включает в себя также организацию и проведение семинаров- практикумов, мастер-классов, на такие темы как: «Особенности построения предметно-развивающей среды в ДОУ для детей с нарушением зрения»; мастер — классы «Детское косоглазие. Его влияние на психофизическое развитие ребенка», «Методы развития зрительного восприятия» и т.п.

Необходимым условием работы тифлопедагога является посещение семьи ребёнка. Такое посещение помогает установить активную роль родителей в воспитании дошкольника с нарушением зрения, устранить причины неудач в работе детсада.

Своеобразным же итогом работы тифлопедагога в условиях детского сада является «выпускное» собрание, на которое приглашаются учителя школы, где имеются « классы охраны зрения», куда переходят учиться дети. Такая встреча учителя с родителями в стенах детсада определяет их заинтересованность в учебно-воспитательном процессе школы.

Литература:
1.     Воспитание и обучение слепого дошкольника. /Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной. М.: ООО ИПК Логос ВОС, 2005;
2.     Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Под ред. В.А. Феоктистовой. – М., 1993;
3.     Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999;
4. Подколзина Е.Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2001. № 2;
5. Психология воспитания детей с нарушением зрения. – М.: Налоговый вестник, 2004;
6.     Саматова А.В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы. / А.В. Саматова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012;
7.     Свиридюк Т. П. Воспитание самостоятельности слепых и слабовидящих дошкольников в процессе организации обслуживающего труда - Киев, 1988
8.     Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения. Заочная школа для родителей. / рецензент-составитель Коваленко Г.П. – М., 2001;
9.     Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка. // Дефектология. 1991. №3;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения через "Экопластику"

Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность  создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, ...

«Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Как использовать различные виды продуктивной деятельности для коррекции зрения дошкольников в специализированном д/саду....

Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения

Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....

Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)

Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученн...

Физическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Физическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения...