Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в условиях зрительной депривации в сюжетно-ролевой игре.
статья по коррекционной педагогике

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников – важная комплексная задача в ходе педагогического процесса. Активизация коммуникации у дошкольников с нарушениями зрения – задача, требующая учета особенностей таких детей, внимательного изучения теоретических и практических аспектов педагогической работы. Среди многообразия подходов к полноценному физическому и психологическому развитию ребенка особое место занимает игра. Именно в игре, через игру, происходит познание мира, себя, окружающих, особенностей взаимодействия людей. Поэтому в дошкольной педагогике игра рассматривается как один из инструментов развития различных навыков у детей, в том числе коммуникативных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kommunik._deyatelnost.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Феномен игры исследуется в различных научных отраслях. В педагогике игра очень часто рассматривается как элемент образовательной деятельности, как «уникальное педагогическое средство, как метод (или прием) обучения, как средство диагностики и коррекции нарушений развития ребенка». Сюжетно-ролевая игра, в частности, имеет, согласно мнению ряда

исследователей (Е.А. Аркина, П.А Рудик, Д.В. Менжерицкой, А.П. Усовой,

Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др.) обширный потенциал для развития социализации дошкольника, его самоопределения и формирования у него определенных

моделей поведения в коммуникативных ситуациях. В то же время

необходимо отметить, что игра для ребенка ценна сама по себе как

деятельность, приносящая радость и удовольствие, а не как педагогический

или диагностический инструмент.

В настоящее время дети дошкольного возраста проводят много времени во взаимодействии с различными устройствами – мобильными телефонами, планшетами, компьютерами. Зависимость от гаджетов отражается не только в аспекте зрения, но также, проводя время с электронными устройствами, дети забывают о межличностном общении, у них не формируются коммуникативные навыки. Поэтому изучение и внедрение в педагогическую практику в ДОУ сюжетно-ролевой игры также актуально в современном мире развития технологий.

Коммуникативные навыки можно определить как способность эффективно общаться, передавать информацию, выражать свои мысли и чувства, а также понимать и интерпретировать коммуникацию других людей.

Они включают в себя такие умения как:

• слушать,

• говорить,

• понимать (правильно интерпретировать) невербальные сигналы,

• задавать вопросы,

• выражать свои мысли (четко и последовательно),

• участвовать в диалоге.

Дошкольники начинают развивать свои навыки устного общения, изучая новые слова, формируя простые предложения и участвуя в разговорах с другими. По мере того, как они прогрессируют, их словарный запас

расширяется, и они становятся более опытными в устном самовыражении.

Важно отметить, что развитие коммуникативных навыков начинается с

самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни. В

дошкольном возрасте дети активно учатся общаться, играя в ролевые игры,

взаимодействуя с окружающими людьми и пробуя себя в различных

ситуациях.

Для детей с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ) необходимо психолого-педагогическое сопровождение в дошкольном образовательном учреждении. Такие нарушения здоровья как проблемы со зрением требуют выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов, внимания педагогов и понимания методов и практик работы с такими детьми. Воспитатели должны обращаться к теоретическим разработкам и практическим рекомендациям, специальным исследованиям, посвященным особенностям развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения: Шевыревой Т. В., Дорошенко О. В., Волковой Л. С., Григорьевой Г. В., Покутневой С. А., Бородич А. М.

Предпосылка выстраивания психолого-педагогического сопровождения дошкольника с нарушениями зрения, в том числе сопровождения в развитии его коммуникативных навыков, – это понимание того, что «формирование речи детей с патологией зрения протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. Расстройства речи и нарушение зрения у детей являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности». Снижение зрительного восприятия негативно влияет на перцептивные потребности (восприятие), сужается круг интересов ребенка, происходит редуцирование способностей к тем видам деятельности, которые не требуют визуального контроля, а также внешних проявлений внутренних состояний и переживаний. Исследователи фиксируют обеднение значений некоторых слов, недостаточность словарного запаса дошкольника, недоразвитие образной стороны речи». Нарушения зрения влияют негативно на определенные стороны развития речи у дошкольников, например, отмечается «неумение выделять пространственные признаки и свойства, выявлять пространственные отношения предметов и обозначать их словесно; замедлено формирование представлений о форме, величине, направлении, удаленности и местонахождении объектов». Детям с нарушениями зрения сложнее дается монологическое высказывание, рассказ по картинке, описание сюжета. Речь в принципе развивается медленнее.

В. А. Феоктистова указывает на то, что у слепых и слабовидящих детей наблюдаются особенности в развитии речевых средств межличностного общения, они испытывают затруднения в использовании культурных норм устной речи при общении «лицом к лицу», в поддержании плавности своей речи, в умении сочетать речевые и неречевые средства общения, а также в способности понимать и передавать в речи эмоциональное состояние человека.

Полноценное развитие коммуникативных компетенций у дошкольника требует помощи, поддержки, создания среды, в которой общение и взаимодействие со сверстниками будет осуществляться. То есть важно психолого-педагогическое сопровождение, которое включает в себя:

• оценку текущего уровня развития коммуникативных навыков (тестирование),

• планирование индивидуальных программ развития, адаптированных к потребностям и возможностям каждого ребенка,

• постоянное наблюдение за прогрессом ребенка, коррекция методов работы и подбор новых подходов в случае необходимости.

Погружая детей в разнообразные ситуации коммуникации, педагоги в ДОУ могут помочь дошкольникам расширить словарный запас, улучшить навыки взаимодействия со сверстниками, развить эмоциональную отзывчивость и сопереживание, научиться совместному творчеству и нормам межличностного общения, то есть развить коммуникативные компетенции.

Сюжетно-ролевая игра – это такой вид совместной детской игры, в которой дети имитируют действия взрослых в определенных ситуациях, распределяя роли и выстраивая правила. В таких играх выделяются определенные черты:

1. соблюдение правил (согласно роли в игре, подражая взрослому);

2. социальная направленность (через сюжетно-ролевые игры ребенок пытается разобраться во «взрослой» коммуникации);

3. эмоциональное наполнение игры;

4. развитие через игру интеллекта, воображения, творческих способностей;

5. развитие речи (при создании и воплощении образа-роли в игре).

Сюжетно-ролевые игры подходят для развития коммуникативных навыков дошкольника, потому что, беря на себя определенную роль, ребенок оказывается в определенной коммуникативной ситуации, и эти ситуации могут быть разными, таким образом отрабатывается коммуникация в различных жизненных контекстах (сюжетах).

Таким образом сюжетно-ролевые игры в дошкольном возрасте имеют существенное значение для развития коммуникативных навыков и для социализации в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков младших дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры

  Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в игре ребёнок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид де...

ПРОЕКТ «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно - ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводя...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры....

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников

Игра — это общепринятое научное понятие. В психологии, философии, педагогике термин «игра» имеет разную интерпретацию. Игровые модели применяются в различных науках и прикладных отра...