ПРОЕКТ «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
проект
Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно - ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят или моделируют деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_syuzhetno_-_rolevye_igry.docx | 35.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Звездочка»
г. Соль - Илецка
ПРОЕКТ
«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
Провела: Н.А.Туркина
2020г.
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в огромный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»
( В.А. Сухомлинский)
Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В сюжетно - ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят или моделируют деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка.
Сюжетно - ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных морально-нравственных взаимоотношений детей.
В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту.
Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребёнка: выбор места для игры, подбор и изготовление атрибутов к игре, распределение ролей.
В игре закрепляются умения, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, формируется определённое отношение к людям, к труду, приобретаются первоначальные знания об окружающей жизни, складывается характер.
Данный проект представляет собой систему работы по формированию положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно - ролевой игры.
Актуальность данной проблемы вызвана потребностью педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребёнка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирование нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими их людьми.
Проблема:
Отсутствие у детей знаний, умений и практических навыков в развитии сюжетно-ролевой игры, низкий уровень развития речи, бедный словарный запас. Одна из актуальнейших проблем – шаблонность игрового замысла, низкий уровень познаний детей об окружающем мире, не сформированы навыки и привычки правильного поведения в игре.
Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детей в детском саду.
Новый подход в педагогическом руководстве воспитательным процессом предусматривает решение следующих задач:
- Повышение профессионального мастерства педагога.
- Знание им психологии ребёнка, с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
- Правильное педагогическое руководство взаимоотношениями детей,
- Чёткая организация и проведение всевозможных игр воспитывающих у детей такие качества, как жизнерадостность, активность, живость воображения, пытливость.
Тип проекта: практико-ориентированный проект.
Масштаб проекта: долгосрочный (1год).
Участники: дети дошкольного возраста, педагоги, родители.
Вид проекта: творческий.
Основание для разработки:
* Проект позволяет объединить усилия семьи и дошкольного учреждения с целью развития личности ребёнка, его коммуникативных качеств, инициативности, самостоятельности, а также помогает раскрыть индивидуальность малыша в разных социальных ситуациях.
* Проект обеспечивает достижения конкретных результатов:
- комплексный подход к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;
- социальную, индивидуальную, коррекционно-развивающую направленность, способствующую стабилизации эмоциональной сферы дошкольников, снижению у них агрессивности, тревожности, неуверенности в себе;
-проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.
Цель проекта:
- Создание условий для развития коммуникативных качеств детей через сюжетно – ролевые игры и различных видов игровой деятельности.
Задачи проекта:
- Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх.
- Закреплять и углублять знания об окружающем, используя игру, как средство познания мира.
- Развивать у детей стремление получать знания опытным путём, поддерживать стремления ребёнка активно вступать в общение.
- Формировать навыки коллективной игры: (умение договариваться, распределять роли, отражать в играх несложный сюжет, выполнять действия).
- Воспитывать у детей доброжелательные отношения к взрослым, сверстникам - партнёрам по игре.
- Обогащать речь детей, активизировать словарный запас, содействуя развёртыванию ролевого диалога в играх.
Этапы реализации проекта
Первый этап
-Уточнение представлений детей об окружающем, определение знаний детей и уровень их возможностей (т.е. их личный опыт на который может опереться педагог).
-Исследование правил и норм поведения детей в совместной игре.
-Создание условий по развитию коммуникативной сферы; (формирование детского игрового коллектива, воспитание у детей уважения друг к другу, чувства справедливости, честности, дружелюбия).
Второй этап (теоретическая подготовка).
*Изучение требований ФГОС, подбор методической, художественной и детской литературы, создание проекта.
*Для достижения намеченной цели и задач возникла необходимость в создании психологических условий, для эмоционального комфорта каждого ребёнка и развития его личности. Вовлечение родителей в образовательный процесс для эффективности развития психических процессов как основы интеллектуальной готовности к школьному обучению.
В работе с детьми использовала следующие методы и приёмы педагогического руководства игрой:
-Наблюдения за окружающим, использование имеющегося опыта детей;
- Чтение литературных произведений;
- Просмотр детских телепередач;
- Организация игр: «Семья», «Стирка», «Детский сад», «Кафе», «Парикмахерская», «Магазин», «Моряки», «Пираты» и др.
-Проведение бесед, обсуждение, показ, объяснение, поощрение, индивидуальные беседы;
-Совместные с детьми игры (сюжеты, которые создаются по мотивам сказок, небольших рассказов);
-Индивидуальная работа с детьми, которые испытывают трудности или, наоборот, быстро и с лёгкостью справляются с заданиями;
-Игры с предварительным планированием (заранее определяется тема, роли, игровые действия, события и их последовательность);
-Совместное придумывание, рассказывание (парой детей, группой) рассказа или сказки, пересказ (по частям, по очереди знакомой сказки);
-Постановка проблемных игровых задач; ситуаций;
-Проведение экскурсий по теме игры, просмотр игры, её обсуждение.
Работа педагога:
Мною была подобрана и изучена литература, составлен план работы, подобран комплекс мероприятий для детей и родителей, создана и оснащена предметно-развивающая среда.
Литература
- «Первые сюжетные игры для малышей», Е.В. Зворыгина.
- «Игра-это серьёзно». Дошкольное воспитание-2003-№ 6.
- «Игра дошкольника», С.Л. Новосёловой.
- «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», Алёшина Н.В.
- Развитие игровой деятельности дошкольников» Калиниченко А.В., Микляева Ю. В.
- «Нужно-ли учить ребёнка играть», Меленко В.
- Дошкольное воспитание-2005г.- № 4.
- «Театрализованные игры в детском саду», Петрова Н.
- «Развивающие игры», Обруч-2003 -№ 5.
- Интернет ресурсы.
Развивающая среда
- Оснащение развивающей среды
Эмоциональный комфорт ребёнка - немаловажный аспект внимания педагогов. Дети часто находятся в «плену» эмоций, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может привести к импульсивному поведению, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Создание условий, рациональное использование пространства способствует снятию психоэмоционального напряжения, тревожности, профилактике агрессивных проявлений в поведении детей, воспитанию нравственных качеств, веры в добро. Для успешной реализации целенаправленной работы по развитию творческих способностей детей в игровой деятельности были созданы необходимые условия.
В группе организованы: игровые зоны для мальчиков и девочек; «Парикмахерская», книжный уголок познавательного чтения; театральный уголок ( коллекция разных видов театра; кукольный , пальчиковый, конусный, теневой др.), музыкальный уголок, дидактический стол, зона отдыха, уголок природы, ИЗО уголок, Речевой уголок, Спортивный уголок.
Третий этап (практическая реализация)
На данном этапе работа осуществлялась по следующим направлениям:
- Уточнение и расширение первоначальных детских представлений.
-Изучение, развитие и обогащение игрового опыта детей.
Определение уровня игровых навыков и умений детей
-Обучение детей игре (учить детей отражать в играх несложный сюжет, выполнять действия в определённой последовательности, поддерживать ролевой диалог.)
-Развитие доброжелательных отношений к взрослым и сверстникам – партнёрам по игре, побуждая к проявлению эмоциональной отзывчивости на их состояние в процессе игры
-Обогащение речи детей, содействуя развёртыванию ролевого диалога в играх.
-Развитие самостоятельности, инициативности, воображения и творчества в играх.
- Накопление и закрепление полученных знаний через занятия, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, экскурсии, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные игры.
- Создание и обыгрывание проблемных ситуаций
- Совместное изготовление атрибутов к играм, масок, различных видов театра.
Работа с детьми:
- Занятия;
- Беседы;
- Совместные наблюдения;
- Экскурсии;
- Опыты;
- Рассматривание альбомов, иллюстраций;
- Чтение художественной литературы.
Занятия, беседы.
Цель: Углублять представления детей об окружающей действительности. Задачи: - Продолжать воспитывать гуманные чувства детей. - На конкретных примерах, (поступках окружающих людей, героев художественной литературы) формировать представление о доброте, честности, справедливости, дружбе. - Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам; хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лености.
Занятия «Овощи и фрукты на нашем столе», «Елочка – красавица», рисование «Овощи и фрукты», сюжетное рисование «Магазин», аппликация «Какие автомобили привозят продукты в магазин».
Беседа «Из чего готовят кашу», «Откуда хлеб пришел? », «Продукты».
Совместные наблюдения: за работой дворника, повара, мед. сестры, за транспортом и т.д.
Цель: Расширять представления детей о некоторых видах труда. Задачи: - Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться. - Способствовать накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные сюжеты и способы взаимодействия со сверстниками. - Научить соблюдать правила дорожного движения и поведения на улице.
Экскурсии:
Путешествие по детскому саду. «В гости к Доктору Айболиту» (знакомство с кабинетом мед. сестры). Посещение кухни «Секреты повара», Выход на почту «Рассказы почтальона Печкина», Наблюдение за транспортом, трудом взрослых, играми старших детей, посещение театральных представлений.
Цель: Расширять и уточнять представления детей об окружающем. Задачи: - Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающей жизни. - Развивать у детей творческое воображение, формировать взаимоотношения сотрудничества, взаимопомощи.
Дидактические игры:
«Кому, что нужно?», «Кто, где живёт?», «Мамины помощники», «В гостях у сказки», «Профессии», пособие «Чудо – ёлочка» , пособие «Весёлая карусель».
Цель: Формировать умение организовывать игру, исполнять роль, в ходе общения и совместной деятельности способность взаимодействовать друг с другом. Задачи: - Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Из чего сделано? », «Где это можно купить?», «Чего не стало? », «Что лишнее? », «На экскурсию в магазин», «Все работы хороши».
Сюжетно-ролевые игры:
«Парикмахерская», «Больница», «Минимаркет», «Стройка», «Семья», «Стирка», «Детский сад», «Кафе», «Парикмахерская», «Магазин», «Моряки», «Пираты» и др.
Цель: Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающей жизни. Задачи: - Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников. - Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи. - Воспитывать доброжелательность умение считаться с мнением и интересами товарищей по игре, справедливо решать споры. - Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, игрушки заместители, конструкторы, строительный материал и др. - Воспитывать у детей через игру положительные чувства и привычки.
Экскурсия в магазин (с родителями) и беседы на тему: «Что я видел в магазине».
Театрализованные игры:
«Теремок на новый лад», «Репка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Лиса и волк».
Цель: Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр. Задачи: - умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки, готовить необходимые атрибуты к игре, распределять обязанности и роли. - Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. - Использовать в театральной деятельности теневой, пальчиковый и др. виды театров.
Подвижные игры:
- Цель: Учить в самостоятельной деятельности использовать разнообразные по содержанию подвижные игры, способствующие развитию физических качеств(ловкости, быстроты, выносливости). Задачи: - Учить, справедливо оценивать в игре результаты свои и товарищей, проявлять дружескую взаимопомощь. - Воспитывать морально-волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, самостоятельность.
Чтение художественной литературы.
Чтение литературных произведений: С. Михалков «Хрустальная ваза», Э. Успенский «Птичий рынок», В. Берестов «В магазине игрушек», Л. Петрушевская «Поросенок Петр и магазин».
Работа с родителями:
Работа с родителями проводилась в форме индивидуальных бесед, консультаций, участия в проводимых ДОУ мероприятиях:
На родительских собраниях знакомила с играми, читательскими интересами группы, выявленными в ходе бесед с детьми, освещала имеющиеся проблемы, рассказывая о вреде раннего приучения детей к телевизору, видео, компьютерным играм, о недоступности замены ими непосредственного общения ребёнка с родителями.
В индивидуальной беседе освещала проблему и успехи данного ребёнка, его способности. Осуществляла педагогическое просвещение родителей по данной проблеме.
Взаимодействие с родителями осуществлялось через:
-совместную деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, праздниках, театрализованных представлениях, оздоровительных праздниках, развлечениях, домашних поручениях.
-оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды: играми, пособиями, игрушками, изготовление атрибутов, костюмов к играм, декораций к театрализованным представлениям и др.
-привлечение родителей к приобретению художественной и познавательной литературы.
План работы с родителями
№ п/п | Формы работы | Сроки проведения |
1. | Анкетирование | Октябрь 2020 год |
2. | Памятка для родителей с советами по проведению сюжетно – ролевых игр | Ноябрь 2020 год |
3. | Консультация: «Игры и игрушки в жизни ребенка младшего дошкольного возраста в вашей семьи» | Ноябрь 2020год |
4. | Консультация: «Игрушка в жизни ребёнка» | Декабрь 2020 год |
5. | Консультация: «Общие задачи развития ребенка в сюжетно-ролевой игре» | Январь 2021 год |
6. | Консультация для родителей «О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка» | Февраль 2021 год |
7. | Помощь родителей в изготовлении атрибутов для организации и проведения сюжетно-ролевых игр | в течение всего срока реализации проекта |
8. | «Круглый стол» | в течение всего срока реализации проекта |
Взаимодействие с педагогами:
1.Консультация для педагогов: «Общие задачи развития ребенка в сюжетно-ролевой игре».
2. «Круглый стол»- для педагогов по теме проекта.
Четвёртый этап: (результаты практической деятельности)
В результате проведённой работы, дети научились самостоятельно играть, придумывать новые сюжеты игры, фантазировать, комбинируют знания получаемые из окружающего мира, проявляют инициативу: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домыслить предложенный вариант сюжета, увлечь своими идеями остальных детей группы. Проявляют самостоятельность в выборе и использовании игрушек, предметов – заместителей, с интересом включаются в ролевой диалог со сверстниками, с игрушкой-партнёром. Проявляют интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами.
Проявляют творчество в театрализации любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев.
В играх с правилами принимают игровую задачу, проявляют интерес к результату, выигрышу.
Умеют словесно обозначать тему игры, свою роль и роли других детей, выполняемые игровые действия. Доброжелательны в общении с партнёрами по игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.
Статья на тему: " ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ"...
Обеспечение результативности в формировании коммуникативных навыков младших дошкольников через сюжетно-ролевые игры
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Создание игровой среды....
Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков в сюжетно-ролевых играх»
Игра – основной вид деятельности дошкольников. В игре ребенок учится общению, взаимодействию с другими людьми и познает самого себя. В игре ребенок учится выражать свои чувства и понимать ч...
Развитие коммуникативных навыков младших дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в игре ребёнок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид де...
Педагогический проект Развитие связной речи у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр
Овладение нормами и правилами родного языка - одна из основныx задач развития ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольное детство является сенситивным периодом к усвоению речи. В со...
Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»...
Проекта «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
Проект Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в сюжетно-ролевой игреАктуальность проекта....