Картотека игр для развития познавательных способностей «Мир открытий»
картотека по коррекционной педагогике
Эта картотека содержит игры, способствующие развитию различных познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Игры разбиты по категориям для удобства использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД «МЕТЕЛИЦА»
(МАДОУ «ДС «Метелица»)
Картотека игр для развития познавательных способностей «Мир открытий»
Подготовила:
педагог-психолог
Анисимова А.В.
Г. Новый Уренгой
Картотека игр для развития познавательных способностей «Мир открытий»
Эта картотека содержит игры, способствующие развитию различных познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Игры разбиты по категориям для удобства использования.
I. Внимание:
"Найди пару": Карточки с парными изображениями разложены рубашкой вверх. Ребенок переворачивает по две карточки, стараясь найти пары. (Развивает концентрацию, зрительную память, внимание к деталям)
"Зеркало": Взрослый показывает движения, ребенок повторяет их зеркально. (Развивает зрительное внимание, координацию, быстроту реакции)
"Исправь ошибку": Взрослый рассказывает историю с неточностями (например, "Зимой на деревьях растут яблоки"). Ребенок должен заметить и исправить ошибки. (Развивает слуховое внимание, логическое мышление)
"Художник-фотограф": Взрослый показывает картинку на несколько секунд, затем прячет. Ребенок должен описать, что запомнил. (Развивает зрительную память, внимание к деталям, речь)
"Найди отличия". Предложить две картинки с небольшими отличиями. Задача ребенка – найти все отличия. (Развивает концентрацию, устойчивость внимания)
"Слушай хлопки". Договориться с ребенком о значении разных хлопков (один хлопок - поднять руки, два хлопка - встать, и т.д.). Взрослый хлопает в разной последовательности, а ребенок выполняет соответствующие действия. (Развивает переключение внимания, слуховое внимание)
"Что изменилось?". Разложить перед ребенком несколько предметов. Предложить ему запомнить их расположение. Затем, пока ребенок закрывает глаза, изменить расположение одного или нескольких предметов. Задача ребенка – определить, что изменилось. (Развивает зрительную память, внимание к деталям)
II. Память:
"Что изменилось?": На столе несколько игрушек. Ребенок рассматривает их, затем закрывает глаза. Взрослый меняет расположение игрушек или убирает/добавляет одну. Ребенок должен сказать, что изменилось. (Развивает зрительную память, внимание)
"Запомни и повтори": Взрослый называет ряд слов или показывает последовательность движений. Ребенок должен повторить. (Развивает слуховую и двигательную память)
"Запомни и повтори": Взрослый называет несколько слов, а ребенок должен повторить их в том же порядке. Постепенно увеличивать количество слов. (Развивает кратковременную слуховую память)
"Цепочка слов": Первый игрок называет слово, второй повторяет его и добавляет свое, третий повторяет два предыдущих и добавляет свое, и так далее. (Развивает слуховую память, внимание)
"Расскажи сказку»: Взрослый начинает сказку, ребенок продолжает. (Развивает память, воображение, речь)
"Пересказ": Прочитать ребенку короткий рассказ и попросить его пересказать. (Развивает смысловую память)
"Парные картинки": Разложить картинки "рубашкой" вверх. Ребенок открывает по две картинки, стараясь найти пары. (Развивает зрительную память)
"Что пропало?": Разложить перед ребенком несколько предметов. Предложить ему запомнить их. Затем, пока ребенок закрывает глаза, убрать один предмет. Задача ребенка – определить, какой предмет пропал. (Развивает зрительную память)
III. Мышление:
"Четвертый лишний": Предложить четыре картинки, три из которых объединены общим признаком, а одна лишняя. Ребенок должен найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Развивает логическое мышление, классификацию)
"Что общего?": Назвать два предмета и попросить ребенка найти, что у них общего. (Развивает сравнение, обобщение)
"Ребусы": Загадать ребусы с картинками и словами. (Развивает логическое мышление, воображение)
"Придумай конец истории": Рассказать начало истории и попросить ребенка придумать конец. (Развивает воображение, творческое мышление)
"Четвертый лишний". Предложить ребенку четыре картинки, три из которых объединены общим признаком, а одна – лишняя. Задача ребенка – найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Развивает логическое мышление, классификацию)
"Аналогии". Предложить ребенку пары слов, связанных между собой определенным образом (например, птица - крыло, собака - лапа). Затем назвать одно слово и попросить ребенка подобрать к нему пару по аналогии. (Развивает ассоциативное мышление, логику)
"Составь рассказ по картинке". Предложить ребенку картинку и попросить составить по ней рассказ. (Развивает воображение, связную речь, мышление)
"Головоломки". Предложить ребенку различные головоломки, ребусы, лабиринты. (Развивает логическое мышление, пространственное воображение)
IV. Восприятие:
"Чудесный мешочек": Ребенок на ощупь определяет предметы в мешочке. (Развивает тактильное восприятие)
"Угадай звук": Взрослый производит различные звуки (шелест бумаги, звон колокольчика), ребенок угадывает. (Развивает слуховое восприятие)
"Разложи по цвету/форме/размеру": Ребенок сортирует предметы по заданному признаку. (Развивает зрительное восприятие, классификацию)
"Опиши предмет": Ребенок описывает предмет, не называя его, остальные угадывают. (Развивает речь, восприятие)
"Найди предмет по описанию". Взрослый описывает предмет, а ребенок должен его найти. (Развивает слуховое восприятие, внимание, мышление)
"Разложи по цвету/форме/размеру". Предложить ребенку набор предметов разной формы, цвета и размера. Задача ребенка – разложить их по заданному признаку. (Развивает зрительное восприятие, классификацию)
V. Воображение:
"На что похоже?": Показать облако, кляксу или необычный предмет и спросить, на что это похоже. (Развивает фантазию, ассоциативное мышление)
"Составь рассказ по картинке": Ребенок составляет рассказ по картинке или серии картинок. (Развивает воображение, речь)
"Рисунки-загогулины": Взрослый рисует загогулину, ребенок дорисовывает ее, превращая в осмысленный рисунок. (Развивает воображение, творческое мышление)
"Придумай историю". Начать историю, а ребенок должен ее продолжить. (Развивает воображение, связную речь)
* **"Волшебные превращения".** Предложить ребенку представить, что он превращается в какое-либо животное или предмет. Попросить его описать свои ощущения и действия. (Развивает воображение, эмпатию)
Рекомендации:
* Адаптируйте игры к возрасту и индивидуальным особенностям детей.
* Учитывайте индивидуальный темп развития каждого ребенка.
* Начинать с простых игр, постепенно увеличивая сложность.
* Создавать положительную эмоциональную атмосферу во время игры.
* Поощрять ребенка за успехи и старания.
* Не превращать игру в занятие, важно, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия по развитию познавательных способностей и речи для детей среднего дошкольного возраста по теме: «В гостях у Карлсона» (математический досуг)
Цель: закрепление и уточнение знаний детей о геометрических фигурах....

Конспект открытого занятия по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. С элементами изотерапии.
Конспект открытого занятия по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста.С элементами изотерапии. Дети старшей группы....
Картотека игровых упражнений по развитию познавательных способностей
для детей 5-го года жизни...

Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей детей младшего возраста
Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей детей младшего возрастаЮлианна Грачёва Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей детей младшего воз...
«Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей»
u«Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ: «ПОДЗЕМНЫЕ КЛАДОВЫЕ НАШЕГО КРАЯ»
Программное содержание: Познакомить наглядно с природными ископаемыми нашего края....

Выступление на педагогическом совете "Развитие познавательных способностей как эмоционально-интеллектуального процесса открытия ребенком окружающего мира"
Формирование познавательных психических процессов детей следует начинать с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельн...