Выступление на педагогическом совете "Развитие познавательных способностей как эмоционально-интеллектуального процесса открытия ребенком окружающего мира"
учебно-методический материал

Куприенко Ирина Владимировна

Формирование познавательных психических процессов детей следует начинать с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Кобыльской детский сад «Гнёздышко»

Глушковского района Курской области

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Развитие познавательных способностей как эмоционально-интеллектуального процесса открытия ребенком окружающего мира».

Составил:

педагог-психолог

Куприенко И.В.

2019г.

Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, то есть само созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается.

С.Л. Рубинштейн.

Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира. Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления. 

В дошкольном детстве у ребенка быстрые обороты набирает познавательное развитие, которое предполагает знакомство с общечеловеческим опытом.

Музейная педагогика – один из методов успешной социализации детей в обществе. Наиболее значимым социальным институтом, способствующим культурному развитию и социализации личности, является музей. Этот опыт включает в себя не только получение определённых знаний, но и освоение ребенком культурных форм, норм, ценностей и социального опыта.

Являясь центром хранения культурно-исторического наследия, музеи способствуют формированию у подрастающего поколения интереса и любви к национальной истории, искусству, этнокультурной среде, обычаям и традициям.

Образовательная среда музея не только расширяет кругозор и даёт определённые знания детям, но и является местом, где создаются условия для самообразования личности, формировании личного опыта в отношении истории и культуры.

Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе.

Проблема развития познавательных психических процессов, познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

Формирование познавательных психических процессов детей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.

После трех лет у ребенка начинается активное развитие всех познавательных механизмов: восприятия, наглядно-действенного, а вслед за ним образного мышления, внимания, памяти, воображения. Получая массу новой информации, дошкольник неосознанно пытается «разложить по полочкам», структурировать, связать одно с другим. У одних деток это получается лучше, у других вызывает трудности. В первом случае отмечают познавательные способности, как составляющую общей одаренности. Ребенок проявляет любознательность и настойчивость. Это значит, он хочет глубже понять суть явления или предмета. Таким образом, познавательные способности дошкольников проявляются в доступных им опытных действиях, образных представлениях, в выявлении закономерностей, в успешности познания.

 Давно признано, что из детской любознательности рождается настоящий исследовательский интерес. Не каждый любознательный дошкольник станет в будущем ученым-разработчиком или исследователем. Но познавательные способности – это потенциал ребенка, благодаря которому развивается интеллект, формируется системность мышления, повышается творческая активность, интерес к обучению.

Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста осуществляется через поддержку их любознательности. Вся деятельность ребенка в этом возрасте направлена на познание и стремление понять то, что окружает человека. Его любознательность проявляется в различных формах: задает вопросы, наблюдает, пытается экспериментировать. Любопытство может проявляться к чему угодно: помещается ли мячик в коробочку, какие следы оставляют разные по цвету карандаши, почему день сменяется ночью, куда «садится» Солнце, откуда берется дождик, может ли голубь быть папой воробью?..  Любой вопрос не возникает на пустом месте. Ему предшествовала мысль, но дошкольник еще не нашел ответ в своей системе знаний. Часть ответов ребенок находит опытным путем – в возрасте 3-4 лет преобладает именно этот способ, то есть, проявляются сенсорные познавательные способности. Другие вопросы легче прояснить, обратившись к взрослому, чем провести опыты и наблюдения. В этих случаях особенно важна поддержка родителей, придающая уверенности ребенку, что его любознательность – верное поведение, чтобы узнать больше. Дошкольники внимательно слушают, если им интересно рассказывают о различных явлениях. Доступные разъяснения взрослого помогают ребенку понять закономерности окружающего мира. Развитие познавательных способностей старших дошкольников опирается на естественную детскую потребность исследовать и открывать новое, формулировать свежие идеи, самостоятельно добывать знания. Важно, чтобы окружающая предметная среда была представлена соответствующими возрасту книгами познавательного характера, наборами конструкторов, разнообразием средств для рисования и поделок. Не менее важно создавать атмосферу, благоприятную для новых идей и проявления интереса у детей. В некоторых семьях есть масса развивающих игр и средств, но ребенка ежеминутно одергивают, чтобы он не раскидывал, не мусорил, не начинал новое занятие, пока не завершит начатое…

Подобные строгие правила заглушают желание к познанию, а полезное занятие могут превратить в рутину и скуку. В старшем дошкольном возрасте также стоит поощрять сюжетно ролевые игры. Тем более что для игры старшим дошкольникам не обязателен полный набор атрибутов. Им достаточно распределить роли. Ценность заключается в том, что в этой деятельности ребенок обыгрывает и проживает содержание. Происходит познание качеств и свойств личности, а Человек – самый сложный многоплановый объект с познавательной точки зрения.

Практически идеальным средством для развития моделирования служит песок, так как это естественная среда для дошкольника. Какой ребенок не «выпекал» куличики из песка или не грузил совочком кузов игрушечной машины? Это пример традиционной деятельности ребенка в песочнице, которая важна и полезна на младшем дошкольном возрастном этапе. С 5 лет игры в песочнице могут приобрести иной характер, если организовать специальное развивающее пространство. Песок выступает как средство развития познавательных способностей, если дошкольник будет создавать картину с помощью фигурок и других маленьких предметов. Детям нравится моделировать различные сюжеты на песке: сказочную страну, свой город, эпизоды из мультфильмов. Можно создавать иллюстрации на песке к любимым сказкам или детским рассказам. Такие нетрадиционные методы и подходы побуждают ребенка анализировать, представлять, задавать уточняющие вопросы взрослым и выстраивать свою модель. Практикуя умения наглядного моделирования, дошкольник напрямую развивает познавательные способности.

Чаще детей нужно привлекать к экспериментированию, опытам. Чем больше дети дошкольного возраста будут иметь возможностей для экспериментов, тем активнее у них будет протекать развитие познавательных способностей. Важно, чтобы дети научились строить собственные умозаключения на основании работы над упражнениями, делая выводы, проводя эксперименты, проверяя собственные теории на практике.

Надо заметить, что не у всех дошкольников отчетливо проявляются наклонности и предпочтения. Дети способны часто менять свои интересы, а некоторые их вообще не проявляют. Основная причина этого явления – недостаточная сформированность некоторых средств познания.

Для развития познавательных способностей использую разнообразные дидактические, развивающие игры и упражнения, игровые наборы Монтессори, содержащие чрезвычайно широкий спектр задач, как по сложности, так и по разнообразию характера.

Только поощрения, интерес, неравнодушное отношение и эмоциональная поддержка со стороны взрослых дает положительный результат. Немаловажен тесный контакт с родителями: консультации, беседы, вечера вопросов и ответов. В родительских уголках размещается информация о психических процессах детей, советы родителям и вообще, как помочь маленьким «почемучкам».

Интерес, новизна, неожиданность, это стимул познавательной деятельности, своеобразный трамплин к познавательной активности, опора для эмоциональной памяти, стимул для повышения эмоционального тонуса, средство мобилизации внимания и волевых усилий каждого ребенка. Длительный эксперимент грузинского психолога Ш.А. Амонашвили убедительно свидетельствует, что даже самых пассивных детей можно сделать активными. Метод очень прост: дать ребенку радость познания, радость преодоления трудностей; научиться ждать ответа от него, переживать вместе с ним счастье интеллектуальной победы.

В центре внимания личность ребенка, его индивидуальный уровень подготовки, желание и способность работать. Это позволяет организовать работу с детьми таким образом, чтобы каждый ребенок был приобщен к творчеству не только по желанию, но и с учетом собственных возможностей. Я убеждена, что развитию детей способствует, как индивидуальная работа, так и доброжелательность, спокойный микроклимат, сотрудничество педагога и ребенка.

Чтобы развитие познавательных психических процессов дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Обобщенные материалы могут быть использованы педагогами ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью  развития их познавательной активности....

Статья: « Развитие познавательных и творческих способностей детей логопедических групп при ознакомлении с окружающим миром».

« Развитие речи и совершенствование познавательных и творческих способностей детей при ознакомлении с окружающим миром»....

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром"

Автором представлена консультация для педагогов дошкольных учреждений по развитию познавательной активности дошкольников в процессе организации образовательной деятельности....

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Опыт работы по развитию познавательной активности у детей  в процессе ознакомления с окружающим миром...

Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

В статье обощен опыт работы по развитию интеллектуальных и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с окружающим миром...

План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром»

На тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром» Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности ...