Конспект НОД для детей ГКН с ЗПР (6 – 7 лет) (обучение грамоте) по теме «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б». Учитель-дефектолог Догадаева И.Н
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Догадаева Ирина Николаевна

Форма организации: подгрупповая

Цель: учить детей давать акустико – артикуляционную характеристику звуков, анализировать звуковой ряд, закрепить связь звука и буквы «Б». Познакомить детей с графическим образом буквы.

Задачи:

Образовательные: Сформировать самоконтроль за речью  через слуховой, зрительный, тактильно – вибрационный контроль, готовить руку к письму,  учить различать звуки по твёрдости – мягкости, закрепить навык звуко – слогового анализа и синтеза слов.

Развивающие: Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику, графомоторные навыки , координацию движений, память, внимание.

Воспитательные: Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности, усидчивость, дисциплинированность, навыки аккуратности, сотрудничества. Воспитывать мотивацию к обучению.

Демонстрационный материал: Изображения клоунов Бома и Бима; предметные  картинки  и игрушки на  звуки [б], [б’],буквы.

Раздаточный материал: Карандаши, полоски с буквой Б для печати, фишки для звукового анализа.

Методические приёмы: Игровая ситуация, беседа – диалог, физкульт-минутка, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№4»

Конспект НОД для детей ГКН с ЗПР (6 – 7 лет) (обучение грамоте) по теме «Звуки  [Б], [Б’]. Буква «Б».

Подготовила и провела:

Учитель-дефектолог Догадаева И.Н

Луга

2024


Форма организации: подгрупповая

Цель: учить детей давать акустико – артикуляционную характеристику звуков, анализировать звуковой ряд, закрепить связь звука и буквы «Б». Познакомить детей с графическим образом буквы.

Задачи:

Образовательные: Сформировать самоконтроль за речью  через слуховой, зрительный, тактильно – вибрационный контроль, готовить руку к письму,  учить различать звуки по твёрдости – мягкости, закрепить навык звуко – слогового анализа и синтеза слов.

Развивающие: Развивать фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику, графомоторные навыки , координацию движений, память, внимание.

Воспитательные: Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности, усидчивость, дисциплинированность, навыки аккуратности, сотрудничества. Воспитывать мотивацию к обучению.

Демонстрационный материал: Изображения клоунов Бома и Бима; предметные  картинки  и игрушки на  звуки [б], [б’],буквы.

Раздаточный материал: Карандаши, полоски с буквой Б для печати, фишки для звукового анализа.

Методические приёмы: Игровая ситуация, беседа – диалог, физкульт-минутка, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ход НОД

1.Организационный момент.

     К детям в гости пришла тетушка Азбука. Она пришла к детям, тк знает, что они скоро пойдут в школу и принесла она с собой волшебную шкатулку.Что же для нас подготовила волшебная шкатулка? Раздается смех из шкатулки. Достает картинки клоунов Бима и Бома. «Ах вот кто это веселится»

  - К нам в гости пришли весёлые клоуны  Бом и Бим. Они не только веселые, но и любознательные.

Бому очень интересно  какой первый звук в его имени ?  Давайте подумаем БОМ  (Звук [ б].)  

  - Ребята давайте произнесём  звук   [ б]

  -Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты.)

  - Где находится язык? ( за зубами)

-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук  [ б] звонкий.

- Звук [ б]  - согласный, твердый, звонкий.

 - А звук  [ б’]? (Согласный, мягкий, звонкий, губной.)

  - Молодцы ребята.

  Произношение звуков  [б], [б’] в слогах. Развитие координации движений.

- Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на балалайке, трубе и барабане. Давайте поиграем с ними:

- на балалайке – ба-бо-бу, ба-бо-бу;

- на трубе – би-ба-бо, би-ба-бо;

- на барабане – бам-бом, бам-бом.

 

Развитие фонематических представлений.

Игра «Поймай слово»

- Ребята, вы должны будете хлопками «ловить» слова со звуками [б], [б’].

(батон, мост,  бинт, буква, машина, бант, нос, билет.)

- Вы хорошо справились с заданием, молодцы!

 Анализ  слов «Бим», «Бом».

- Бом спрашивает, а зачем вам ребята эти  цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)  

Бом и Бим предлагают вам составить схемы их имен. Сначала БОМ, а теперь БИМ. Молодцы!

- Бим и Бом подготовили для вас корзинки с картинками, в названии которых есть звуки [ б] и [б’]. В синей корзинке картинки на звук [ б], в зеленой на звук [б’]. (Азбука роняет корзинки с подарками). Ребята, что же я натворила… Бим и Бом очень огорчаться.. как же быть?

Дети собирают картинки делят их на 2 корзинки

- Что у нас в зеленой корзинке? (Бочка, бант, банан, бусы, батон.)

-Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук  [ б].)

- А где вы произносили звук  [ б]? (В начале слова.)

- Так, а что же во в синей корзинке? (Белочка, билет, бинт, бегемот.)

- И какой же звук встречается во всех этих словах? (Звук [ б’].)  

-- А где вы произносили звук  [ б]? (В начале слова.)

- Ну и кто ж тогда подготовил для вас синюю корзинку с подарками? (Бом.)

- А зеленую? (Бим)

                                Физкультминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок,

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за стол опять садись

.Знакомство с буквой «Б».

- Ребята, с какими звуками нас познакомили клоуны Бом и Бим? (Со звуками [ б] и [б’].) А вы бы хотели увидеть, какой  буквой обозначаются эти звуки? (Да.)

Звуки [б[, [б’] обозначаются на письме буквой Б. Из каких элементов состоит буква Б? ( Из длинной и короткой палочки, полукруга).

- На доске закреплены буквы (буквы азбуки в том числе из графически похожих), каждый из вас подойдет к доске и выберет букву «Б».

- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напечатаем. Занимайте места. Выполняйте задание по образцу.            

                      

Буквы можно не только печатать, но еще и выкладывать.

Вытаскиваем из волшебного мешочка то,  из чего вы будете выкладывать букву Б

. Организация окончания занятия.

- Вот вы и справились со всеми заданиями.  Ну что ж, Биму и Бому пришла пора прощаться с нами, а мне отправляться в свою страну букв. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали так много нового и интересного. Что Вам понравилось на занятии? Предлагаю вам выбрать понравившуюся вам букву Б. Вы можете взять ее домой и подарить маме или бабушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте на тему:Звуки [Б]- [Бь]. Буква Бб.

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....

План-конспект по обучению грамоте на тему: "ЗВУК П, ПЬ. БУКВА П"

План-конспект  занятия по обучению грамоте«Звук П, ПЬ. Буква П»I. Организационный момент-Здороваемся ласково!«Назови слово на заданный звук» (игра с мячом)II. Основной этап1. Изучение новог...

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.

Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....

Конспект НОД по разделу совершенствование звукового анализа и синтеза, обучение грамоте на тему «Звук Ц и буква Ц»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения на тему: "Звук и буква Ц"....