Лексическая тема "Транспорт. Правила дорожного движения"
рабочие листы по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Лексико-грамматическая работа помогает решить следующие задачи:
- Обогатить словарный запас. Для этого накапливают новые слова, относящиеся к различным частям речи, активно используют различные способы словоизменения и словообразования.
- Учить свободно и адекватно пользоваться лексическими средствами языка в целях устного общения.
- Развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи. Для этого овладевают словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 515.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения»
Развитие лексико-грамматического строя речи
Родителям рекомендуется:
• Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением или в городе транспорта, техники;
- Рассмотреть их внешние признаки;
• Рассказать о том, зачем нужен транспорт или та или иная техника.
• Закрепить в словарном запасе ребенка названия транспорта.
• Обязательно повторяйте правила дорожного движения.
Лексика (словарь ребёнка должен включать слова): Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрут, водитель, кондуктор, поручень, салон, трамвай, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, поезд, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, билет, плата за проезд; самолёт, вертолёт, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, космодром, аэродром, космонавт, пилот, стюардесса; корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, лодка, вёсла, палуба, каюта, борт, мачта, мель, якорь, капитан, матрос; метро, эскалатор, электропоезд, касса, туннель.
Прилагательные: грузовая, легковая, моечная, железная (машины), спасательный (круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), моторная, парусная, вёсельная, подводная (лодки), резиновое, железное (колесо), асфальтированная (дорога).
Глаголы: отъехать — приехать, улететь — прилететь, взлететь — приземлиться, отчалить — причалить, входить — выходить, садиться — вставать, отдать — поднять (якорь), отдать — убрать (конец), стартовать, грести, пропускать (пассажиров), уступать (место), обходить.
Наречия: быстро, удобно, медленно, тихо, громко.
1) Д/и «Какой, какая, какие?» Цель: закрепление навыка согласования им.сущ. с им.прил. в роде и числе; развитие речи детей.
Машина (какая?) - ...
Автобус (какой?) - ...
Самолет (какой?) - ...
2) Д/и «Продолжи предложение» Цель: образование сравнительной степени прилагательных, развивать логическое мышление, обогащать словарный запас..
Самолёт летит высоко, а ракета…выше
Самолёт летит далеко, а ракета дальше.
Самолёт летит быстро, а ракета быстрее.
Самолёт мощный, а ракета мощнее.
Самолёт тяжёлый, а ракета тяжелее.
3) Д/и «Один — много» Цель: образование существительных множественного числа именительного падежа
поезд – поезда
трамвай – трамваи
велосипед - ..... троллейбус –
автобус - ...,
такси - такси
4) Д/и «Один-три-пять» Цель: согласование сущ-ых с числительными «один», «два», «пять».
один самолёт, два ..., три..., четыре ..., пять ....
одна лодка, две..., три...,четыре....пять..
один катер, два ..., три.., четыре..., пять...
одна машина, два ..., три.., четыре..., пять...
5) Д/у «Назови ласково» Цель: закрепление уменьшительно-ласкательной формы им. сущ.
машина – машинка
лодка – лодочка
автобус –
колесо –
самолёт –
вертолёт –
мотор –
корабль –
дверь –
вагон –
катер –
дорога –
6) У. «Кто управляет?» Цель: обогащение словаря по теме
Кто управляет машиной – …….шофер, водитель;
Кто управляет вертолетом – …….вертолётчик, пилот;
Кто управляет кораблем - ……….капитан, моряк;
Кто управляет ракетой – ………..космонавт;
Кто управляет поездом – ……машинист;
Кто управляет самолетом – ……летчик, пилот.
Развитие моторики.
1) Ребенок рисует любимый вид транспорта.
2) Пальчиковая гимнастика
Посчитаем в первый раз (хлопки – кулачки)
Сколько транспорта у нас.
Есть машина грузовая, (загибать пальчики, начиная с большого)
И машина легковая.
Есть автобус, самолёт,
Поезд, катер, теплоход.
Собираемся, друзья, (хлопки – кулачки)
В гости ехать нам пора!
Развитие связной речи.
1. Составление описательного рассказа про транспортное средство (по выбору), по плану:
Как называется это транспортное средство?
К какому виду транспорта относится (водный, наземный, воздушный)?
Из каких частей оно состоит?
Чем приводится в движение?
Для чего используется, что перевозит?
Кто им управляет?
Чтение художественной литературы: 1. С. Я. Маршак «Багаж».
2. Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».
3. С. Сахарнов «Самый лучший пароход».
4. Н. Саконская «Песенка о метро»
5. М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»
6. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».
Рассмотри картинку. Назови предметы, которые видишь
Что перепутал художник?
Назови транспорт и профессию
Найди отличия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование в логопедической группе по лексической теме "Правила дорожного движения"
планирование по лексической теме в старшей логопедической группе на неделю, с указанием всех видов деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/23/picture-869950-1482496268.jpg)
Материал для занятий дома по лексической теме "Правила дорожного движения"
Материал для занятий дома по лексической теме "Правила дорожного движения"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/15/picture-1207248-1579116654.jpg)
Лексическая тема "Правила дорожного движения" (вторая младшая группа)
Календарно-тематическое планирование на неделю во второй младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/15/picture-1207248-1579116654.jpg)
Лексическая тема "Правила дорожного движения" (старшая группа)
Календарно-тематическое планирование на неделю в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/15/picture-1207248-1579116654.jpg)
Лексическая тема "Правила дорожного движения" (подготовительная группа)
Календарно-тематическое планирование на неделю в подготовительной группе...
Конспекты занятий по лексической теме "Правила дорожного движения"
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности....