Статья «Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста »
статья по коррекционной педагогике
Статья "Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 11.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста »
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста-это основа интеллектуального развития.
Необходимо развивать:
способность подражания и воспроизведения,
умение смотреть и слушать,
умение сравнивать, различать,сопоставлять, обобщать.
От сенсорного развития зависит не только успеваемость детей, но и выполнение различных видов деятельности уже в будущем.
Основная задача сенсорного воспитания заключается в том,чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т.д. В развитии и воспитании детей особая роль принадлежит игре.Как отмечают Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, развитие ребенка происходит только в том случае,если он сам активно включается в разные виды деятельности, такие как предметную,игровую,трудовую.Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой познавательное и игровое ,занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания,получают представления об окружающей жизни. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе через ее правила и действия у младших дошкольников формируется корректность,доброжелательность,выдержка. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми.Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. Кроме того дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти,наблюдательности,сообразительности.Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Исследования доказали, что у детей, не имеющих проблем с сенсорным развитием, легче и безболезненнее происходит адаптация к школе. Получается, что правильное и гибкое восприятие окружающих предметов – это основа всего умственного развития ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка формируются первые представления об окружающем его пространстве и мире в целом. От того, как будут развиваться его сенсорные способности, во многом зависит успех его будущего умственного развития. Поэтому систематические занятия, основанные на игровой деятельности – это основа всего дальнейшего обучения и развития ребенка. Стоит отметить тот факт, что для каждого возраста ребенка нужен свой подход к формированию сенсорных эталонов. Так, скажем, для совсем маленьких детей применима игра «пирамидка» с использованием колец через одно; так малыш более явно уловит разницу между их размером. А в игре с более старшими воспитанниками для сбора пирамидки можно использовать не только более плавную градацию элементов по размеру, но и различие цветов составляющих компонентов. То есть пытаемся задействовать не только параметр размера, но и цветовое отличие. Причем, цветовые переходы тоже можно варьировать от эталонных цветов радуги к более тонким оттенкам.
Большое значение следует уделить развитию таких навыков, как сравнение предметов. Для самых юных воспитанников это может носить простую формулу «большой - маленький», а для детей повзрослее задействовать весь размерный ряд от самого маленького к самому крупному. Уже в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется представление о расположении предмета относительно других его окружающих элементов. Например, он может воссоздать на бумаге, что яблоки растут на дереве, а солнце прячется за тучей.
В дополнение к изложенной теории приведу несколько примеров игр, развивающих различные каналы сенсорного восприятия: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
Зрение: занятия на воспроизведение на бумаге определенного предмета. Например, показываем детям игрушку «неваляшка», а затем прячем ее. Просим детей нарисовать то, что они увидели и запомнили. Позже повторяем задание, оставляя игрушку на виду. В следующий раз даем детям потрогать ее и вновь просим изобразить предмет. Потом оставляем игрушку детям для детального знакомства, а к заданию возвращаемся уже тогда, когда они досконально изучили ее. Дети очень наблюдательны и у них цепкий взгляд. Стараемся развить эти способности, используя различные органы чувств.
Слух: занятия на воспроизведение звуков. Предлагаем детям прослушать какую-нибудь яркую зажигательную мелодию, а потом просим их воспроизвести эту музыку, используя простейшие музыкальные инструменты (деревянные ложки, барабанные палочки, колокольчики, погремушки, пластиковые бутылки, заполненные сыпучим материалом) а так же хлопки руками. Это задание хорошо подойдет для проведения досуга в рамках музыкальных занятий. Уловить и передать настроение услышанной мелодии в этом задании более важно, нежели передать точность звуков.
Вкус: упражнения на развитие вкусовых рецепторов у детей. Завязав глаза ребенку, предлагаем ему попробовать кусочки различных фруктов и описать словами свои ощущения; спрашиваем, что больше понравилось и что напоминает по вкусу, если фрукт ребенку не знаком.
Обоняние: пытаемся достичь того, чтобы ребенок не просто назвал предмет, распространяющий аромат, но и описал возникающий у него в голове образ, основанный только на запахе предмета, блокируя остальные органы восприятия. Завязываем детям глаза и предлагаем им поочередно вдохнуть аромат духов, корочки апельсина, цветы, молоко. Для этого искомым продуктом наполняем пластиковую бутылочку с закрытой крышкой. Ученые доказали, что рецепторы обоняния для человека имеют одно из первостепенных значений, они действуют на нашу подкорку головного мозга. Очень часто мы идем на поводу у определенных запахов, но отчета себе в этом не отдаем. Тема крайне интересная, но до конца еще не изученная.
Осязание: развиваем тактильные способности детей. В закрытый мешочек прячем различные предметы и предлагаем детям угадать на ощупь, что находится в мешке. В качестве предметов могут выступать различные по форме и материалу игрушки, например, резиновый мяч, пластмассовый кубик, пластиковая бутылка, плюшевая игрушка, кукла и т.д.
Очень хорошей практикой для развития сенсорных способностей может быть передача настроения, полученного посредством одного органа чувств, и описанного ребенком через другой сенсорный канал. Например, показываем малышу игрушки различных животных и просим его воспроизвести звуки, которые это животное издает. Или же, даем детям с закрытыми глазами потрогать предмет и просим их изобразить его на листке бумаги.
Сенсорное развитие ребенка – это очень длительный и сложный процесс. И успех тут во многом зависит от скоординированных действий родителей, специалистов и воспитателей, направленных на развитие столь необходимых малышу знаний.
В последнее время очень часто в детских дошкольных учреждениях можно слышать, что материала ребенку дается очень много и он просто физически не может его полноценно усвоить. Комплексное дошкольное воспитание должно базироваться на игровой деятельности. Нельзя ребенку давать сухую информацию, как студенту в высшем учебном заведении. Особенности детского восприятия в том, что всю информацию ребенок поглощает в процессе игры. И если наскучила одна игра, то просто нужно заменить вид игровой деятельности, скажем, от предметной игры перейти к играм подвижным. Только тогда, когда у ребенка не теряется интерес к деятельности, информация им усвоится и уляжется в голове на уровне подсознания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Цель:Изучить влияние дидактических игр направленных на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Тема: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Цель: Формирование полноценного восприятия окружающей действительности: обеспечение накопления представлений о цв...

Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Анализируя собственные наблюдения, полученные в результате многолетнего опыта работы с детьми дошкольного возраста, мною было сделано заключение о том, что современный дошкольник характеризуется...
Статья "Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста"
Статья о важности и необходимости своевременно развивать у детей сенсорные возможности.Указаны основные задачи сенсорного воспитания.Необходимость использования дидактической игры в учебно-воспитатель...

Статья «Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Важно и необходимо своевременно развивать у детей сенсорные возможности. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием....

Педагогический проект «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребёнка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, на основе которого формируется полноценное представление о внешних свойствах ...

Педагогический проект для детей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Проект поможет помочь расширить у ребенка кругозор, а так же создать условия для развития его познавательной активности. В ходе игровых занятий у ребенка развивается мышление. Внимание, восприятие и п...