Интегрированное занятие учителя-логопеда и дефектолога для детей ЗПР в старшей группе по развитию речи и ФЭМН «Три медведя»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Абашева Виктория Витальевна
• Развивать навыки различения и простейшей классификации предметов по данному признаку. • Закреплять представления о количестве, величине предметов, навыки счета до трех. • Развивать навыки обобщения групп предметов и слов по существенному признаку (животные, мебель, посуда). • Закреплять навыки образования слов с помощью суффиксов. • Упражнять в правильном употреблении простых предлогов (в, из, на, с). • Учить различать по интонации речевые реплики персонажей и воспроизводить их с помощью средств интонационно-эмоциональной выразительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие учителя-логопеда и дефектолога для детей ЗПР

в старшей группе по развитию речи и ФЭМН

«Три медведя»

Составили:

Учитель-логопед: Абашева Виктория Витальевна

Учитель-дефектолог: Студенко Оксана Геннадьевна

Цели:

  • Развивать навыки различения и простейшей классификации

предметов по данному признаку.

  • Закреплять представления о количестве, величине предметов, навыки счета до трех.
  • Развивать навыки обобщения групп предметов и слов по существенному признаку (животные, мебель, посуда).
  • Закреплять навыки образования слов с помощью суффиксов.
  • Упражнять в правильном употреблении простых предлогов (в, из, на, с).
  • Учить различать по интонации речевые реплики персонажей и воспроизводить их с помощью средств интонационно-эмоциональной выразительности.

Оборудование: наглядные картины или настольный театр, лес, комната, предметы мебели и посуды; игрушки – дикие животные; магнитофон; аудиозаписи голосов зверей и птиц.

  1. Организационный  момент

 Логопед: Ребята, а вы любите сказки? Я вас приглашаю в сказку. Что бывает в сказках? (волшебство, превращения…) И в нашей сказке тоже будут чудеса и превращения. У меня как у настоящей волшебницы есть «волшебная палочка».

 Упражнение «Утро»

Перед началом упражнения логопед подходит к каждому ребёнку, дотрагивается «волшебной палочкой» со словами:

Вы сегодня не ребята,

Вы – смешные медвежата. (имя ребёнка) не ребёнок, (имя ребёнка) – медвежонок. (называю всех детей)… Медвежата сладко спят.

(дети прислоняются к спинкам стульев и опускают голову, закрывают глаза).

 Солнце глянуло в окошко,

Все зажмурились немножко  (крепко зажмуривают глаза)

Медвежата все проснулись,

Потянулись, улыбнулись (с напряжением тянут руки вверх, опускают, растягивают губы в улыбке.)

Словно, щёткой язычком, Чистить зубы мы начнём.

(открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонтальном и вертикальном направлениях)

Принюхались медвежата:

(Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхаем через рот)

Что-то пахнет непонятно (повторяют упр. 3-4 раза) Очень вкусно. Это мёд!

Медвежата мёд лакали,

(выполняют лакательные движения языком, рот держат открытым)

Потом губки облизали.

(облизывают губы в направлении вперёд-назад, рот держат открытым) Надо чай горячий пить,

Но сначала остудить.

(кистью руки изображают «чашечку», делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на

«чашечку в руке.) Потом попейте,

А после улыбнитесь.

(имитируют «питьё» из «чашечки»)

 Завтрак съеден,  медвежата шалят, как будто индюшата.

(выполняют быстрые движения языком вперёд-назад) Друг друга подразнили

И к занятиям приступили.

Основная часть

Логопед: Ребята, посмотрите, что это у нас тут стоит? (сундук)

  • Ох, наверное, не простой сундук, а волшебный. Давайте попробуем открыть. Не получается. Как можно открыть замок? Мы с вами в сказке, а в сказке может произойти волшебство. Какие мы можем сказать волшебные слова, чтобы сундук открылся? («По щучьему веленью, по моему хотенью»)…

Ребята, а я знаю как мы можем открыть сундук. Повторяйте за мной!

Упражнение «Замок» (пальчиковая гимнастика) 

На сундуке висит замок,

Кто открыть его бы смог? Потянули, покрутили, Постучали и открыли.

-Попробуем открыть (открываем сундучок)… Ну-ка, сундучок, покажи нам, что у тебя внутри…

  • Сколько здесь интересных вещей! Скажите, что это? (логопед достаёт клубок, тот «выпрыгивает» и катится по дорожке )

Логопед: Ребята, куда это нас привёл клубок?

Дети: В лес!

Логопед: Чего здесь только нет! Дети , найдите животных, которые спрятались в лесу.

Дети: Ёж – на пне , лиса – под елкой, волк – за березой, медведь в кустах.

Логопед : Вы правильно отгадали. Как назовем одним словом ежа, лису, медведя, волка?

Дети: Животные!

Логопед: Какие это животные? Дети: Дикие!

Логопед: Почему мы их называем дикими? Дети: Они живут в лесу!

Дефектолог: А вы обратили на то, что в лесу стоит избушка (включаем аудиозапись)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки.

Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? («Три медведя» ).

Логопед: Ой, и правда, ребята, мы с вами находимся в сказочном лесу, возле избушки, в которой живут три медведя.

Логопед: Как звали в сказке папу – медведя? (достаем из сундука фигуру большого медведя)

Дети: папа -медведь Михаил Потапыч.

Логопед: А как звали в сказке маму – медведицу? (показываем фигуру чуть меньшего медведя )

Дети: мама - медведица Настасья Петровна.

Логопед: А что это за маленький мишка? (показываем маленькую фигуру медвежонка).

Дети: Мишутка.

Дефектолог: Маша забрела в дом к медведям….Заходит в большую комнату. Это столовая. Назовите предметы, которые здесь находятся.

Дети: Стол, стулья.        

Дефектолог: Покажите самый большой, (маленький, средний) стул.

Дети: дети показывают.

Дефектолог: На каком стуле будет сидеть папа – медведь?

Дети: на большом.

Дефектолог: На каком стуле будет сидеть мама – медведица?

Дети: на среднем.

Дефектолог: на каком стуле будет сидеть Мишутка?

 Дети: На маленьком.

Дефектолог: У папы – медведя стул, а у Мишутки?

Дети: Стульчик.

Дефектолог: Сколько столов, сколько стульев? Посчитайте.

Дети: Один стул, два стула, три стула.

Дефектолог: А стол один. Как мы назовём все эти предметы одним словом?

Дети: Мебель.

Дефектолог: Назовите предметы, которые лежат на столе?

Дети: Тарелки, ложки.

Дефектолог: Сколько их?

Дети: считают ложки и миски.

Дефектолог: Какие они по размеру?

Дети: Большие, маленькие, средние.

Дефектолог: Как назовем одним словом миски и ложки?

 Дети: Посуда.

Дефектолог: Чтобы медведи не наказали Машу, давайте наведем порядок. Расставим все, как было. Рядом с большим стулом разложите предметы посуды, большие по размеру, со средним стулом предметы средние по размеру, рядом с маленьким стулом – маленькие по размеру предметы посуды.

Дети выполняют.

Дефектолог: Маша была голодна. На какой стул сначала села она, чтобы поесть?

Дети: На большой (и упала с него). Потом на средний (на нем было неудобно). А потом на маленький. Поела, стала на нем качаться и упала на пол.

Логопед: Ребята, Маша еще не знает, что в избушке живут медведи, а мы знаем об этом. Вспомним, что говорили медведи, когда увидели беспорядок. Папа-медведь, мама, медвежонок?

Дети: (грубым голосом) Кто сидел на моем стуле? (Более высоким и писклявым).

Логопед: Маша наелась, ушла в другую комнату – спальню. Что там стоит? Дети: Кровати.

Логопед: Сколько их?

Дети: Три.

Логопед: Давайте посчитаем - одна кровать, две кровати, три кровати. Отгадайте чья кровать?

Дети отгадывают. Кровать – это мебель или посуда?

Дети: Мебель.

Дефектолог: Спасите Машу, помогите навести порядок.

Дети выбирают одеяла, подушки по размеру кроватей, обозначая их величину, наводят порядок.

Логопед: Ребята, а медведи уже и домой собрались. Давайте покажем, как они идут домой.

Физкультминутка.

Три медведя шли домой ходьба на месте

Папа был большой-большой, поднять руки вверх, встать на носочки Мама с ним, поменьше ростом, руки, согнутые в локтях, перед грудью 

А сынок – малютка просто. присесть

Очень маленький он был, покачивания из стороны в сторону 

С погремушками ходил. Как бы погреметь погремушками.

Итог занятия.

Логопед: что увидели медведи в столовой?

Дети: стол и стулья.

Логопед: какие стулья по величине?

Дети: большой, средний, маленький.

Логопед: Сколько их?

Дети: Три.

Логопед: Где они стоят? (полным предложением)

Дети: Стулья стоят за столом.

Логопед: Где лежит посуда? (Л. добивается полного ответа)

 Логопед: Куда сядут медведи?

  • Из чего едят они?
  • Что они увидели в спальне?
  • Сколько их?
  • Где спит Маша?

Дети: в кроватке Мишутки.

Логопед: Обрадовались медведи, что гостья у них такая аккуратная и красивая, разбудили ее. Маша им рассказала, что заблудилась в лесу. Медведи проводили её домой и попрощались. А за то, что вы помогли Маше медведи хотят угостить вас и наших гостей вкусной и полезной ягодой. А еще медведи дарят вам по воздушному шарику, чтобы вы вернулись из волшебного леса в свой детский сад, в свою группу и посмотрели мультфильм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия учителя -логопеда и физкультурного работника для детей с тяжелыми нарушениями речи " Весна шагает"

Одной из важнейших задач в работе учителя-логопеда- это коррекция отклонений в развитии ребенка, а именно преодаление речевого недоразвития, которое осуществляется через приемственность в работе всего...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста «Путешествие в зимний лес»

Интегрированное занятие. Преодоление речевых нарушений путем  развития и коррекции у детей с ОНР речевых, двигательных, ритмических способностей  в соответствии со словом и музыкой....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для детей старшей группы с ОВЗ «Весенняя сказка»

Здоровьесберегающие технологи, используемые в процессе занятия,  помогают детям закреплять знания о характерных признаках весны и проявлять творческие способности....

Конспект подгруппового интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи III уровня "Гуси-лебеди"

В методической разработке занятия рассматривается совместный практический опыт интеграции деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Чтобы воспитать гармо...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми ОВЗ старшей группы

Конспект интегрированного занятия  учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми ОВЗ старшей группы...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Осень»

Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формирование двигательных умений и навыков....