Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ТНР 5-6 лет
рабочие листы по коррекционной педагогике (старшая группа)

Чайникова Наталья Александровна

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ТНР 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iom_23-24_u.g._tnr_onr_2_uroven_5-6_let.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение црр - детский сад «Аленький цветочек»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ  на  2023-2024 учебный

1. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка

  5 лет

Ф.И.О. родителей

 Мать

Отец

Ф.И.О. воспитателя

Воспитатели

Ведущий педагог

Учитель-логопед

Ф.И.О. специалистов сопровождения

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Заключение и рекомендации

ТПМПК

№ …. от …

 

Направления коррекционной работы:

Педагог-психолог: формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных навыков, развитие эмоциональной сферы, игровых действий, развитие познавательной активности.

Учитель-логопед: развитие понимания обращенной речи, формирование активной подражательной речевой деятельности, накопление и активизация словаря, формирование простой фразы, формирование простого речевого высказывания, формирование произвольного речевого высказывания.

Взаимодействие специалистов ДОУ   - рекомендованы занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, индивидуальная работа с педагогами группы.

Формы работы с ребенком – групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы работы с ребенком - игровой метод, метод практических действий, коррекционные приемы: дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д.

Основная программа обучения/ группа

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ТНР.

Модель/форма образования

- совместное обучение (инклюзия);

- гр. комбинированной направленности

Группа общеразвивающей направленности «Колокольчики» 5-6 лет, совместное обучение

Цель ИОМ:

Обеспечение планируемых результатов в освоении АОП ДО, развития и социальной адаптации.

Коррекция речевых нарушений

Срок реализации ИОМ:

1 год

2. Заключение ППк МДОАУ црр -  д/с «Аленький цветочек» 

2.1 Оценка особенностей развития ребенка с ОВЗ с целью определения индивидуальных планируемых результатов

Заключение по результатам комплексной диагностики педагога (воспитателя), педагога-психолога, учителя-логопеда. При необходимости диагностика проводится после адаптационного периода (2–3 недели после начала посещения группы)

Особенности познавательной сферы

Интерес к играм достаточно стойкий, к учебным заданиям – ситуативный. При восприятии предмета ориентируется на внешние, чувственно воспринимаемые признаки. Умеет пользоваться стимулирующей и наводящей помощью. Способна классифицировать знакомые предметы при небольшой помощи педагога. Счетные операции в пределах десяти, количественный прямой и обратный счет в пределах нормы.  Ориентировка во времени и пространстве достаточно развита.

Особенности речевого развития

(Логопедическое заключение либо результаты наблюдения педагога за ребенком)

Речь выступает средством общения. Нарушены все компоненты речи. В речи наблюдаются частые аграмматизмы (ошибки при согласовании, неправильно употребляет сложные предлоги и союзные конструкции). Трудности употребления словоизменений. Фонематический слух   сформирован недостаточно. Связная речь недостаточно развита. Нарушено произношение следующих звуков:р-рь)– отсутствие, л-ль – автоматизация, дифференциация ,ш, ж – автоматизация, дифференциация. ОНР 2 уровень

Темп деятельности,

утомляемость

(по результатам наблюдения педагога  и специалистов сопровождения)

Самостоятельно планировать свои действия может. При выполнении задания недостаточно внимательна. Темп работы средний, спад работоспособности в конце занятия.

Особенности моторного развития и графических навыков

(по результатам наблюдения педагога  и специалистов сопровождения)

 Мелкая моторика развита по возрасту. Графическое задание выполняет с допущением ошибок. Самоконтроль не всегда осуществляет. Штриховку выполняет.  Навыки работы с ножницами достаточно развиты. Мелкая моторика рук соответствует возрасту.

Особенности социально-эмоционального развития

(по результатам наблюдения педагога  и специалистов сопровождения)

Ребенок эмоционально устойчив. Коммуникативные качества развиты достаточно. Способен устанавливать контакты как со взрослым, так и со сверстниками. В игре соблюдает элементарные правила, осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры, выполняет ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий, способен к созданию элементарного замысла игры, активно включается, если воображаемую ситуацию создают родители (законные представители), педагогические работники.

3. Трудности освоения образовательной программы (по образовательным областям)

Социально коммуникативное развитие

Особых трудностей по освоению образовательной области не испытывает.

Познавательное развитие

- со сложностью усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- с трудом, с помощью взрослого, устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

- с трудом определяет пространственное расположение предметов относительно себя.

Речевое развитие

- не умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

- не правильно употребляет основные грамматические формы слова;

- не может передать сообщение, текст другому,

- испытывает трудности при составлении описательных рассказов, только с помощью взрослого может составить 2 предложения, не умеет рассуждать, не умеет составлять творческие рассказы;

- не владеет простыми формами фонематического анализа, не способна осуществлять простые формы фонематического анализа не владеет операциями фонематического синтеза;

- не все звуки правильно произносит.

Художественно-эстетическое развитие

Особых трудностей по освоению образовательной области не испытывает.

Физическое развитие

Особых трудностей по освоению образовательной области не испытывает.

4. Создание специальных условий

4.1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты сопровождения

Направления коррекционной работы  

(перспективные задачи)

Форма занятий

Продолжительность и частота

Учитель-логопед

- расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности. Расширять объем словаря существительных и глаголов, расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи. Упражнять в образовании и использовании в речи относительных и притяжательных прилагательных.

- формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох, развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность.

- закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности, активизировать движение речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

- совершенствовать умение различать на слух гласные звуки, закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.

- сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов различной звукослоговой структуры.

Индивидуальная

  работа

подгрупповая работа

2 раза в неделю по -15 минут

1 раза в неделю по 20-25 минут

 Педагог-психолог

 -формировать средства межличностного взаимодействия обучающихся в ходе специально созданных ситуаций и в самостоятельной деятельности, побуждать их использовать речевые и неречевые средства коммуникации; учить обучающихся пользоваться различными типами коммуникативных высказываний (задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения);

- побуждать обучающихся к внеситуативно-познавательному общению, поддерживать инициативу в познании окружающего, создавать проблемные ситуации, побуждающие обучающихся к вопросам;

-обращать внимание на заинтересованность ребенка в признании его усилий, стремления к сотрудничеству с педагогическим работником, направленности на получение результата.

- учить обучающихся взаимодействовать на положительной эмоциональной основе.

- развивать социальные эмоции: эмпатию, побуждать к сочувственному отношению к другим детям, к оказанию им помощи; формировать, внимательное и уважительное отношение к родителям (законным представителям), педагогическим работником; окружающим детям;

-создавать условия для обогащения нравственно-этической сферы, как в эмоциональном, так и в когнитивном и поведенческом компонентах; важно, чтобы ребенок не только знал о моральных нормах и правилах, но давал нравственную оценку своим поступкам и поступкам друзей; придерживался правил в повседневной жизни.

Индивидуальная и (или) подгрупповая работа

1 раз в неделю

20 минут

5. ОСВОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Образовательные области

Индивидуальные планируемые результаты, вызывающие наибольшие трудности

К концу года ребенок:

Результативность

начало

года

середина года

конец

года

Социально-коммуникативное развитие

- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

- владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании;

- выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми

- участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

- передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

- регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;

- отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и педагогическим работником, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника;

- использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

- сопереживает персонажам художественных произведений.

Познавательное развитие

- использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами;

- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).

- усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;

- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

- определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;

- владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти,

- знает цифры 0, 1-9, соотносит их с количеством предметов,

- решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;

- самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).

Речевое развитие

- правильно употребляет основные грамматические формы слова;

- владеет простыми формами фонематического анализа;

- осознает слоговое строение слова;

- правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

- пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся;

- составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

- составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, описательные, творческие рассказы.

Художественно-эстетическое развитие

- имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

- проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам

-стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности.

Физическое развитие

- выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции педагогических работников: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

- осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

- знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

- владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

ИТОГО:

Социально-коммуникативное развитие

 %

Познавательное развитие

 %

Речевое развитие

 %

Художественно-эстетическое развитие

 %

Физическое развитие

 %

*Результативность - оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:

0 - планируемые результаты не достигнуты;

1 - достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику;

2 - достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику.

6. Коррекционно-развивающая помощь:

Педагоги, осуществляющие коррекционно-развивающую работу

Индивидуальные планируемые результаты

Результативность

Формы работы

Начало года

Середина года

Конец года

Педагог-психолог

Научиться:

- Осваивает вне ситуативно-познавательную форму общения с педагогическим работником и проявляет готовность к вне ситуативно-личностному общению, проявляет готовность и способность к общению с другими детьми, способен к адекватным межличностным отношениям, проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданию замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому взаимодействию, к коллективной игре, появляется способность к децентрации, оптимизировано состояние эмоциональной сферы, снижается выраженность дезадаптивных форм поведения; способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается конструктивно разрешать конфликты, оценивает поступки других людей, литературных и персонажей мультфильмов, способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях с педагогическим работником и другими детьми, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены, проявляет способность к волевым усилиям, совершенствуется регуляция и контроль деятельности, произвольная регуляция поведения, обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живет, овладевает основными культурными способами деятельности, обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника, проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником.

Индивидуальная/

подгрупповая коррекционная работа.

Учитель-логопед

Научится:

- владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,

- выделять звуки в словах, складываются предпосылки грамотности.

- образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

- согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже.

- составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

- различать гласные и согласные звуки, и их отличительные признаки.  

- различать на слух гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданные гласные и согласные звуки.

Индивидуальная/

подгрупповая коррекционная работа.

7. Работа с родителями

Направленность

Планируемые результаты на период

Исполнитель

Формы работы

Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка.

Повысить осведомлённость родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка.

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Индивидуальные консультации родителей.

Индивидуальное консультирование по темам:

«Реализация ИОМ  в домашних условиях».

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации ИОМ, единства требований к воспитаннику  в семье и в образовательной организации.

Тесное взаимодействие с родителями в процессе разработки ИОМ, обучения ребёнка, создания коррекционно-развивающей среды.

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Педагоги группы

Участие родителей в разработке ИОМ;

Консультирование родителей по вопросам обучения ребёнка в домашних условиях, выбор единых подходов и приёмов работы.

Организация регулярного обмена инф-ей о ребёнке, о ходе реализации ИОМ и результатах её освоения

Регулярный обмен информацией о ребёнке, о ходе реализации ИОМ и результатах её освоения

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Педагоги группы

Информирование электронными средствами, личные встречи, беседы.

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.

Повышение компетенций родителей в вопросах организации совместной деятельности, овладение методами и приемами, направленными на развитие ребенка

Педагоги группы

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Мастер-классы, консультации, индивидуальные беседы, совместные мероприятия

Дата составления ИОМ: __________________________________________

Председатель ППк: _________________________________________________

Воспитатели группы: _____________________________________________________

Специалисты психолого-педагогического сопровождения:

Учитель-логопед: _________________________________________________________

Педагог-психолог: _______________________________________________________

   

 С индивидуальным образовательным маршрутом помощи моему ребенку ознакомлен и  согласен принимать необходимое участие в его реализации

 _______________________________________________________________________                             «___» ___________20__   _г.                

                   (ФИО родителя / законного представителя)

АНАЛИЗ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (на конец учебного года):

Анализ эффективности планируемых результатов освоения образовательных областей:

Анализ оценки достижения планируемых результатов по области «Познание» _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По образовательной области  «Речевое развитие»______________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По образовательной области  «Социально коммуникативное развитие» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По образовательной области «Физическое развитие»___________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ эффективности планируемых результатов коррекционно-развивающей области:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ППк МДОАУ  црр – д/с «Аленький цветочек»

На момент окончания действия ИОМ у ребенка наблюдается   _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с АООП, ОВЗ; Карта учета индивидуального развития воспитанника.

Успешность детей в освоении АООП ДО отслеживаю в процессе наблюдения за детьми в организованной и свободной деятельности, результаты которого фиксирую в мониторинговых картах. На основании анализа пол...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ

Пример составления индивидуального маршрута на воспитанника ДОУ. Структура, содержание и особенности работы с детьми-инвалидами. План реализации при взаимодействии всех специалистов ДОУ....