Формирование воспроизведения формы у детей от 0 до 3 лет.
презентация по коррекционной педагогике

Кристева Наталья Павловна

Восприятие формы предметов не является врожденным качеством. Только взрослые могут научить различать форму предметов, группировать, сравнивать предметы, выделять среди других предмет нужный  величины. Все эти навыки приходят со временем, но их нужно постепенно развивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_kristeva_n.p.pptx599.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование воспроизведения формы у детей от 0 до 3 лет учитель-дефектолог Школы №2083 Кристева Наталья Павловна

Слайд 2

Восприятие формы предметов не является врожденным качеством. Только взрослые могут научить различать форму предметов, группировать, сравнивать предметы, выделять среди других предмет нужный величины. Все эти навыки приходят со временем, но их нужно постепенно развивать. А лучший эффект от обучения у детей возникает во время игры. Уже с маленького возраста малыши исследуют окружающий мир, им интересно буквально все: цвет, величина предметов и, конечно же, форма.

Слайд 3

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве, дети накапливают в процессе манипуляции предметами: рассматривают, ощупывают их. Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящую над грудью игрушку. Возраст 4 месяца Возраст 3 месяца Возраст 5 месяца Четко берет из рук взрослого игрушку, удерживает ее в руке. Случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над грудью. Зрительно сосредотачивается на игрушке. Восприятие маленького ребёнка носит предметный характер, т.е. все свойства предмета не отделяются у ребёнка от предмета, он видит их слитно с предметом. Характерные особенности предмета ещё не приобрели в его глазах жизненное значение, не стали признаками, на которые следует ориентироваться.

Слайд 4

В 6 месяцев ребенок стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее. Предлагать его вниманию предметы разной формы (круглые, овальные, прямоугольные).В этот период прослеживается предметная отнесенность лепетных проявлений ребенка. На вопрос «Где шар?» находит взглядом предмет, неоднократно называемый и находящийся постоянно в определенном месте. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. Восприятие и действие позволяют судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления. В 8 месяцев по долгу занимается игрушками разнообразно действует с ними. Подражает действиям взрослого с игрушкой (например, толкает мяч, стучит, вынимает). Играя ребенок получает представление о свойствах предметов, мяч катится, проваливается в круглую лунку, что на кубик можно поставить другой кубик и т. п.

Слайд 5

К 11 месяцам овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого – накладывает кубик на кубик, снимает и нанизывает кольца с большими отверстиями на стержень. Появляются первые обобщения в понимаемой речи – например, по просьбе дать мяч дает любой мяч, а не один конкретный. Усвоение названий форм предметов детьми этого возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их « опредмеченные » наименования. Малышам понятно и доступно называние прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы — крышей, предметов овальной формы — огурчиком или яичком и т. д. В 12 месяцев малыш различает предметы по форме (кубик от кирпичика).

Слайд 6

Возраст 1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца В игре со строительным материалом ставит один кубик на другой (башенка), кладет кирпичики плашмя (дорожка), воспроизводит действия взрослых. Как определить? Покажите, как построить из кубиков и кирпичиков простейшие постройки (дом, машинка» и предложите построить самому. Возраст 1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев Ориентируется в 3-4- контрастных формах предметов (отличает шар, куб, призму, кирпичик). Как определить? Положите перед ребенком 3 кирпичика, 3 кубика, 3 шарика, 3 призмы. Прокатите шарик по горке (сделайте горку с желобком из подручных материалов). Попросите малыша найти еще шарики и скатить их. После этого возьмите один кубик, поставьте его. Попросите ребенка найти еще кубики и построить дом.

Слайд 7

Формируется умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм Упражнять в соотнесении плоскостных и объемных фигур с отверстиями дидактической коробки или стола. От 1 года 6 месяцев до 2 лет Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), « опредмечивая » их (цилиндр — столбик, труба) На втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник.

Слайд 8

От 2 лет до 3 лет Ориентируется в 6 контрастных формах предметов – шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус. Формируется умение называть свойства предметов. ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (крут, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков). По образцу подбирает геометрические формы, сравнивает, группирует. С 2 лет ребенок начинается воспроизводить формы предметов на занятиях рисованием, лепкой. Учится рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Начинаем подводить детей к рисованию предметов округлой формы В лепке учим раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.). Лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, баранка, колесо и др.).

Слайд 9

Заключение Форма, так же как и другие математические понятия, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Аналитическое восприятие геометрических фигур развивает у детей способность более точно воспринимать форму окружающих предметов и воспроизводить предметы при занятиях рисованием, лепкой, аппликацией.

Слайд 10

Список литературы: Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша.Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. -М. : Мозаика-синтез2003. – 120 с. Янкшко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) методиче-ское пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаика-синтез, 2013. – 72 с. Васильева М. А. и др. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 368 с. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 2004 Венгер Л.А., МухинаВ.С . Психология –М. : Просвящение , 1998.-336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста как одной из формы развития мыслительной деятельности

В данной работе даны советы и рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста с временными представлениями. "Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается  и со...

Формы взаимодействия педагогов с родителями по формированию социальной компетентности у детей

Социальная компетентность, представляющая собой адаптационное явление,  имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциона...

Формирование комуникативной компетенции у детей с ОНР посредством дидактических игр в стихотворной форме.

Презентуемый материал показывает преимущество использования  в коррекционной  работе дидактических игр в стихотворной форме. Представлен в двух презентациях....

Формирование сенсорных эталонов формы и величины как основа формирования элементарных математических представлений детей 3-го года жизни

Данные материалы пригодились мне для выступления на методическом объединении педагогов раннего  дошкольного возраста...

Консультация на тему «Внедрение нетрадиционных форм оздоровления детей: «Подвижные игры, как фактор формирования активной родительской позиции, в оздоровлении детей».

Цель: формировать активную позицию родителей в оздоровлении детей, через нетрадиционные формы и подвижные игры. Не секрет, что проблема здоровья подрастающего поколения становится все более актуальной...

Опыт работы на тему «Формирование произвольных форм общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами»

Предоставлен мой опыт работы на тему «Формирование произвольных форм общения детей старшего дошкольного возраста  со сверстниками в играх с правилами». В презентации: актуальност...